Екатерина Сибирцева: «Современный учитель — это человек, который в первую очередь уважает ребёнка

В школах Екатеринбурга учебный год подошёл к концу. Последние звонки прозвучали для более 11 тысяч девятиклассников и почти 6 тысяч одиннадцатиклассников. Для кого-то из учеников это время — начало каникул, для кого-то — шаг в новую жизнь. Для учителей — возможность подвести итоги очередного периода обучения. Итоги эти более чем достойны — на получение медалей за завершение обучения с отличием претендует 621 выпускник школ города, то есть примерно каждый десятый. 25 тысяч учеников приняли участие в олимпиадном движении. Четыре директора школ стали финалистами Всероссийского конкурса «Директор года», причём руководитель гимназии № 37 Светлана ТРУХИНА вошла в десятку лучших директоров России.

О результатах и перспективах екатеринбургского среднего образования, а также о миссии учителя говорит в интервью «Вечёрке» начальник департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина СИБИРЦЕВА.

Начальник департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина СИБИРЦЕВА. Фото: Антон БУЦЕНКО.

— Екатерина Александровна, как вы оцениваете систему образования в Екатеринбурге? На каком мы месте в России?

— Наверно, не совсем корректно будет сравнивать себя с коллегами из других городов. Конечно, нам сложно тягаться с Москвой, Санкт-Петербургом, северными территориями, где показатели финансирования системы образования существенно отличаются от Екатеринбурга. Но среди других городов России выглядим весьма достойно.

Давайте посмотрим объективные показатели екатеринбургского образования. Система детских садов совершила за последние 7 лет качественный скачок. И не только в плане инфраструктуры. Существенно повысился профессионализм сотрудников детских садов, появилось множество инновационных проектов в дошкольном образовании. Ежегодно целый ряд наших школ входит в рейтинги лучших по России. Екатеринбургские школьники становятся победителями всероссийских олимпиад и международных конкурсов. Профессиональными наградами общероссийского уровня отмечены сотни педагогов.

Екатеринбург — один из немногих городов России, где на протяжении последних десяти лет строятся новые школы. В этом году вступила в строй школа № 23 на тысячу мест в микрорайоне Академический. Вышла из реконструкции французская гимназия № 39, причём к концу года у неё появится отдельное здание начальной школы на ул. Циолковского. В этом же году будут сданы вторая очередь школы № 23, новый образовательный центр в посёлке Мичуринский, школа в посёлке Рудный, здание начальной школы на ул. Технической.

Муниципалитет подписал соглашение с «Форум-групп» о строительстве образовательного центра в микрорайоне Солнечный. Срок реализации проекта — 2—3 года. В реконструкцию вошли здания школ № 1 и № 80.

— На федеральном уровне принята программа увеличения количества мест в школах…

— Да, и на муниципальном уровне мы такую программу тоже разработали. Другое дело, что без участия вышестоящих уровней власти мы физически не сможем создать 70  000 новых мест в ближайшие 10 лет. А именно такова на сегодняшний день потребность Екатеринбурга. Есть некое законодательное препятствие в получении дополнительного финансирования: федеральная программа предполагает только строительство новых зданий. Мы предлагаем включить туда и реконструкцию, ведь строить новые школы в сложившихся густонаселённых микрорайонах зачастую негде. А реконструкция старых школьных зданий могла бы решить эту проблему. Подготовлено обращение в Минобрнауки с просьбой включить реконструкцию в перечень мероприятий программы. Стучимся во все двери, надеюсь, вопрос решится, тем более что проблема актуальна не только для Екатеринбурга, но и для других городов России.

— В последнее время ситуация с записью детей в первые классы неизменно вызывает ажиотаж. Чем он вызван?

— Дети, имеющие прописку, так сказать, в зоне ответственности той или иной школы, согласно законодательству, имеют приоритетное право на зачисление. К сожалению, закон не делает разницы между постоянной и временной пропиской. Поэтому каждый год в городе возникают локальные точки напряжения. Прогнозировать, где выстрелит в следующий раз, достаточно сложно: временная прописка — это некий подспудный процесс, который мы отследить не в состоянии. Чтобы решить проблему, нужно законодательное регулирование на федеральном уровне. Депутаты Госдумы от Свердловской области в курсе этой ситуации и нас поддерживают. Хочу заверить, что мест в наших школах с лихвой хватает всем первоклассникам. Вопрос только в том, что некоторые родители хотят отдать детей в более престижные, на их взгляд, школы. Я думаю, увеличение количества мест будет также способствовать решению подобных ситуаций.

Ещё одна проблема — право приоритетного поступления в школы определённых категорий детей. Речь идёт о братьях или сёстрах учащихся той или иной школы, детях-инвалидах, детях, чьи родители инвалиды. В этом случае требуются изменения на региональном уровне, и мы соответствующие предложения для законодателей подготовили.

— Сложно критиковать родителей за то, что они хотят отдать ребёнка в более престижную школу.

— О критике вообще речь не идёт. Тем более что ажиотаж происходит иногда и в самых обычных, на наш взгляд, школах. Как в этом году, например. Один из приоритетов нашей работы на ближайшее будущее — ликвидировать разрыв между передовыми и отстающими. Было время, когда школы, которые показывали лучшие результаты, получали гранты. Теперь настало время поддержать тех, кто таких результатов пока не показывает. Это проблема также общероссийского характера. Важно не обвинять детей в учебных неуспехах. Нужно искать подход к каждому ребёнку, научиться работать с самыми разными детьми. Школа должна выполнять свою функцию социального лифта и для детей из неблагополучных семей, и для малообеспеченных. Ведь современное образование — это спектр возможностей. Главная наша задача — предоставить ученику как можно более широкий выбор, создать пространство профессиональных проб. Тогда гораздо больше шансов, что ребёнок найдет своё призвание в жизни и станет успешным.

— Этот учебный год стал своего рода экспериментальным — в школах введён стандарт инклюзивного образования. Как в Екатеринбурге справились с его внедрением?

— Да, мы впервые работали по этому стандарту. В школы пришло несколько десятков первоклассников с ограниченными возможностями. Мы больше всего боялись, что они будут плохо приняты в детском коллективе. К счастью, этого не произошло. Наверное, это означает, что отношение в обществе к людям с ограниченными возможностями меняется в лучшую сторону.

О результатах говорить пока рано. Для каждого ребёнка подготовлена адаптированная образовательная программа, с некоторыми занимаются персональные тьюторы. Как новый стандарт зарекомендует себя, можно будет сказать только через несколько лет. Однако массовая школа есть массовая школа. Некоторые дети справляются успешно, но есть такие, которым тяжело. Мы предоставили родителям возможность выбора. Каждый решает для себя.

Нужно отметить, что, несмотря на внедрение нового стандарта, мы не сократили ни одного коррекционного класса, и они по-прежнему востребованы.

— Роль педагога в современном мире изменилась?

— Безусловно. Профессиональный стандарт педагога уже разработан и широко обсуждается в профессиональном сообществе. Его внедрение пока отложено, но это дело ближайших лет. Проблема в том, что согласно этому стандарту учитель должен быть идеальным во всех отношениях. Профессиональный стандарт — нравственный и содержательный ориентир, поскольку в нашей профессии можно совершенствоваться бесконечно.

Другое дело, что сегодня сама жизнь предъявляет новые требования. Сегодня к нам приходит поколение детей, которые уже лучше многих взрослых умеют работать с информацией и не испытывают проблем в её поиске и использовании. Поэтому для педагога на первый план выходит этическая составляющая, а также умение работать с информацией и учить этому других. Педагог сегодня в первую очередь тьютор, который задает ребёнку ориентиры и создаёт интерес к учёбе. Образование — это путь, по которому мы идём всю жизнь. Проблем не возникает тогда, когда учитель сам, внутри себя чётко понимает, что он хочет донести до детей и для чего. Ну и, конечно же, современный учитель — это человек, который в первую очередь уважает ребёнка. Я не устаю цитировать девиз Антона МАКАРЕНКО: «Как можно больше требовательности к ученику, как можно больше уважения к нему».

 
По теме
На ВИЗ-бульваре снесли здание одной из старейших школ в Екатеринбурге. Её открыли в 30-е годы прошлого века для детей рабочих Верх-Исетского завода.
В Екатеринбурге пьяный водитель пытался дать взятку автоинспекторам Автоинспекторы в Екатеринбурге поймали водителя в алкогольном опьянении, однако мужчина не хотел остаться без прав и предложил им «выкуп».
В Нижнем Тагиле виновник смертельного ДТП хотел избежать наказания на СВО По словам инсайдера, водитель Range Rover, по вине которого после ДТП скончался житель Нижнего Тагила, сбежал на СВО.
«Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
Центр соцобслуживания населения
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского