«Высылаю снимок Лемешева…»

Сергей Лемешев — Ленский (Евгений Онегин) Воспоминания старого театрала Любовь ШИШКИНА , Завтра

Сейчас известны две фотографии великого русского тенора Сергея Лемешева, сделанные в период его работы в Свердловском театре оперы и балета — в ролях Берендея в «Снегурочке» и Ленского в «Евгении Онегине». Однако, оказывается, была еще его фотография, запечатлевшая певца в роли Владимира из оперы А. Бородина «Князь Игорь», которую он исполнил в свой первый актерский сезон в 1926—27 годах в нашем городе.

Об этом говорят воспоминания Сергея Александровича Скобелина — человека, широко известного в театральных кругах Свердловска и области.

Передо мной сценарий Скобелина «Встреча со старым другом (концерт-воспоминание)», который он написал для телевизионной передачи о любимом театре. «…На сцене Свердловской оперы в 1927 году Сергею Яковлевичу принадлежали все ведущие партии лирического тенора. Первая партия, спетая Лемешевым, была партия Берендея в «Снегурочке». Как сейчас помню старика с большой белой бородой и… молодые-молодые голубые глаза Сережи (как мы его называли, ведь он был немногим моложе нас). Дальше: Юродивый, Фауст, Ленский, Альфред, Рудольф, Герцог, Bладимир в «Князе Игоре» (фотография С. Я. Лемешева в роли Владимира — 1927 г.; фонограмма — ариозо Владимира из оперы «Князь Игорь»)». А в заключение приписка: «Высылаю фотографии (копии), они могут войти в фонд телестудии».

С грустью подумалось: где же сейчас этот снимок, неужели нельзя его найти? Невольно захотелось перечитать оказавшиеся в моих руках воспоминания С. А. Скобелина, прослужившего в свои юные годы статистом   в нашем оперном на протяжении четырех сезонов (сохранились его пропуска «на право входа на сцену и в зрительный зал»). Речь о периоде 1923—1927 годов.

«Родился я в 1907 году, — пишет Скобелин, — жил в самом центре Свердловска — на улице Красноармейской, дом 7, около Театра оперы и балета. …Семья у нас была музыкальная… Я с отцом пел на клиросе в Вознесенской церкви… Я впервые попал на оперный спектакль — «Жизнь за царя». Помню, как сидел на галерке, на ступеньке лестницы, мать и отец, естественно, сидели на местах, возле меня. Но я спустился на ступеньку. Мне казалось, что так будет лучше видно. Я был поражен великолепием нашего театра, очарован услышанным и увиденным на сцене, но из всей оперы запомнил только арию Вани, по годам — моего сверстника.

Партию Вани пела Юлия Чехметьева. Это был 1914 год… Я впоследствии эту арию пел (будучи еще ребенком) на семейных концертах. Я ее запомнил. Точно ноту в ноту…».

Сергей Александрович рассказывает о создании им дворового оперно-драматического театра, в котором «на серьезном уровне» ставились отрывки из опер, комедии Мольера, а консультантами-постановщиками были известные профессиональные оперные певцы — Ядвига Ивановна Пиотрович и Сергей Владимирович Крамской. Этот «Театр имени Я. И. Пиотрович», как называли его юные артисты (детвора с Красноармейской, дом 7 и близлежащих улиц), стал для них настоящей школой — открытием мира искусства. Помимо Сережи Скобелина, участниками театра были Оля Фомина (в дальнейшем — певица, солистка Свердловской филармонии), братья Борис и Виктор Порска (первый — известный музыковед, второй — инженер, но на всю жизнь самый преданный поклонник оперного театра, автор книги о его истории).

Любительский театр просуществовал до лета 1923 года… Шестнадцатилетний Сережа Скобелин, по совету Ядвиги Ивановны, пошел в оперный театр. Статистом.

«Какой там статист?! Я бегал в декоративную — растирал краски (благо я помнил, как это делал мой дед, иконописец), забегал в бутафорскую, — там работал в то время Гриша Александров (позднее — известный кинорежиссер). Лепил, клеил, красил. Думал, что все это мне пригодится. Помогал рабочим сцены ставить декорации. Я знал все идущие оперы наизусть, участвуя в хоре.

Я видел работы режиссеров Н. Н. Боголюбова, В. А. Лосского, А. И. Улуханова, дирижеров А. М. Пазовского, В. А. Бердяева, И. О. Палицина, А. Ш. Мелик-Пашаева. Прекрасные постановки — «Аида» Верди, «Кармен» Бизе, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Нерон» Рубинштейна, «Пророк» Мейербера, «Тангейзер», «Гибель богов», «Лоэнгрин» Вагнера. Чудесные постановки Н. Н. Боголюбова — «Пиковая дама» и «Травиата» и много-много опер и оперетт, не шедших на сценах театров Советского Союза. Статист… Безмолвное существо на сцене — так все считают. Тут стой, там стой, иди, уходи, вот и все. И внимания-то никто не обращает… Но Николай Николаевич Боголюбов, наш уважаемый режиссер, дал жизнь оперному театру, оживил хор, придал каждой группе характер, образ. Не обошел вниманием и нас, статистов. Я, например, во всех его операх выполнял индивидуальные роли — без слов, но которые по замыслу режиссера должны дополнять сцену.

В «Аиде» я вручал Радамесу знамя…

В «Кармен» он придумал для меня роль Патера — я иду в первом акте и благословляю детей… Акт кончился, я иду переодеваться на Пикадора — на лестнице слышу голос Николая Николаевича: «Сережа, не переодевайся, иди на сцену». Пришел. Оказывается, фантазия Боголюбова не имела границ, — он продолжил образ Патера — решил, что этому святому отцу не чужда и таверна… И вот я сижу на переднем плане с Фатьмой Мухтаровой — пьем. Позже она обливает святого отца «вином» — Патер с позором убегает… Вот такую роль придумал мне — статисту — режиссер и, видимо, я с успехом ее выполнил, так как с этого спектакля я целый сезон играл Патера.

В «Лоэнгрине» я, в костюме Пилигрима, отворял стрельчатые ворота. А это очень ответственно, ведь все движения на сцене связаны с музыкой.

И вот «Фауст». Представьте себе — на всю нашу оперную сцену — огромная гравюра. Черные, белые, серые тона. Вот старый доктор Фауст. Вызов Мефистофеля — Григорий Пирогов — Фигура… Вся опера идет в черно-белых цветах. Сад Маргариты. Сцена в храме… Но вот — финал! Я в своей жизни видел много финалов на нашей свердловской сцене. Я видел, когда Маргарита сидит в окружении ангелов, я видел, когда Маргарита жнет серпом обильное поле пшеницы. Но тут, в постановке Боголюбова, я увидел нечто новое, в то время неизвестное. Финалом была «Фаустовская эпоха». На сцене — небоскребы, подобные высотным зданиям Москвы. Люди, техника, машины, пар. Мне Николай Николаевич поручил изображать авиацию. На четвертом плане сцены был сконструирован мост, — он, конечно, был сколочен из реек, но покрашен под сталь. Трудно мне было стоять на этой живой, шатающейся конструкции. Я был одет в «золотые» трусики, «золотой» парик с кудрями украшал мой лоб. Стою. Оркестр играет знаменитый марш. Подо мной идет паровоз, обдает меня своим паром, стоять тяжело, а у ног еще гудит пропеллер, голова кружится… И вот в конце эпилога И. С. Козловский — своим ангельским голосом —   говорит, именно говорит, а не поет: «Остановись, мгновенье, ты — прекрасно!»… Это всегда встречало (вызывало) бурю аплодисментов в зрительном зале!

…Я «выходил» с Аграновским в «Аиде», с Лемешевым и Козловским в «Садко», с Уховым — секундантами Онегина…

Чудесные артисты тогда пели в нашей опере!

Д. С. Аграновский… Непревзойденный образ он создал в опере «Садко» Римского-Корсакова в заглавной партии! Радамес — в «Аиде», Элеазар — в опере «Дочь кардинала» Галеви, Самсон… Это была, пожалуй, сложнейшая и одна из любимейших его партий… Далила — Фатьма Мухтарова… Я помню, это был такой ансамбль, которому позавидовал бы любой театр…

В. Г. Ухов… Ведь он до семи раз перед занавесом, по требованию зрителей, исполнял «Увы, сомнений нет» из «Евгения Онегина»! А Я. И. Пиотрович — «Песню Леля» из «Снегурочки»!

…Спришевская, Сливинская, Лемешев, Козловский, Книжников, Месняев, Донец, Григорий и Алексей Пироговы! Огромная плеяда выдающихся певцов, галерея неповторимых образов!..».

В воспоминаниях С. А. Скобелина есть строчки о незабываемых постановках опер «Аида», «Кармен», «Травиата», об участии в свердловских спектаклях знаменитого Александра Мозжухина — брата известного киноартиста Ивана Мозжухина, о гастролях итальянского певца Вильямса Дориани…

«Это были счастливые годы! Оперный театр дал мне опору в искусстве, большие практические навыки в технике сцены, грима, в общении со зрителем. Опера дала мне фундамент, на котором можно строить здание искусства. Не хватало теории… Я еду в Ленинград, в Институт сценических искусств…».

 
По теме
В Свердловской филармонии появился уникальный передвижной орган Уникальный инструмент, который представили в Свердловской филармонии, прекрасно звучит даже в помещениях с самой плохой акустикой.
27 марта в Доме Актёра состоялся приём ветеранов сцены Свердловского регионального отделения СТД РФ (ВТО), посвящённый Всемирному дню театра!
28 марта в нашей библиотеке состоялась очередная литературно- музыкальная встреча "Вечная и прекрасная музыка слов" для участниц клуба "Здравушка".
Мастер художественной обработки бересты из Нижнего Тагила открыл свою выставку 28 марта 2024 года в Нижнетагильском музее изобразительных искусств открылась выставка мастера художественной обработки бересты, тагильчанина,
В Нижнем Тагиле вынесли приговор мужчине, который убил знакомого и выкинул труп из окна - Фото 1 - JustMedia Суд назначил ему 10 лет строгача.   Ленинский районный суд Нижнего Тагила вынес приговор уроженцу Красноярского края 1992 года рождения, который зарезал собутыльника и выкинул труп с балкона.
JustMedia
«Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
Центр соцобслуживания населения
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского