Чемодан — вокзал — история: как строилась станция Екатеринбург-Пассажирский

Это открытка 1914 года — вид строящегося вокзала 
Инженеры железной дороги на постройке линии до Екатеринбурга 
А это управление железной дороги в Перми, где проектировался екатеринбургский вокзал 
Архитектор екатеринбургского вокзала Константин Бабыкин
Ведро для шампанского начала XX века
Один из залов на первом этаже вокзала 
Таким здание вокзала было до прошлого года 
Таким вокзал стал после последней реконструкции
Чемодан — вокзал — история: как строилась станция Екатеринбург-Пассажирский
Чемодан — вокзал — история: как строилась станция Екатеринбург-Пассажирский
Фото: static.ngs.ru
Рассказываем о создании одного из крупнейших на Урале железнодорожных узлов Это открытка 1914 года —  вид строящегося вокзала 

За последние годы жителям Екатеринбурга несколько раз презентовали концепции нового железнодорожного вокзала. Ровно век назад горожане так же удивлялись техническим новинкам при строительстве екатеринбургского железнодорожного узла. Кстати, первоначально вокзал планировали строить совсем не там, где мы его привыкли видеть.


В то время глава города Иван Анфиногенов уговаривал министра путей сообщения Николая Шауфусова построить здание на восточной окраине Екатеринбурга. Но не уговорил. Только позже здесь появилась станция Первомайская.


О грандиозной постройке железнодорожного вокзала стоимостью 4 миллиона рублей местные власти объявили век назад. Строительство знакового регионального проекта растянулось на семь лет. Это и не удивительно. Как вспоминали очевидцы, работы шли ни шатко ни валко. Рабочие менялись чуть ли не каждый день, а кладчиков кирпича больше трех-четырех человек никогда не наблюдалось.


А началось все 16 мая 1907 года в 12 часов дня — с торжественного молебна, совершенного причтом привокзальной Александро-Невской церкви. Правда, через три года, 15 августа 1910-го, видимо, запамятовав, местные железнодорожники заказали новый торжественный молебен на строительстве. Хотя вокзал уже был заложен, путейцы пригласили священников Дягилева и Смородинцева для торжественного мероприятия.


Инженеры железной дороги на постройке линии до Екатеринбурга 


На вокзале внедряли различные «наноновинки» того времени. Например, воздух в новых вокзальных залах освежали кондиционеры — большие вентиляционные каналы квадратной формы, установленные у карнизов пола. А для подъема багажа на платформы был построен электрический лифт. Правда, до конца этот проект не был реализован. Лифт-то построили, но электричество подвести забыли. Так что посетители вокзала, как и прежде, доставляли свой багаж «хребтовым» способом.


Кстати, тоннель, к которому привыкли все приезжающие на станцию Екатеринбург-Пассажирский, еще век назад решили оборудовать отоплением, изразцами и электричеством. Последние два пункта сделали, но с электричеством, как мы помним, были проблемы. Уральские железнодорожники в августе 1913 года совместно с екатеринбургской городской управой планировали протянуть провода для освещения нового вокзала от железнодорожных мастерских.


Проще говоря, свет должен был производиться динамо-машинами, установленными в современном Историческом сквере в центре Екатеринбурга. Но первое время современное освещение заменял керосин. Не успев залить залы электрическим светом, помещения украсили 65 фонарями фирмы «Самоцвет». Это недоразумение компенсировали другой технической новинкой: в залах был установлен телефонный аппарат. 


К концу сентября 1913 года перрон нового вокзала залили асфальтом. 


А это управление железной дороги в Перми, где проектировался екатеринбургский вокзал 


Автором проекта здания вокзала был выдающийся архитектор Константин Бабыкин, который заложил основу архитектурного образования в Екатеринбурге. Он стал автором многих знаковых объектов города. По его проектам строились: здание Делового клуба — ныне Свердловская государственная филармония, театр оперы и балеты, комплекс зданий УПИ и многое другое. А в 1914 году он спроектировал екатеринбургский «Пассаж».



Архитектор екатеринбургского вокзала Константин Бабыкин


1 июня 1914 года главные лица Урала торжественно праздновали открытие нового транспортного объекта, украшенного гирляндами из зелени и флагов. Среди присутствующих был и Константин Бабыкин. В отличие от мелких служащих, которых к презентации не допустили, он наблюдал праздничный молебен, исполненный преосвященным Серафимом. После чего подали шампанское. Игристое вино шло под тост за государя императора.


Особенно всем участникам презентации запомнились чуть ли не полуаршинные буквы и цифры, написанные черной масляной краской в залах 1-го и 3-го классов. Именно так выглядело расписание поездов, выполненное силами учеников Екатеринбургской художественно-промышленной школы. Единственным неудобством, которое отметили участники торжественной церемонии, было отсутствие лавочек-диванов, «долженствующих быть как на всякой благоустроенной станции» на перроне. Но лавочки, как показало время, так и не появились.


Ведро для шампанского начала XX века


Если вы сейчас хотите почувствовать то же, что ощущали посетители вокзала вековой давности, то вам нужно всего лишь зайти в нынешние залы первого этажа. Окна и пространство залов остались такими же. А вот увидеть красивую лепку белого потолка с изящными розетками-розами по углам уже не удастся. «Строгий, холодный, но благородный стиль» был ликвидирован в конце 1930-х годов.


Один из залов на первом этаже вокзала 


Вокзал Екатеринбурга, которым мы пользуемся и сейчас, начал функционировать в пять часов вечера 1 июня 1914 года. И сразу же жизнь нового транспортного хаба наполнилась курьезными сценами. Простых пассажиров никак не могли приучить ходить к поездам через тоннель. Нагруженные баулами и чемоданами пассажиры буквально ползали под вагонами. И аргументы на это были «весьма весомые»:


— Что под землей-то ходить?! Уж вы не беспокойтесь, я ничего и по рельсам — не тяжело!


Служащим вокзала даже пришлось сооружать вокруг вокзала металлическую сетку. Но, как показала практика, это не помогло.


В таком виде вокзал просуществовал более 20 десятилетий и был надстроен и реконструирован перед Великой Отечественной войной. 


Таким здание вокзала было до прошлого года 


Последний год  вокзал снова реконструировали . К ЧМ территорию возле вокзала кардинально изменили: здание обнесли забором, а рядом построили пункты досмотра пассажиров, через которые люди теперь попадают на вокзал. Само здание покрасили — теперь оно бежевое. Планируется, что после ЧМ реконструкция вокзала продолжится.


А в подземном переходе, через который пассажиры выходят на перрон, все-таки построили лифты.


Таким вокзал стал после последней реконструкции


Но даже будущим строителям-железнодорожникам придется столкнуться еще с одной проблемой, которую обнаружили жители города век назад. Оказалось, что почти под железнодорожными путями находятся несколько родников и ключей, которые еще за сто лет до нашего времени просачивались сквозь изразцовую облицовку стен подземных ходов екатеринбургского вокзала.




Кстати, недалеко от здания современного вокзала расположен первый вокзал Екатеринбурга, или, как его иногда называют, — «воинский вокзал». В обе мировые войны с него уходили на фронт уральцы. Он был простроен в 1878 году. Теперь здесь расположен музей. О его истории мы подробно рассказывали в репортаже. 

Текст: Сергей СКРОБОВ
Фото: Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU, Сергей СКРОБОВ, частные архивы, Сергей Прокудин-Горский

 
По теме
Житель Двуреченска хотел купить питбайк, а в итоге стал жертвой мошенников В середине марта мужчина лишился без малого 80 тысяч рублей.
В Нижнем Тагиле вынесли приговор мужчине, который убил знакомого и выкинул труп из окна - Фото 1 - JustMedia Суд назначил ему 10 лет строгача.   Ленинский районный суд Нижнего Тагила вынес приговор уроженцу Красноярского края 1992 года рождения, который зарезал собутыльника и выкинул труп с балкона.
JustMedia
«Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
Центр соцобслуживания населения
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского
Счастье начинается с улыбки - ТриГорода.РФ Наверняка многие задавались вопросом: что же такое счастье? Для кого-то счастье – это любовь к любимому человеку, для кого-то это материальные ценности, а кому-то для счастья достаточно рядом своей семьи,
ТриГорода.РФ