Чуть больше месяца осталось до вручения самой топовой театральной премии России «Золотая маска». В этом году Екатеринбург на фестивале представляет Театр оперы и балета с двенадцатью номинациями: на награды претендует чудесный балет «Ромео и Джульетта», который сильно понравился Вебургу вот тут , и не менее прекрасная опера «Кармен», которая тоже понравилась вебургским критикам ( тут ).
В преддверии награждения, а заодно и предчувствуя день театра, Вебург решил напомнить читателям, какие екатеринбургские спектакли удостаивались высшей театральной награды. Ну и других, не менее значимых премий тоже.
Театр музыкальной комедииРекордсмен по количеству «Золотых масок», однако четыре из восьми отмеченных ею спектакля уже сняты из репертуара: комедия «Девичий переполох», опера «Figaro» и два данс-спектакля «Эксцентрик-балета Сергея Смирнова» — «Тряпичный угол» и «Голос». Какие же премированные постановки вы можете увидеть.
«Мертвые души», 4 «Золотые маски»
Мюзикл удостоился наибольшего количества «Масок» в 2011 году («Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа композитора» и «Лучший спектакль»). Неожиданная (особенно в финале) трактовка поэмы Гоголя и оригинальная музыка Александра Пантыкина — это тот минимум, ради которого нужно увидеть постановку.
«Ночь открытых дверей», 2 «Золотые маски»
Фантазия на тему «Рождественской песни» Чарльза Диккенса в 2006 году была удостоена двух премий: как «Лучший музыкальный спектакль» и за лучшую мужскую роль. Владимир Смолин исполнил роль Эбинезера Скруджа. Кроме того, спектакль получил премию фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» как лучший спектакль большой формы.
«www.силиконовая дура.net», 2 «Золотые маски»
Создатели молодежного мюзикла в 2008 году получили премию за лучшую режиссерскую работу в музыкальном театре и лучшую работу дирижера. Тогда роман в сети, который развивался между школьницей и отцом ее одноклассника, казался жуткой экзотикой и чем-то новаторским. Сегодня виртуалити никого не удивить, но спектакль по-прежнему пользуется успехом, регулярно обновляя актерский состав. Нельзя же ведь играть школьника до пенсии.
«Екатерина Великая», 2 «Золотые маски»
В 2009 году амбициозный исторический мюзикл получил премии за лучшую женскую роль (Мария Винненкова по ходу действия спектакля превращалась из наивной принцессы в суровую императрицу), а также награду за лучшую работу художника по костюмам (художник Павел Каплевич использовал особую, «пророщенную» ткань).
«Глиняный ветер», 2 «Золотые маски»
В том же году две награды («Лучший спектакль», «Лучшая работа хореографа») получил данс-спектакль Сергея Смирнова.
Театр оперы и балета
Ну а теперь виновник торжества. Надо сказать, что в премиальных списках «Маски» Оперный появился относительно недавно. Первую премию вручили в 2012 году, тогда специальную премию жюри музыкального театра получил солист Ильгам Валиев за партию Принца в «Любви к трем апельсинам». Спектакль уже снят с показов.
«Вариации Сальери» (из сборника одноактных балетов «EN POINTE»), 3 «Золотые маски»
«Это красивые танцы, дивертисмент — и никакого подтекста», — так описывает постановщик Вячеслав Самодуров свою работу. Тем не менее, жюри что-то углядело и вручило спектаклю три премии: лучший балет, лучший хореограф, лучшая женская роль.
«Цветоделика», 2 «Золотые маски»
Год спустя Оперный продолжил собирать главные театральные премии. Балет Вячеслава Самодурова получил награды за лучшую работу хореографа и лучшую работу дирижера. Кроме того, спектакль получил премию журнала «Музыкальное обозрение»
«Граф Ори», 2 «Золотые маски»
Комическая опера с переодеваниями и любовными приключениями логично заслужила «Маску» за лучшие костюмы. Кроме того коллектив театра получил спецприз жюри музыкального театра за прорыв. В каком-то смысле «Граф Ори» тоже поспособствовал этой премии.
«Cantus Arcticus» (из сборника одноактных балетов «XIX / XX / XXI»), 1 «Золотая маска»
Премия за лучшую работу дирижера.
Амбициозный проект с международной командой, исполнение на санскрите, сложная партитура Филиппа Гласса — опера номинировалась на восемь премий. В итоге были получены два спецприза: хор спектакля заработал премию жюри Музыкального театра, кроме того, постановке вручили спецприз критики.
В активе «Сатьяграхи» международная оперная премия Cаsta Diva и премия от журнала «Музыкальное обозрение»
Одним из первых в Екатеринбурге получил «Золотую маску». При этом награжденный спектакль до сих пор числится в репертуаре, а вот другой обладатель главной театральной премии, «Грибуль и господин Шмель», получивший «Маску» в той же категории, с репертуара уже снят.
«Картинки с выставки», 1 «Золотая маска»
Фантазия на тему музыкального произведения Модеста Мусоргского заработала приз в номинации «Лучшая работа художника».
«Ромео и Джульетта»
Увы, но макабрическая история вечной любви, где вместо знакомых персонажей пляшут скелеты, «Маски» удостоена не была. Зато в ее активе Премии VIII Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» в номинации «Лучший актерский ансамбль» и IV Международный фестиваля кукольных спектаклей для взрослых «Соломенный жаворонок» (Челябинск) в номинации «Лучшая женская роль».
Кроме того, постановке вручили две премии областного конкурса «Браво!»-2014 в номинациях «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа художника в театре кукол», а также приз зрительских симпатий «Роза ветров».
И снова о смерти. На сей раз интерпретация «загробного» рассказа Достоевского номинировалась на «Золотую маску», но по итогу не победила. Тем не менее у спектакля есть премии фестивалей «Петрушка Великий», «Соломенный жаворонок», «Рязанские смотрины», «КУКART», Международного фестиваля «Театр без границ» и областного фестиваля «Браво!»
Совместный проект уральских кукольников с командой из итальянского театра Zaсhes вызвал у екатеринбургской публики реакцию неоднозначную: многие путали героя Карло Коллоди с его отечественным аналогом Буратино и ждали веселой сказки. Желательно с музыкой Рыбникова. А что получали, можно прочитать здесь .
Спектакль стал лауреатом VII Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» в номинации «Лучшая работа художника», Российской национальной театральной премии «Арлекин» в номинации «Лучшее художественное оформление спектакля» и II Международного фестиваля театров кукол «Шомбай-fest» в номинации «Лучшая работа художника».
Помимо собственно тюзовских спектаклей, «Золотой маской» награждались постановки театра «Провинциальные танцы», который работает на площадке ТЮЗа. Но начнем со спектаклей драматических.
«Каштанка», 1 «Золотая маска»
Самый премированный и титулованный спектакль Екатеринбурга, пожалуй. «Маску» чеховская история получила в номинации «Драма. Спектакль малой формы».
Кроме того, у постановки приз за лучший спектакль III Международного театрального фестиваля «Радуга» (Санкт-Петербург), Гран-при VII Международного театрального фестиваля «Камерата — транзит» (Челябинск), Гран-при II Международного фестиваля театров для детей TIBA (Белград, Сербия) и III Международного фестиваля театров для детей «100, 1000, миллион историй» (Бухарест, Румыния).
Ну и прибавляйте уже привычные премии фестиваля «Браво!» за лучшие роли второго плана и приз зрительских симпатий.
«Без вины виноватые», 1 «Золотая маска»
Та же Светлана Замараева, что играет главную роль в «Каштанке», получила главную театральную премию за лучшую женскую роль в этом спектакле.
«Кленовый сад», 2 «Золотые маски»
Поставленный аж в 2001 году спектакль «Провинциальных танцев» все еще можно увидеть на екатеринбургской (да и не только) сцене. Полученные премии в номинациях «Лучшая работа хореографа» и «Лучшая работа художника» тогда утвердили Екатеринбург в статусе столицы современной хореографии.
«После вовлеченности. Часть 2», 1 «Золотая маска»
Пожалуй, лучший спектакль Татьяны Багановой, сочетающий ее фирменную узнаваемую хореографию, иронию и трагичность в обрамлении режущих глаз насыщенно-красных декорациях. Разумеется, он не мог не получить «Маску», жаль, что одну, зато в номинации «Лучший спектакль современного танца».
«Песня не про любовь», 1 «Золотая маска»
Приглашенные голландские постановщики Ури Ивги и Йохан Гребен принесли в уютный мир екатеринбургского контемпорари ломанную нервную пластику, агрессивную сексуальность и философию безысходности. Такая смена ориентации позволила коллективу получить премию в номинации «Лучшая работа хореографа в современном танце».
«Русалочка»
Настоящее шоу, в котором есть даже эффект присутствия под водой, а русалки «парят» на 3-метровой высоте, по достоинству заслужил премии «Арлекин» в прошлом году за лучший актерский ансамбль, лучшую работу хореографа, лучшую работу художника-постановщика и лучшую работу композитора. Премия «Браво!» и вовсе назвала «Русалочку» лучшим спектаклем в драматическом театре.
P.S. Вы, наверное, заметили, что в списках отсутствует Коляда-театр. Как ни странно, но у известного на всю Европу коллектива пока нет ни одной «Золотой маски». В свое время премию получал поставленный Колядой спектакль «Ромео и Джульетта», но существовал он на площадке Театра драмы.
При этом отсутствие «Масок» не мешает театру колесить по европейским и российским фестивалям и быть актуальным, резонансным и востребованным. В конце концов, премии — это только премии.