Сегодня сатирики находят свою аудиторию благодаря интернету. Фото: Дарья Плетнева
Одним из объектов обсуждения на симпозиуме «Мобилизация реальности» в рамках 3-ей Уральской индустриальной биеннале современного искусства стало творчество музыканта Васи Обломова. Сатиру как инструмент мобилизации людей на протяжении нескольких десятилетий рассмотрела в своем выступлении доцент департамента философии Лилия Немченко.
Сегодня площадок для сатиры, какими в советское время были журнал «Крокодил» и киножурнал «Фитиль», нет — сатирики находят свою аудиторию благодаря интернету. Вася Обломов здесь один из успешных примеров, при этом артист практически не изобретает ничего нового в жанре сатиры — в основном, он пользуется теми же приемами, что и куплетисты, высмеивавшие жизнь в советское время.
Обломов так же занимает позицию наблюдателя, что и советские сатирики, активно использует языковую игру и цитирование в своих песнях, а также узнаваемые музыкальные мотивы. И хоть они часто относятся не к тому стилю музыки, который любит аудитория Васи Обломова, его композиции популярны все равно. Основное, что отличает его от советских авторов — это возможность говорить на любые темы и более широкая многоплановость текстов — в них можно найти и вторые, и третьи смыслы.
Наверное, ни Леонид Утесов, ни Илья Набатов не могли вообразить, что их может услышать более миллиона человек. А сегодня это возможно благодаря интернету. «Используя традиционную советскую систему — вход через телевизор, Вася Обломов отвоевал себе место одного из немногих критических голосов», — отмечает Лилия Немченко.