Профессор Уральской архитектурно-художественной академии, внучатая племянница известного ленинградского собирателя середины XX века Казимиры Басевич Рэна Лотарёва передала в Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Третьяковскую галерею часть уникальной коллекции своей прославленной родственницы.
В Екатеринбургский музей изобразительных искусств Рэна Михайловна передала 38 произведений живописи и графики, среди которых значатся работы. Петрова-Водкина, Кустодиева, Серебряковой и других. Помимо этого, в собрание музея поступило несколько скульптур и более 200 предметов декоративно-прикладного искусства.
«Как это ни удивительно, наследие Казимиры Басевич было бережно сохранено в неприкосновенности в простой советской квартире в Свердловске. О культурных сокровищах, спрятанных за дверью одной из комнат, неизвестно было ровным счетом ничего даже ее соседке, по иронии судьбы, - в свое время директору музея изобразительных искусств Н.Е. Ганебной», - сообщили в музее ИЗО.
Жемчужиной этого дара является подписная акварель Петрова-Водкина «Троица», выполненная в 1915 году в качестве окончательного эскиза для витража Троицкого собора в Сумах. Работа была приобретена Казимирой Басевич у дочери художника, никогда не публиковалась и практически неизвестна искусствоведам.
Третьяковской галерее были дарованы 17 работ русских художников, включая такие как: Коровин «На даче. Охотино» (1914), Жуковский «Начало зимы» (1900-е–1910-е), Бакалович «Перед домашним алтарем» (1900-е), Серебрякова «Портрет балерины Лидии Ивановой» (1922) и целый ряд других предметов, завещанных Басевич еще до ее смерти в 1973 году.
Басевич начала комплектовать свою коллекцию с 1945 года. Основу ее собрания составляли работы русских мастеров рубежа XIX–XX веков: А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, К. А. Коровина, Н. К. Рериха, М. В. Добужинского, М. А. Врубеля, К. А. Сомова, З. Е. Серебряковой, М. В. Якунчиковой, В. Э. Борисова-Мусатова, Б. М. Кустодиева, С. Ю. Жуковского и других. Но самой большой удачей было знакомство собирательницы с вдовой К. С. Петрова-Водкина Марией Фёдоровной, которая познакомила ее с Павлом Кузнецовым, Еленой Бебутовой, Мартиросом Сарьяном. Приобретенные произведения именно этих художников составили славу коллекции.
История дарения произведений из коллекции Казимиры Константиновны берет начало в 1961 году, когда она завещала Третьяковской галерее 10 лучших работ, в том числе шедевр Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Согласно воле коллекционера, в 1973 году ее племянница и наследница, жительница Свердловска Галина Иннокентьевна Лотарёва передала Третьяковке еще семь из завещанных произведений. Закончила исполнение воли коллекционера – Рэна Михайловна.
В своей рукописной книге Рэна Михайловна Лотарёва, все последние годы жизни посвятившая памяти своей знаменитой бабушки, писала:
«Собрать эту коллекцию — это огромный интеллектуальный труд. Казимира Константиновна всецело жила в нем — как поэт в стихах и поэмах, писатель в своих романах и произведениях, музыкант в мелодиях голосов и инструментов. Коллекция картин — это был ее способ ощущения жизни».
Автор: Редакция JustMedia
© JustMedia