Собранные из лоскутов полотна, аппликация из ткани, стёганые изделия — то, что с таким упоением демонстрируют современные мастерицы, издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Можно предположить, что везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя. Лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде в Древнем Египте и Японии, Англии, Новом Свете и, конечно, на Руси. Лоскутные коврики использовались в среде старообрядцев, а в народном костюме это рукоделие заменяло сложные в исполнении кружево и вышивку, тканые элементы.
Куклы «Тильда» Галины МУРАВЬЁВОЙ. Фото: Ольга НАКАРЯКОВА.
В России были созданы оригинальные техники объёмного лоскутного шитья, а жители разных регионов всегда привносили свои художественные предпочтения в создаваемые изделия. В эпоху авангарда лоскутное шитьё привлекло внимание передовых художников, искавших новые средства выражения. Однако позднее лоскутное шитьё стало признаком не очень благополучной жизни, напоминанием о сложнейших периодах, пережитых страной.
Людмила АВЕРКИЕВА создала панно «Сама садик я садила…» Фото: Ольга НАКАРЯКОВА.
Начавшийся в 90-е годы ХХ века интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства не утихает и по сей день. И сегодня мы наблюдаем настоящий ренессанс лоскутного творчества, в том числе и на выставках в «Гамаюне», признанном центре художественного текстиля. Участницы его новой экспозиции из Клуба лоскутной графики «Гала» используют разнообразие тем и стилистических решений, смело компонуют ткани и фактуры, погружают в мир яркого авторского начала. Приглушённая элегантность традиционных ситцев сочетается в едином выставочном пространстве «Гамаюна» с неоновыми стразово-парчёвыми вкраплениями, аппликативное изображение нижнетагильских подносов с витражными реминисценциями. Здесь обыгрываются мотивы уральского фольклора и мифологические истории о великих учёных, творчески осмысляются и воплощаются образы европейского Рождества и русской зимы.