«Стояли на задней стенке троллейбуса и сидели по 5 человек на крыше». О работе свердловского троллейбуса в конце 1950-х в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

Фото: www.justmedia.ru
Основой троллейбусного парка Свердловска в 1950-1960 и позднее был МТБ-82.

В середине 1950-х годов в Свердловске катастрофически не хватало троллейбусов. Людям в часы-пик приходилось подолгу ждать на остановках в ожидании транспорта, а если он и приезжал, то просто штурмом брать входную дверь рогатого. Однако не всегда и не всем хватало места в салоне. Некоторым приходилось лезть на крышу или цепляться на троллейбус сзади. Более-менее ситуация выправилась только к концу 1950-х годов. Тогда в наш город начали приходить новые машины, в том числе современные по тем временам ЗИУ-5.

 

О строительстве новых маршрутов, дефиците троллейбусов и конкуренции рогатых с «полуустарелыми» трамваями в продолжении спецпроекта «Е-транспорт».

 

 

 

В Свердловске после запуска троллейбусного маршрута №3 «Центральная гостиница – стадион «Металлург Востока» в 1953 году строительство новых линий замедлилось на 6. Связано это было, прежде всего, с прекращение поставок новых рогатых. Между тем, наш город продолжал расти. Так, 1950 в Свердловске проживали 556 тысяч человек, в 1959 – 778 тысяч человек. Транспортное строительство серьезно отставало от потребностей в перевозке пассажиров.

 

 

                                              Обычный двор в Свердловске, 1962 год

 

«Линия на вокзал с Химмаша утром переполнена, 5-6 машин подряд идут и не берут людей. Идут с интервалом 5 минут. Люди стоят на задней стенке троллейбуса, сидят по 5 человек на крыше», - процитировал «Уральский рабочий» в номере от 15 декабря 1956 года жителя Свердловска К. Петрова.

 

 

                Перекресток Вайнера и Малышева 1958 год. ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

Заявки Свердловска на троллейбусы руководством страны не удовлетворялись, поэтому местные власти пытались удлинить некоторые существующие маршруты. Так, по данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), летом 1956 года горсовет запланировал строительство троллейбусного кольца в районе Уктуса, чтобы дотянуть туда троллейбусный маршрут от Центрального стадиона. Кольцо удалось построить только в 1959 году.

 

 

 

В 1957 году из Энгельса, куда на завод имени Урицкого перенесли производство троллейбусов МТБ-82, стали поступать новые машины. И сразу троллейбусная сеть в Свердловске получила толчок для своего развития.

 

 

  ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

В газете» Вечерний Свердловск» от 24 марта 1959 года главный инженер СТТУ А.Н. Попов писал о необходимости проложить три новых троллейбусных маршрута: первый - по Малышева на ВТУЗ-городок, который потом можно продлить на запад от Центрального стадиона до Московского тракта. Вторую ветку планировалось пустить по до ЦПКиО им. Маяковского, по Щорса, а оттуда на Амундсена в Юго-Западный микрорайон. Также в планах было сделать линию по Шейнкмана в поселок на Московской горке.

 

 

                                                  ЦПКиО им. Маяковского, 1957 год

 

Обычно в те годы техническую документацию по проектированию новых трамвайных и троллейбусных трасс составляли проектные институты столицы. Всю страну они обслуживать одновременно не могли, и города стояли долгими годами в очереди на свою линию. Попов в статье отметил, что эту практику пора менять. По его словам, в нашем городе есть свои проектные институты, в частности Свердловскпроект, которому вполне по силам создать проектное обеспечение планов строительства горэлектротранспорта, отмечают в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).

 

 

 

После этого началось, хоть и медленными темпами, проектирование новых маршрутов общественного транспорта в городе.

 

«Еще в 1957 году должно было вступить в строй разворотное кольцо у остановки Гончарный переулок в поселок Нижнеисетск. В октябре полностью была заасфальтирована площадка, установлены опоры. Оставалось навесить растяжки и провода. Планировалось сделать это к 7 ноября, но только в феврале 1958 года принялись за эти работы. Что еще беспокоит транспортников? Троллейбусный парк растет. Депо рассчитано на 25 машин, а там сейчас скопилось 72», - написал «Вечерний Свердловск» в передовице от 28 марта 1958 года. 

 

 

                                    Двор на улице Гоголя в Свердловске, начало 1960-х годов. 

 

Стремительно росли новые жилые кварталы, но не всегда удавалось проложить к ним хорошие дороги, не хватало средств и рабочей силы. И тем не менее, в 1959 году построили линию по Щорса на ЦПКиО, и стал по ней ходить троллейбус №2 по маршруту: «ЦПКиО - Центральный стадион». Со сдачей 110 метрового кольца организовали новый маршрут №4 «Уктус – проспект Ленина».

 

 

                Малышева — Добролюбова. Около - 30º. ФОТО: обычный-свердловск.рф

 

Основой троллейбусного парка Свердловска в 1950-1960 и позднее был МТБ-82 - очень надежная, долговечная и простая по конструкции машина. Стоит отметить, что первое десятилетие после Великой Отечественной войны было отмечено бурным созданием и развитием троллейбусных систем в Советском Союзе. Они рассматривались как продвинутое решение транспортных проблем по сравнению с «полуустарелыми» трамваями.

 

 

                                        Водитель троллейбуса, начало 1960-х

 

«Но эти троллейбусы относились к среднему классу и не отличались ни комфортом для пассажиров, ни удобством работы для водителя и кондуктора. Главными недостатками МТБ-82 сочли тяжелую рамную конструкцию корпуса, непропорционально большую кабину водителя, узкие двери, неудовлетворительный обзор из пассажирского салона, неоптимальную с точки зрения экономии электроэнергии косвенную неавтоматическую систему управления током через тяговый электродвигатель», - сообщает Википедия.    
                                                              В Екатеринбургском музее ТТУ

 

По данным «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), с 1960 до 1970 число троллейбусов в Свердловске выросло почти вдвое - с 89 до 162. Появились машины модификации ЗИУ-5, выпускаемые заводом Энгельса Саратовской области. Новые троллейбусы были с полуавтомотической системой управления, просторные и более комфортабельные, по сравнению с МТБ-82.

 

 

                                                  МТБ-82 на выставке в Нижнем Новгороде

 

За 10 лет увеличилась протяженность маршрутов - с 44 до 78 км. Выросло и число пассажиров. Так, если в 1960 году троллейбусы перевезли 38 млн человек, то в 1970 – уже 63 млн. человек.

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и лично директору музея ЕТТУ Алексею Медведеву.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения  здесь,   здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь   и  здесь , трамвайного –  здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь , здесь и здесь , троллейбусного –  здесь   и  здесь

 

Материалы из музея ТТУ, книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга».

 

Автор: Екатерина Турдакина

© JustMedia

 
По теме
Екатеринбуржцы будут ездить на старых троллейбусах, пока в городе не обновят метро - EaNews.Ru В Екатеринбурге не будут обновлять троллейбусный парк до тех пор, пока не заменят старые вагоны метро, сообщил в эфире радиостанции «Город FM 107,6» зампредседателя городского комитета по транспорту Сергей Яскевич.
25.05.2018
 
Мечтатель или безумец: бизнесмен из Челябинска шестой год приучает страну к безотходному потреблению - 66.Ru Фото: Взято с личной страницы Дмитрия Закарлюкина во ВКонтакте Пять лет назад челябинский предприниматель Дмитрий Закарлюкин понял, что больше не хочет пополнять свалки города.
20.10.2018
 
Горячая вода бьет из-под земли - e1.Ru Рядом с местом прорыва стоят сотрудники ГИБДД и не пропускают водителей Горячая вода бьет из-под земли Сегодня ночью на перекрестке улиц Шевченко и Луначарского прорвало трубу с горячей водой.
20.10.2018 e1.Ru
Влад Росляков пришел убивать своих ровесников и преподавателей в футболке с надписью "Ненависть". Фото предоставлено очевидцем - КП Екатеринбург Родные Влада Рослякова рассказали «Комсомолке», почему будущий убийца перестал ходить вместе с мамой в церковь свидетелей Иеговы и как смог купить боекомплект [фото,
20.10.2018 КП Екатеринбург
«Комсомолка» разбирается, почему полиция не среагировала на 18-летнего студента, купившего оружие и 150 патронов к нему Андрей ГОРБУНОВ Улица Толстого в Керчи находится на самой окраине города.
19.10.2018 КП Екатеринбург
Гости церемонии были в восторге от выступления певца - e1.Ru Зрители зажигали тысячи фонариков и даже танцевали парами Гости церемонии были в восторге от выступления певца В КРК «Уралец» во второй раз вручили Народную премию E1.RU лучшим компаниям города.
20.10.2018 e1.Ru
Народная кукла руками педагогов - Нижнетагильская епархия 18 октября 2018 года в ОРОиК Нижнетагильской епархии состоялся первый семинар-практикум из цикла “Духовные традиции декоративно-прикладного творчества”.
20.10.2018 Нижнетагильская епархия
Бывший муж актрисы Игорь Ливанов рассказал, как нашел в комнате погибшего Андрея десятки дипломов запрещенной в России церкви Ирина СУХАНОВА Актер Игорь Ливанов в программе Бориса Корчевникова «Судьба человека» расска
19.10.2018 КП Екатеринбург
В Первоуральске сотрудники ГИБДД совместно с представителем прокуратуры провели профилактический рейд «Автобус» - Первоуральск.РФ В настоящее время на территории Свердловской области наблюдается тревожная обстановка с дорожно – транспортными происшествиями с участием автобусов.
19.10.2018 Первоуральск.РФ
Уже в начале второго тайма гости остались в меньшинстве Олег Галимов На стадионе «Екатеринбург Арена» завершился матч 11 тура чемпионата России по футболу между «Уралом» и самарскими «Крыльями Советов».
20.10.2018 КП Екатеринбург
Контактный телефон Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области (343) 216-04-48.
20.10.2018 МВД Свердловской области