Массовые увольнения и сход вагонов с рельсов. О выживании свердловских трамвайщиков перед началом войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

Фото: www.justmedia.ru
В отдельные годы вместо 100 на лини стали выходить 40-45 вагонов.

Вслед за несколькими ударными годами развития трамвайного движения в Свердловске начался резкий спад. Подвижный состав нуждался в ремонте, сотрудники массового увольнялись. Все работы, в том числе укладка и чистка путей, делались вручную – помогали лом и кони.

 

О том, как решались серьезные проблемы трамвайщиков, создании первого снегоочистителя и «кладбище трамваев» в продолжение спецпроекта «Е-транспорт».

 

 

                                    Сотрудники СГЖД на тяговой подстанции №2, 1934 год 

 

В городе активно строили рельсы, закупали вагоны, но для дальнейшего развития сети катастрофически не хватало мощности электроподстанции. Трамвайщикам приходило ограничивать выпуск вагонов на маршруты. Уже вышедшие на линию часто стояли в ожидании подключения единственной трамвайной подстанции к городской сети. С увеличением подвижного состава ситуация ухудшалась. Для решения этой проблемы городские власти построили и запустили две новые подстанции - в 1933 и 1934 году. После этого электроэнергии стало хватать, но отпускали ее строго по лимиту.

 

 

 

«Электрическое хозяйство требовало серьезного переустройства. Для ремонта тяговых подстанций не хватало запасных частей, контактной сети – необходимой техники. Ремонт осуществлялся с аварийной вышки, которая передвигалась с помощь конной тяги.  Это было очень долго поэтому чаще использовали лестницу длинной около 7-и метров. Иногда их связывали по две. Полутонную мачту ставили вручную», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год.

 

Первую автовышку для ремонта контактной сети смонтировали в мае 1936 года. В 1939 году на базе МС100 оборудована еще одна вагон-вышка.

 

 

                    Угол Ленина-Пушкина, 1930-е годы.  ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody

 

Сложным оставался вопрос ремонта трамвайных путей. Сварочные агрегаты, рельсы, шпалы, щебенка по-прежнему подвозились на конной упряжке. В начале 1930-х основными инструментами путейцев были лопата и лом. В связи с этим качество ремонта оставалось очень низким. Пути от снега и гололеда также продолжали очищать дедовским способом. Первые снегоочистители появились только в 1935 году.

 

 

Электрический кран на рельсовом ходу, созданный инженерами конструкторской службы пути в 1949 году

 

«Трамвай не справился с планом ремонта подвижного состава и пути. В результате - наличие большого схода вагонов с линии из-за технических неисправностей, что нарушает регулярность движения, создает перебои», - писали в октябре 1936 года в газета «Трамвайщик».

 

Чтобы исправить эту ситуацию, замначальника службы движения Рубин в 1938 году предложил создать трамвайный поезд с прицепом, где всегда бы были домкраты, тележки, шпалы и другой инвентарь для ремонта пути. Его идея была поддержана.

 

 

                  Дом союзов и биржа труда, 1930-е годы ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody

 

Не было у трамвайщиков и хороших мастерских для ремонта подвижного состава. Из оборудования – только один колесно-токарный станок. Строительство первых вагоноремонтных мастерских началось только в 1931 году, когда трамваи стали массово нуждаться в ремонте. Стройка затянулась на 4 года. Кузова вагонов, моторы, тележки для осмотра поднимали простыми ручными домкратами. Даже смотровых ям не было.

 

 

Площадь 1905 года. ФОТО: «Ностальгия по Свердловску. Часть 16» Транспортная серия. 
Снимок из госархива Свердловской области, опубликован на сайте 1723.ru

 

Насколько сложной была проблема энергетической и ремонтной необеспеченности трамвайщиков показывает годовой отчет о работе предприятия за 1935 год:

 

«Работа трамвая началась в крайне неблагоприятных условиях. В январе на подстанции №1 один из двух трансформаторов вышел из строя. Вместо 100 на лини стали выходит 40-45 вагонов. Состояние подвижного состава было доведено до износа. Более 50-и процентов вагонов требовали неотложного ремонта, около 20-и находились в парке по несколько месяцев в ожидании крупных ремонтов. Город помог со строительством и оснащением вагоноремонтных мастерских», - говорилось в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга».

 

                                          Строительство линии на ВИЗ, 1930-е годы

 

В апреле 1935 года ВРМ были достроены и пресловутое «кладбище вагонов» было ликвидировано. Уже к третьему кварталу на линии снова выходили 118-120 единиц. Сразу существенно выросла прибыль. Годовой план по перевозке впервые за несколько лет был выполнен и составил 103 процента.

 

 

                                            ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody

 

«В XX годовщину Октябрьской революции свердловскому трамваю исполнилось 8 лет. За этот сравнительно короткий срок он по своему развитию и мощности не только догнал построенные до революции трамваи, но и обогнал большинство из них. Так, из 33-х трамваев, построенных до революции по количеству подвижного состава, а, следовательно, перевозкам наш трамвай обогнал 23. Среди них: Казанский, Саратовский, Ярославский, Архангельский», - писал  в заметке: «Рост свердловского трамвая»  в газете «Трамвайщик» в 1937 техрук А.Н Попов.

 

 

                        Вагоны серии "Х" эксплуатировались в Свердловске с 1929 по 1972 годы

 

Преобразился внешний вид кондукторов и вагоновожатых. После того, как в 1934 году свердловский трамвай выделили из городского транспортного треста и сделали самостоятельным предприятием, получившим имя «Свердловская городская железная дорога», у них появилась фирменная форма. На пиджаке были два ряда пуговиц и скрещенные на петлицах молоточки. На голове в теплое время года столрудники трамвая носили берет, зимой – шапку-ушанку с аббревиатурой СГЖД.

 

 

                          ФОТО:  skyscrapercity.com, опубликовано пользователем Lisitsin  

Однако труд вагоновожатых и кондукторов оставался очень тяжелым. Их рабочий день начинался рано утром и заканчивался в 2.00. Как и в целом по городу, остро стояла проблема с жильем. Обеспеченность им на душу населения в те годы в Свердловске была чуть не самой низкой в стране.

 

 

                                                  Духовой оркест трампарка, 1938 год

 

Текучесть рабочей силы с 1936 по 1938 годы по итогам каждого месяца составляла 100%. За это время на обучение были потрачены 233 тысячи рублей. И ни копейки не вложено в строительство жилья. Людей не хватало, это приводило к переработке, увеличению аварийности и, как следствие этого, простою вагонов и нарушению регулярности движения. Так, за 10 месяцев 1938 года приняты 963 человека, уволены – 1076.

 

 

                                  ФОТО: Обычный-свердловск.рф/свердловский-трамвай

 

«10 ноября 1938 году горсовет принял решение: отремонтировать жилой дом на Энгельса; изыскать для постройки 12-квартирного дома лес; найти 1500 метров кубических дров для трудящихся; выделить для руководства трамвая три двухтомные квартиры; дать 500 пар валенок, 300 комплектов телогрее и брюк, 100 полушубков, выделить 20 тысяч штук шпал для капремонта путей и 8000 – на укладку новых», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга».

 

 

                                        Площадь перед железнодорожным вокзалом

 

Именно с конца 1938 года начался новый период в развитии трамвая. Накануне войны свердловский трамвай имел лучшие показатели за всю свою историю. Ежедневно по 11 маршрутам курсировали 123 трамвая. На балансе парка значились 3 электровоза, 2 снегоочистителя, по одному грузовому и спецвагону, а также 17 грузовых платформ.

 

 

        Трамвай, идущий по Свердлова. ФОТО: Обычный-свердловск.рф/свердловский-трамвай

 

За 8 лет существования СГЖД (с момента запуска трамвая в 1929 году – прим. ред.) количество вагонов выросло с 10 до 136, длина пути - с 13,5 до 60 км, количество работников - с 15-и до 1600 человек. В хозяйство трамвая с момента создания вложено около 14 млн рублей. За первые 10 лет он перевез 653 млн пассажиров.

 

При подготовке использовались материалы книги: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год, «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», фото музея «Истории трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге».  Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и музею ЕТТУ.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения в Екатеринбурге читайте  здесь,   здесьздесьздесь   и  здесь , трамвайного – здесьздесьздесь и здесь

 

 

 
По теме
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru Многие люди работали 24 часа в сутки. В годы Великой Отечественной войны женщинам-трамвайщикам приходилось очень трудно.
08.08.2017
Время, проведенное с пользой - Администрация Ленинского района Среди трудовых будних ребят из отряда клуба по месту жительства «Надежда» всегда найдется время для досуга.
01.08.2017
 
Министерство строительства и развития инфраструктуры области назначило на 3 августа публичные слушания по проекту планировки и межевания территории для строительства трамвайной линии в микрорайоне Академический.
17.07.2017
 
Работа для жителей и на перспективу: трамваю в Солнечном быть! - Ekburg.Ru Подписание соглашения по вопросу строительства трамвайной ветки, которая свяжет Солнечный микрорайон с центром уральской столицы, состоялось в среду, 12 июля, на международной промышленной выставке «Иннопром-2017».
12.07.2017
В Нижнем Тагиле временно закроют трамвайное движение на Тагилстрой для ремонта путей - Тагильский рабочий Как сообщили в организации «Тагильчане за трамвай», со среды, 12 июля, ориентировочно на две недели закрывается движение на линии Тагилстроя для проведения ремонта трамвайных путей на перегоне «Комсомольская – ДК НТМК»,
11.07.2017
Автомобили перекрыли движение - e1.Ru По словам очевидцев, лихач уходил от погони ГИБДД Автомобили перекрыли движение Вечером 20 июня в Сочи неподалеку от аэропорта водитель ВАЗ-21099 со свердловскими номерами лоб в лоб врезался в Lexus.
21.06.2018 e1.Ru
Теперь водители грузовых автомобилей должны будут платить за проезд Елена БЛАГИНИНА Жители Сухого Лога вынуждены платить деньги за проезд по единственному грузовому мосту.
20.06.2018 КП Екатеринбург
Бабушка ходила по Вторчермету - e1.Ru Пожилая женщина не могла назвать свой адрес и мерзла на улице Бабушка ходила по Вторчермету Прохожие в Екатеринбурге помогли потерявшейся бабушке, которая не могла вспомнить свой адрес и мерзла на улице.
22.06.2018 e1.Ru
В таком состоянии после аварии была машина скорой - e1.Ru В ДТП погибла пациентка, которую везли в больницу В таком состоянии после аварии была машина скорой Верх-Исетский районный суд вынес приговор водителю грузовика Volvo Андрею Рязанову,
21.06.2018 e1.Ru
1 - Каменская Епархия 20 июня 2018 года в Храме-на-Крови журналистам была представлена «Царская комната» - благоукрашенный алтарь придела в честь святых Царственных страстотерпцев, который возведен на месте убиения Царской семьи.
22.06.2018 Каменская Епархия
Забивака - УралПолит.Ru ЕКАТЕРИНБУРГ, 20 июня, УралПолит.Ru. Забивака приедет 27 июня. На фан-зону Екатеринбурга приедет знаменитый маскот Чемпионата мира по футболу: волк Забивака.
20.06.2018 УралПолит.Ru
Начнём с отечественного колорита. Русские болельщики в Екатеринбурге - e1.Ru 35 запоминающихся снимков и образов Неделя мундиаля позади. Все эти дни мы не только рассказывали вам, что происходит в стране, заражённой футбольной лихорадкой, но и добывали яркие фотографии болельщиков.
21.06.2018 e1.Ru
Сборная Франции уже вышла в 1/8 финала, но все равно намерена выиграть матч с Данией - JustMedia.Ru Вчерашнюю игру с Перу Дидье Дешам оценил на «отлично». После вчерашней победы над перуанцами сборная Франции вышла в 1/8 финала ЧМ-2018 и занимает в данный момент первое место в своей группе турнирной таблицы.
22.06.2018 JustMedia.Ru
Управление гражданской защиты публикует результаты анализа работы ЕДДС МКУ «Управление гражданской защиты городского округа Верхняя Пышма» за май 2018 года.
21.06.2018 Администрация Верхняя Пышма