Для обеспечения бесперебойного и безопасного движения поездов, своевременной подготовки сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к пропуску паводковых и ливневых вод на Свердловской магистрали разработан и реализуется комплекс специальных мероприятий.
По прогнозам гидрометеорологической службы СвЖД, начало весеннего паводка в границах дороги ожидается во второй половине апреля. По оценкам специалистов, максимальный уровень воды в реках в этом году будет ниже средних многолетних величин на 0,5 – 1,5 метра. Однако при резком потеплении развитие весеннего половодья может быть достаточно быстрым.
В Екатеринбурге работает штаб по подготовке к пропуску паводковых вод, который возглавляет первый заместитель начальника дороги. Во взаимодействии с органами государственной и муниципальной власти, подразделениями МЧС России оперативные штабы формируются также в регионах и на основных станциях СвЖД.
В зоне повышенного внимания находятся искусственные сооружения – мосты, тоннели, земляное полотно железных дорог. Проводится работа по вскрытию от снега и льда кюветов, проверке плотин и водохранилищ, мониторингу данных уровня воды у мостов. Определены приоритетные участки для проверки состояния водопропускных труб, опор контактной сети, систем водоотводов на станциях и прилегающих территориях. Принимаемые меры нацелены, прежде всего, на исключение случаев деформации земляного полотна.
Для предотвращения размывов, разрушений инженерных сооружений и ликвидации возможных последствий паводка на СвЖД будет сформировано 24 противоразмывных поезда с камнем, щебнем и пиломатериалами.
Места их дислокации – крупные узлы и станции, находящиеся вблизи участков, где существует риск размыва земляного полотна и повреждений искусственных сооружений. Составность поездов зависит от протяженности участков обслуживания и количества потенциально опасных мест. Всего для доставки щебня подготовлено 79 железнодорожных платформ. Для проверки готовности противоразмывных поездов проведены учения.
Для завершения вывоза снега со станций, вскрытия водоотводов и лотков максимально задействована специальная техника. Организованы дополнительные обходы и дежурства работников дистанций пути в местах со скально-обвальной выемкой и на малых искусственных сооружениях с недостаточной водопропускной способностью. С целью обеспечения сохранности железнодорожных объектов на время паводка создаются аварийные бригады, которые могут быть мобилизованы в течение двух часов с момента оповещения.