Уральская глубинка хранит невероятные сокровища и память о замечательных людях
Давно убедился — понятие «культура в провинции» совершенно не тождественно понятию «провинциальная культура», ибо многие атрибуты духовной жизни уральской глубинки сделали бы честь любому уважающему себя городу с претензией на «столичность».
Возьмем, к примеру, Алапаевск и расположенный в этом городе дом-музей Петра Чайковского… Который раз с прискорбием вынужден констатировать: десятилетия культурно-исторического нигилизма сформировали в нашем сознании устойчивый социально-психологический штамп — кричащего равнодушия к сокровищам родной культуры. Не понаслышке знаю: в любой стране первое, что встретит приезжающего в тот или иной город — это громкая информация о живших здесь великих земляках — родившихся, умерших, даже проехавших транзитом. И это правильно: с этого, строго говоря, начинается та самая пушкинская «любовь к отеческим гробам». Но… вот вам абсурд уральского разлива: остановите на улице первого попавшегося прохожего и задайте дурацкий в своей простоте вопрос — где конкретно в России родился величайший композитор нашего Отечества Петр Ильич Чайковский? Тот самый — слава и гордость России, само имя которого за рубежом стало одним из главных символов нашей страны? Уверяю вас: если даже в ответ вас не пошлют гораздо дальше государственной границы, вы членораздельного ответа не получите. Самый мягкий вариант — «А Бог его знает!». Между тем родился величайший русский композитор на Урале (конкретно — в удмуртском городе Воткинске); детство же будущего светила русской и мировой музыки прошло в Алапаевске. Где его отец –— тоже очень крупная фигура уральской и российской истории, выдающийся инженер-машиностроитель и будущий ректор столичного Технологического института — работал управляющим на местных металлургических заводах… Чем не повод для патриотической гордости? Дом-музей Чайковского в Алапаевске без преувеличения — один из самых главных объектов в культурной географии нашей области. Кстати, во всей России домов-музеев великого композитора — всего 3—4! В Алапаевске любовно и кропотливо собраны материалы как о детстве будущего гения, так и о его последующей творческой биографии. Здесь же в числе экспонатов — артефакты, связанные с семьей Чайковских, в частности — братьев великого композитора. Их было пятеро, а двое младших — близнецы Модест и Анатолий — родились как раз в этом доме в Алапаевске. Кстати, братья Петра Ильича тоже были людьми в высшей степени незаурядными. Так, старший, Николай, стал основателем первого дома-музея Чайковского в подмосковном Клину. Младший же, Модест, состоялся как талантливый литератор — именно он был автором либретто (словесного текста) последних опер мастера, «Пиковой дамы» и «Иоланты»...
В доме-музее регулярно проходят концерты и творческие вечера: можно сказать, что именно это учреждение является сосредоточением культурно-художественной жизни города.
Но алапаевский дом-музей — это не только дань памяти великому композитору. Это еще и своеобразный памятник жизни и деятельности нашей землячки, чье имя (увы!) практически неизвестно за пределами Алапаевска. Уже восемь лет, как нет в живых этого человека, чья жизнь была подвижничеством и культурным подвигом; женщины, которая воплощала, без преувеличения, лучшие черты русского интеллигента. Имя ее — Вера Борисовна Городилина. Именно она бескорыстно взяла на себя совершение неподъемного для обычного человека дела — восстановление исторической памяти. Всего города и каждого его жителя в отдельности. И добилась своего — поэтому в городе есть созданный ею музей Петра Ильича Чайковского, сегодняшняя визитная карточка Алапаевска. Вера Борисовна наглядно продемонстрировала, что может сделать один человек (притом — слабая женщина, немолодая и нездоровая), обладающий самым главным — силой человеческого духа.
Хорошо помню ее еще с тех лет, когда был зеленым студентом-первокурсником Уральской консерватории, впервые приехавшим в Алапаевск в составе концертной студенческой бригады. Как сухонькая седая старушка встречала нас, изрядно помятых в электричке и растерянных, на вокзале, как вела к себе домой в маленькую квартирку (как мы у нее размещались вчетвером — не знаю). И как она вводила нас в построенный ею Храм Культуры и Памяти, и мы на всю оставшуюся жизнь получали уроки культурной сопричастности… Особенно поразило меня тогда, что все она делала своими руками, и на свои деньги — пенсионные крохи. Государство помогало культурной подвижнице в степени самой минимальной… Но Вера Борисовна не только создала дом-музей — она еще и организовала в нем уникальную коллекцию музыкальных инструментов мира. Таких в России всего три: аналоги — только в Москве и Питере! Все экспонаты она лично выписывала из разных стран. При этом оплачивая все, разумеется, из своего не бездонного кармана, и тут же сама мастерила из подручных материалов миниатюрные копии этих инструментов. Все это сейчас можно увидеть в залах дома-музея. Сами инструменты совершенно уникальны: где вы еще в России увидите, скажем, норвежскую скрипку «хардингфеле» (у нее не 4 струны, а 8) или старинную стеклянную гармонику, пятиметровую узбекскую свадебную медную трубу «карнай» или же польский «козлобас» (народный контрабас с головкой в виде козлиной морды с настоящей бородой)? Причем некоторые из них можно потрогать руками.
Чтобы лицезреть дом-музей, достаточно потратить три часа езды на автобусе. Было бы только желание — да еще чуточку подлинной национальной гордости и стремления прикоснуться к свету гениальности и силе человеческого духа. Того, что завещали нам великий русский композитор и маленькая женщина из уральской глубинки…
Дмитрий СУВОРОВ