Официальная версия крушения АН-148 в Подмосковье: пилоты видели на датчиках «заниженную» скорость и пытались ее увеличить

Фото: www.ural.kp.ru
Специалисты МАК завершили расшифровку одного из «черных ящиков» [видео] Александр РОГОЗА Владимир ДЕМЧЕНКО

Стали известны предварительные выводы Межгосударственного авиационного комитета о причинах крушения Ан-148 в Подмосковье . Во вторник, 13 февраля, специалисты МАК завершили расшифровку параметрического бортового самописца с Ан-148. Того, который фиксирует в полете показания техники.

Причиной катастрофы, по всей видимости, стало неверное представление пилотов о скорости воздушного судна.

НАЧАЛ РАЗРУШАТЬСЯ ЕЩЕ В ВОЗДУХЕ...

- Комиссия МАК предварительно установила, что обогрев всех трех приемников воздуха полного давления находился в выключенном состоянии, - рассказал в эфире Радио «Комсомольская Правда» (97,2 FM в Москве) заслуженный пилот СССР, бывший замминистра Гражданской авиации СССР Олег Смирнов.

Приемник полного давления - это такая небольшая «пика» на фюзеляже. Прибор определяет атмосферное давление и скорость движения воздуха - то есть, скорость полета. Данные передаются на приборную доску пилотов. Причем, датчики (они такие же, как спидометры в автомобилях, со стрелочками) есть и у командира, и у второго пилота. Обогрев приемников включается вручную (см. «Комментарий специалиста»).

И вот самолет с выключенным обогревом приемников пошел на разгон и оторвался от земли...

В момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолетаФото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Приемники забивает снегом, плюс самолет пересекал в момент подъема облачность, это тоже добавило, - продолжает Смирнов. - Приемники стали подавать неправильные сигналы по скорости в кабину экипажа, «занижая» скорость. Пилоты в облаках ничего не видят, они ориентируется на приборы, поэтому добавляют скорость, добавляют режим двигателей. В итоге экипаж настолько раскалил двигатели, что те стали разрушаться в полете. На высоте в 1300 метров самолет летел со скоростью 600 километров в час. На такой высоте на такой скорости истребители летают, но не гражданские самолеты. Это перегрузка!

В МАКе считают, что пилоты, пытаясь нагнать скорость, разогнали борт до запредельных значений. Это привело к повышенной вибрации - флаттеру, самолет начал разрушаться еще в воздухе. Это, кстати, может объяснить большой радиус разброса обломков.

Характеристики самолёта Ан-148Фото: Алексей СТЕФАНОВ

САМОЛЕТ ВОШЕЛ В ЗЕМЛЮ НА СКОРОСТЬ 800 КМ/Ч

Пока в МАК расшифровали только параметрический самописец. Речевой готовят к копированию.

- Пока сложно оценить общую картину случившегося, - продолжает Смирнов. - Например, пока непонятно, почему при сближении с землей, когда ее было видно уже визуально, пилоты не пытались избежать удара. По данным МАК, «Ан» на скорости в 800 километров в час вошел в землю с креном 25 градусов и под углом в 30 градусов. Фактически это было пике. Почему садились так? Я считаю, что после выхода из облаков все-таки был шанс совершить жесткую посадку и спасти какую-то часть людей. Но - увы - мы пока не знаем в деталях, что происходило в кабине пилотов, была ли у них в этот момент техническая возможность сократить угол падения.

- Странностей очень много. Помните, катастрофу Як-40 в Ярославле, где погибла хоккейная команда «Локомотив»? МАК установила, что во время взлета кто-то из пилотов по какой-то причине давил на тормоз. В истории с Ан-148 могла быть какая-то несогласованность действий между членами экипажа?

- Могла. Потому что параметрический самописец записывает показатели только датчика скорости командира экипажа. Что в этот момент видел второй пилот, мы пока не можем знать. Это станет ясно, когда специалисты расшифруют речевой самописец и наложат звук на показания приборов.

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета начали работу по расшифровке данных бортовых самописцев. Фото: МАК

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

На зарубежных самолетах обогрев включается автоматически

Почему летчики не включили обогрев приемников воздушного давления? Скорее всего, просто забыли...

- Во времена СССР это была очень частая проблема, - рассказал «КП» вице-президент профсоюза летного состава Олег Приходько. - Очень часто летчики забывали включать его. Потому что сделать это нужно перед самым взлетом, минут за 5. А в этот момент у летчика столько дел, что это может вылететь из головы. Ведь это маленький неприметный выключатель на самом верху панели. На зарубежных самолетах - на «Боингах», и «Эйрбасах» - обогрев приемников воздушного давления тоже можно забыть включить. Но там он все равно включится автоматически. А у нас... Раньше, даже в советские времена, некоторые самолеты специально дорабатывали, делали так, чтобы обогреватель включался автоматически. А тут сравнительно новый самолет и без этой важной опции! Да это анахронизм, я думаю, такие самолеты и в эксплуатацию принимать нельзя. Но сейчас, естественно, во всем обвинят летчиков...

Самолет АН-148, вылетевший из Домодедово в 11 февраля в 14.21 по московскому времени, через пять минут после взлета рухнул в ПодмосковьеФото: Виктор ГУСЕЙНОВ

А В ЭТО ВРЕМЯ

За неделю похожие проблемы были у других экипажей

Примечательно, что проблемы с датчиками скорости во время последних снегопадов были зафиксированы далеко не впервые. 12 февраля, еще до того, как удалось найти «черные ящики» Ан-148, «Росавиация» распространила письмо с требованием обратить внимание на обледенение приемников давления. В этом письме указывается, что 4-5 февраля, в дни сильного снегопада, было зафиксировано семь инцидентов, связанных с некорректными показаниями скорости на самолетах типа RRJ-95B (это «Сухой-Суперджет»). Все инциденты произошли на начальном этапе полета, и во всех случаях экипажи приняли решение о возврате на аэродром. «По предварительным данным, после осмотров самолетов были обнаружены отложения льда на фюзеляже перед приемником воздушного давления», - говорится в письме «Росавиации».

Какая связь между катастрофой Ан-148 и инцидентами с семью «Супер-джетами»? Поскольку это лайнеры условно отечественного производства, не исключено, что системы измерения скорости и ее защиты от неблагоприятных погодных условий схожи. По крайней мере аналогичная катастрофа Ан-148 во время учебного полета 9 марта 2011 года по некоторым сведениям тоже произошла из-за неправильных показаний датчика скорости. Тогда пилоты тоже разогнали самолет, и он разрушился в воздухе. Тогда погибли 6 членов экипажа.

ОФИЦИАЛЬНО

- Данные предварительного анализа данных бортового самописца получены Следственным комитетом России, - сказала «КП» официальный представитель СКР Светлана Петренко. - В соответствии с предположениями представителей МАК фактором развития особой ситуации в полете могли стать неверные данные о скорости полета на индикаторах пилотов, что в свою очередь, видимо, было связано с обледенением приемников полного давления при выключенном состоянии систем их обогрева. Эти данные следствие будет рассматривать в совокупности с другими материалами уголовного дела, версия специалистов МАК будет проверяться наряду с другими.

МЕЖДУ ТЕМ

Могло ли обломки Ан-148 разбросать в радиусе километра, если взрыв случился только после падения

В истории с крушением пассажирского Ан-148 в Подмосковье версию о теракте отвергли практически сразу. Сначала сообщили, что на обнаруженных фрагментах самолета следов взрывчатки не нашли. Затем с официальным заявлением выступил Следственный комитет (а в расследовании сейчас участвуют около сотни сотрудников СК): «Установлено, что в момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета». Тем не менее в соцсетях время от времени всплывают конспирологические версии о теракте (подробности)

СПИСОК ПОГИБШИХ В АВИАКАТАСТРОФЕ АН-148

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Экипаж разбившегося Ан-148: «У нас возникли проблемы. Через минуту мы вам скажем, связываемся с техсоставом...»

Пилоты обнаружили технические неполадки прямо перед взлетом. Появилась полная расшифровка переговоров борта с диспетчером (подробности)

ВЕРСИИ

Главные версии катастрофы Ан-148: человеческий фактор, отказ двигателя и погода

На борту лайнера был 71 человек. Следственный комитет возбудил уголовное дело ( подробности )

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Три вопроса эксперту о загадках катастрофы Ан-148 «Саратовских авиалиний»

Двое суток прошли с момента крушения самолета Ан-148 в Подмосковье, которое унесло жизни 71 человека. По-прежнему в картине произошедшего остаются немало "белых пятен". По просьбе «Комсомольской правды» пилот первого класса, командир аэробуса А320 Андрей Литвинов прокомментировал некоторые неясные моменты, которые обсуждаются в СМИ и социальных сетях (подробности)

Поделиться видео </> x HTML-код

Поиск обломков Ан-148: съёмка с воздуха. Обломки рухнувшего в Подмосковье Ан-148 разбросало на площади 30 гектаров. Фрагменты самолёта и тела погибших продолжают искать спасатели.

Еще больше материалов по теме: «Пассажирский самолет Ан-148 потерпел крушение в Подмосковье»

Последние новости Свердловской области по теме:
Официальная версия крушения АН-148 в Подмосковье: пилоты видели на датчиках «заниженную» скорость и пытались ее увеличить

- Екатеринбург
Причиной крушения самолета Ан-148 могли стать неверные данные о скорости полёта на индикаторах пилотов из-за обледенения датчиков.
23:22 13.02.2018 Накануне.Ru
В момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ - КП Екатеринбург
Официальная версия крушения АН-148 в Подмосковье: пилоты видели на датчиках «заниженную» скорость и пытались ее увеличить - Екатеринбург
Специалисты МАК завершили расшифровку одного из «черных ящиков» [видео] Александр РОГОЗА Владимир ДЕМЧЕНКО Стали известны предварительные выводы Межгосударственного авиационного комитета о причинах крушения Ан-148 в Подмосковье .
21:11 13.02.2018 КП Екатеринбург
 
По теме
Митинг памяти погибших членов экипажа и пассажиров рейса "Саратовских авиалиний". На переднем плане несут фото пилота Валерия Губанова. - КП Екатеринбург Авиакомпания опровергла отсутствие допуска к полетам у Валерия Губанова Алексей ИВАНОВ Авиакомпания "Саратовские авиалинии" выступила с официальным опровержением информации о том,
18.02.2018
Специалистам все-таки удалось «вскрыть» поврежденный в авиакатастрофе второй «черный ящик» - речевой самописец Фото: REUTERS - КП Екатеринбург Полная картина авиакатастрофы в Подмосковье будет у экспертов МАК в течение недели [видео] Александр РОГОЗА Владимир ДЕМЧЕНКО В Москве продолжается расследование крушения летевшего в Орск самолета Ан-148,
15.02.2018
Бортовой самописец, обнаруженный на месте крушения лайнера. Фото: REUTERS - КП Екатеринбург Им удалось расшифровать данные с речевого самописца [видео] Семен ЕЛЕНИН Экспертам Межгосударственной авиационной комиссии удалось успешно расшифровать данные второго «черного ящика»с борта самолёта Ан-148,
15.02.2018
 
Виктор Алкснис поделился своим мнением о катастрофе Ан-148 Фото: facebook.com - КП Екатеринбург На Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) специалисты обсудили предварительные итоги расследования авиакатастрофы Елена АФОНИНА Владимир ДЕМЧЕНКО Что произошло на борту Ан-148, разбившегося 11 февраля?
14.02.2018
Характеристики самолёта Ан-148 Фото: Алексей СТЕФАНОВ - КП Екатеринбург У известного политика, полковника ВВС в отставке, - своя версия трагедии [инфографика, видео] Евгений САЗОНОВ Александр РОГОЗА Виктор Алкснис политик, бывший депутат Госдумы и военный летчик в отставке,
14.02.2018
 
На месте падения самолета Ан-148 в Подмосковье обнаружили 1,4 тысячи фрагментов тел и почти 500 обломков, сообщил РИА Новости представитель оперативного штаба на месте ЧС.
13.02.2018
Самолет АН-148, вылетевший из Домодедово в 11 февраля в 14.21 по московскому времени, через пять минут после взлета рухнул в Подмосковье Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ - КП Екатеринбург Пилоты обнаружили технические неполадки прямо перед взлетом. Появилась полная расшифровка переговоров борта с диспетчером Вчера в Сети появилась запись переговоров предположительного экипажа разбившегося самолета с диспетчером.
12.02.2018
 
Знакомые знали, что девочка живет в ужасных условиях, но не шли в полицию, потому что "потом затаскают" Елена КОНОВА - На похоронах тело Полины накрыли белой тканью, она выглядела как пластиковая,
21.07.2018 КП Екатеринбург
Женщина пришла на мелкую операцию по коррекции фигуры, а в итоге была вынуждена бороться за свою жизнь Андрей ЛЕОНОВ Жизнь у сибирской девушки Мирославы (имя изменено по просьбе героя публикации,
20.07.2018 КП Екатеринбург
Сквер у Оперного начнут преображать в ближайшие недели - Вечерний Екатеринбург Площадь перед Екатеринбургским театром оперы и балета в скором времени будет вымощена гранитной плиткой, а в сквере, который окружает храм Мельпомены, появятся новые дорожки с удобным и прочным покрытием, современные светильники,
20.07.2018 Вечерний Екатеринбург
Тобольский кремль — единственный сохранившийся каменный кремль в Сибири - e1.Ru Едем покорять Сибирь, где работает музейный комплекс-заповедник федерального размаха Тобольский кремль — единственный сохранившийся каменный кремль в Сибири Тобольск — очень удобный,
20.07.2018 e1.Ru
Оргкомитет городского конкурса на эскизную модель скульптурного знакового объекта в городе Нижний Тагил принял решение объявить второй этап творческого соревнования, поскольку первый не выявил явного лидера.
20.07.2018 Тагильский рабочий
Генеральный директор Оргкомитета "Россия-2018" Алексей Сорокин Фото: Александр ГЛУЗ - КП Екатеринбург Уже неделю мы учимся жить без чемпионата мира. Привыкаем, что бесшабашные латиноамериканцы исчезли с улиц российских городов, а вечером безуспешно переключаем с канала на канал, в поисках футбола.
21.07.2018 КП Екатеринбург
Чем жгучая блондинка так полюбилась миллионам болельщиков во время чемпионата мира по футболу Дарья АСЛАМОВА Она стала королевой сердец на чемпионате мира по футболу в России.
20.07.2018 КП Екатеринбург
Виктор Тестов принял участие в открытии барельефа «Железные дороги в истории России» - Городская Дума В пятницу, 20 июля 2018 года, в Екатеринбурге в сквере возле Управления Свердловской железной дороги открылся памятник-барельеф «Российские железные дороги в истории России».
20.07.2018 Городская Дума