«А ты так можешь?»
Мастер-класс «А ты так можешь?» модерировали директор МАОУ СОШ № 43 – ресурсного центра по работе с молодыми педагогами Елена Белова , руководитель городской педагогической ассоциации молодых педагогов г. Екатеринбурга Максим Новиков и руководитель областной ассоциации молодых педагогов Свердловской области Даниил Кукутин .
Немного провокационное название, напоминающее конкурс «А вам слабо?», было выбрано, по словам Елены Геннадьевны , не с целью помериться знаниями и умениями, а для того, чтобы каждый молодой педагог поделился с другими своими собственными находками и открытиями, которые он уже применяет, и которые действительно работают. Секретов профессионального мастерства и идей по самосовершенствованию в педагогической профессии было в ходе работы высказано столько, что секцию можно было бы назвать и «Методической копилкой».
В мастер-классе активно участвовали и молодые педагоги (в том числе совсем молодые, работающие первый год), и студенты УрГПУ. Вместе с модераторами участники обсудили, какие причины приводят молодых педагогов в эту профессию и, самое главное, удерживают в ней. Параллельно возник вопрос и о том, удается ли начинающим учителям после рабочего дня возвращаться домой в ресурсном состоянии, не опустошенными физически, душевно и интеллектуально. Молодые учителя признались, что не удается, и причиной является слишком большое количество часов. Однако есть факторы, которые служат им поддержкой и наградой – это любовь и доверие детей, это ощущение собственной личной состоятельности, и это высокие результаты, которые дети показывают на аттестации. Последним примером поделилась молодая учительница математики, которая, несмотря на небольшой стаж, работает с выпускными классами и успешно готовит их к ЕГЭ.
Елена Белова отметила, что в наше время у молодых педагогов объективно много возможностей. Во-первых, кризис изменил рынок труда, и на фоне резкого уменьшения количества вакансий и уровня зарплаты сделал профессию педагога в материальном плане довольно привлекательной. Во-вторых, из школ естественным образом уходят стажисты, и молодые педагоги теперь не должны ждать годами, пока освободятся лучшие школьные вакансии, достаточно быстро делают карьеру.
Молодые педагоги обсудили технологии, позволяющие выживать и развиваться, качественно делая свое дело. Например, такой простой вопрос – как разбить детей по группам для групповой работы? Было предложено множество способов, интересных, не обидных для самооценки детей, экономящих время учителя и позволяющих добиваться поставленной цели.
Очень интересным стало обсуждение современного урока. Все были единодушны в понимании, что современный урок – это не урок по модной методике, не урок с большим количеством суперсовременной техники. Это урок проблемный, урок, связанный с жизнью, выводящий на задачи и запросы сегодняшнего дня. Это урок междисциплинарный. Огромная проблема состоит в том, что многим педагогам неинтересны другие сферы знания, и по-прежнему литераторы в массе учатся только у литераторов, историки у историков, физики у физиков. Однако эта картина понемногу, но меняется, и молодые люди подтвердили, что им интересны уроки коллег из других сфер. По возможности они их посещают, правда, возможностей в режиме реального школьного времени очень мало.
Деловая игра в конце мастер-класса позволила детально разработать современный урок – его начало (первая группа работала над тем, как сделать его ярким и увлекательным), основную часть (вторая группа работала над задачей успешно реализовать содержательную сторону), и завершением (этим занималась третья группа). Участники мастер-класса работали очень увлеченно, а после мастер-класса горячо благодарили модераторов. Наверное, у студентов-третьекурсников все услышанное и увиденное посеяло в сознании новые представления о том, что такое современная школа, и сделало образ молодого педагога гораздо привлекательнее, чем до этого мероприятия.
Для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов прошла секция «Первые уроки». 23 участника поделились на 6 команд, и должны были после интервью с экспертами написать письмо тем, кому еще только предстоит провести свой первый урок в классе или группе детского сада. Модератором секции стала декан факультета педагогики и психологии дошкольного образования, доцент кафедры педагогики и психологии детства УрГПУ, руководитель Городской педагогической ассоциации педагогов дошкольных образовательных организаций Марина Бывшева . Экспертами выступили педагоги школ и детских садов со стажем, одним из них была Евгения Зайцева , старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства УрГПУ, заместитель директора по научно-методической работе школы № 18.
После кратких, но насыщенных бесед с опытными педагогами команды создали презентации, в которых предложили молодым коллегам советы: быть интересными для своих учеников, тщательно готовиться к урокам, быть добродушными, но не забывать про ФГОС, выстраивать отношения с родителями, выбрав одного или группу из них в союзники, не только учить детей, но и учиться у них.
— Очень порадовало, что педагоги, которые лишь один-два года отдали профессии, четко видят проблемы и намечают пути их решения , — подвела итог встрече Марина Бывшева . — Отрадно, что все участники секции готовы прислушиваться к более опытным коллегам и разделяют традиционные ценности профессии: любовь к детям, сотрудничество с детьми, профессиональное творчество .
На мастер-классе «Искусство управлять» говорилось о науке и искусстве педагогического менеджмента. Были рассмотрены техники работы с людьми и инструменты для развития собственных коммуникативных и лидерских качеств. Модераторами стали руководители школ (директор МАОУ гимназии № 13 Римма Стихина , заместитель директора по воспитательной работе МАОУ СОШ № 18 Елена Шимкевич , педагог-психолог центра «Диалог» Светлана Котова ).
Мастер-класс «Я – Классный!» вел известный бизнес-тренер, коуч, консультант по отношениям, представитель родительского комитета, основатель клуба Prosperita Евгений Теребенин . Практически каждый молодой педагог в период профессиональной адаптации испытывает трудности при выстраивании отношений с коллективом школы, коллегами, учениками и их родителями. Евгений Валентинович рассказал и на практике показал, как научиться эффективно общаться с людьми в процессе деловой коммуникации. Это умение обязательно для того, чтобы стать действительно «классным учителем». Все мастер-классы прошли с большим успехом и выполнили свою задачу – не только научить чему-то новому, но и воодушевить молодых педагогов на творчество, а тем, кто еще находится в процессе выбора – помочь составить более конструктивное и оптимистичное представление о профессии педагога.
Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева, Ксения Волянская
Фото: Александра Карпушева