Сайт Екатеринбургской епархии продолжает публикацию работы екатеринбургского краеведа Юрия Афанасьевича Бастылева «О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург», раскрывающей детали маршрута пересылки государя Николая Александровича и его семьи, ставшей для них началом восхождением на «Русскую Голгофу». Исследование публикуется по субботним дням - в пяти частях.
О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург
Для православных верующих 2018 год является особенным: минуло сто лет со дня убиения нашего монарха, Божьего помазанника Царя Николая II и его семьи. Этому трагическому событию посвящено большое количество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов. Но отдельного развёрнутого исследования последнего маршрута пересылки Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург до настоящего времени не было проведено. Данная статья поможет восполнить этот пробел в жизнеописании Царской семьи.
Часть четвертая Дорога на ЕкатеринбургИсходя из расчета времени в пути на Омск и обратно (около 4 часов), с учётом времени переговоров, получается, что Яковлев отсутствовал не менее 6 часов и на станцию Любинская смог вернуться только рано утром.
Продолжим изучение дневниковых записок Царской четы:
16/29 апреля. Понедельник.
Началась страстная седмица Великого поста.
Н II : «Утром заметили, что едем обратно. Оказалось, что Омск нас не захотел пропустить! Зато нам было свободнее, даже гуляли два раза, первый раз вдоль поезда, а второй довольно далеко в поле вместе с самим Яковлевым. Все находились в бодром настроении».
А.Ф. : «9 ¼ [часа] . Разъезд 52. Прекрасная погода. Не доехали до Омска и повернули назад.
11 ч [асов] . Снова та же самая станция, Называевская. Остальным принесли еду, я пила кофе.
12 1/6 [часа] . Станция Мас [л] янская. Остальные выходили из вагона на прогулку. Вскоре после того они опять вышли погулять, так как загорелась ось одного из вагонов, и его пришлось отцеплять».
Государыня в дневнике указала время прибытия 9 час.15 мин. на разъезд № 52, находящийся в 22 км к западу от станции Любинская, в настоящее время это разъезд Ново-Киевский Западно-Сибирской железной дороги. Отсюда можно предположить, что со станции Любинская поезд выехал не менее чем за полчаса до указанного времени. Название станции Маслянская в дневнике указано с ошибкой, после третьей буквы пропущена буква «л».
Следующие записи в дневниках сделаны уже по прибытию в Екатеринбург.
Прибытие в Екатеринбург
В дневниках Царской четы отмечена конечная точка маршрута [1] :
17/30 апреля. Вторник.
Н II : «Тоже чудный теплый день. В 8.40 прибыли в Екатеринбург . Часа три стояли у одной станции. Происходило сильное брожение между здешними и нашими комиссарами. В конце концов одолели первые и поезд перешёл к другой – товарной станции. После полуторачасового стояния вышли из поезда. Яковлев передал нас здешнему областному комиссару, с кот [орым] мы втроём сели в мотор и поехали пустынными улицами в приготовленный для нас дом Ипатьева».
А.Ф. : «В 3 [часа] приказали выбираться из поезда. Яковл [еву] пришлось передать нас Ур [альскому] Областн [ому] Совету. Их начальник посадил нас 3-х в открытый автомобиль, нас сопровождал грузовик с вооружёнными до зубов солдатами. Ехали по окольным улицам, пока не приехали к небольшому домику [дом Ипатьева] , вокруг которого был сооружён высокий деревянный забор ».
В дневниках Царской четы отсутствует точное указание места высадки из поезда, но Государь Николай Александрович записал в дневнике, что поезд перешёл на товарную станцию . Такая формулировка Государя не является пустой фразой, в своё время (1893–1905 гг.) он являлся Председателем Комитета Сибирской ж. д., и с обустройством железных дорог был хорошо знаком [2] . Под товарной или грузовой станцией подразумевают станцию, на территории которой располагаются грузовые склады и сортировочные площадки, где осуществляется погрузка и выгрузка грузов, а также формирование и отправление грузовых поездов.
В 1918 году в городе Екатеринбурге существовали три железнодорожные станции: Екатеринбург-I [3] , Екатеринбург-II [4] , Екатеринбург-III [5] , две последние станции располагались напротив друг друга, в границах современной станции Шарташ [6] . Кроме названных станций существовал товарный двор, так называемый Екатеринбург-Товарный [7] , находящийся в стороне от линий движения поездов, на выделенной складской территории.
ССтарое фото вокзала станции Екатеринбург-I, построенного в начале ХХ века. Фото из интернета
На плане города Екатеринбурга за 1920 год отмечено месторасположение трёх станций: Екатеринбург-I, Екатеринбург-II, Екатеринбург-III. Главной станцией города являлась первая, здесь проводились все необходимые пассажирские операции, обеспечивающие прибытие и отправку поездов по всем существующим направлениям: на Пермь, Нижний Тагил, Тавду, Тюмень, Челябинск. Здесь же, в отличие от двух других городских станций, находился большой пассажирский вокзал, и это место было достаточно многолюдным. В то время от станции Екатеринбург-I в сторону станции Екатеринбург-II отходила одноколейная железнодорожная ветка, проложенная вдоль окраинной улицы Вторая Восточная (сейчас – ул. Восточная). По другую сторону линии ж. д., среди лесного массива обозначены лишь кордон, два кладбища и здание горного института [8] .
Привокзальная площадь и вокзал Екатеринбург-пассажирский, май 2018 г. В центре памятник героям ВОВ (1941-1945г.г.), воинам Уральского добровольческого танкового корпуса, прозванного в народе «под варюшкой». Фото автора
Панорамный вид на станцию Екатеринбург-пассажирский. В центре: храм иконы Богородицы «Державная», слева – подземный переход на станцию метро «Уральская». На заднем плане старый вокзал, багажное отделение и станционные пассажирские платформы. Апрель 2018 г. Фото автора
Станции Екатеринбург-II и Екатеринбург-III принадлежали разным железным дорогам. Перед этими станциями, в районе ул. Восточная – Энгельса одноколейная линия ж. д. раздваивалась, далее их главные пути шли параллельно друг другу на расстоянии 70 саженей (150 метров) [9] .
Вокзалы на станциях Екатеринбург-II и Екатеринбург-III проектом не предусматривались, хотя служебные станционные здания имелись. В межстанционном внутреннем разрыве располагался парк товарной станции, на путях которой формировались и стояли грузовые поезда. Кроме этого, вблизи станции располагались угольные склады. В те годы это была малолюдная окраина города, рядом со станцией Екатеринбург-II на плане города отмечены два кладбища – Спасское и Австрийское. Жилой сектор города находился в отдалении, на улице Вторая Восточная. От города к станции Екатеринбург-II существовал автогужевой подъезд, являвшийся продолжением Сибирского проспекта (ныне – ул. Куйбышева). Со стороны ст. Екатеринбург-III на расстоянии около 5 км, на берегу одноименного озера находилось село Шарташ [10] .
В 1919 году после объединения двух железных дорог в одну – Пермскую ж. д., станции объединили с названием Екатеринбург-II. В 1922 году, ещё до переименования города в Свердловск, станция Екатеринбург-II была названа Сибирской (по названию прилегающего Сибирского кордона). В 1925 году её переименовали в станцию Шарта́ш, и находится в 4 километрах от главной станции Екатеринбург-Пассажирский.
Екатеринбург. Обратная (восточная) сторона станции Шарташ, в 1918 г. на этой стороне находилась станция Екатеринбург-III. Напротив, через ж. д. пути видна металло-черепичная крыша старого здания станции Екатеринбург-II. Апрель 2018 г. Фото автора
Существует несколько версий о месте высадки Царской семьи в Екатеринбурге. Они основаны на воспоминаниях большевиков, в той или иной мере связанных с доставкой Царской семьи на Урал:
1. Комиссар В.В. Яковлев [11] в своих воспоминаниях указал, что вначале приехали на станцию Екатеринбург-I, затем переехали на Екатеринбург-II.
2. Шофёр П.Т. Самохвалов [12] на допросе показал следователю Н.А. Соколову, что в назначенное время автомобили были поданы к дому Ипатьева; забрав оттуда комиссаров Голощёкина и Авдеева, машины поехали на станцию Екатеринбург-I. На этой станции Голощёкин узнал, что поезда с царём уже нет, тогда они поехали на ст. Екатеринбург-II. «Там мы подъехали на машинах к одному месту, где стоял вагон первого класса, окружённый солдатами». Царскую чету и Великую княжну Марию посадили в его машину и повезли в дом Ипатьева.
3. Большевик П.М. Матвеев [13] , участвующий в сопровождении Государя Николая II, также указал, что поезд со ст. Екатеринбург-I вернулся обратно на ст. Екатеринбург-II.
4. А.Д. Авдеев, сопровождавший Яковлева как представитель Уралсовета, пишет иначе: «Поезд наш был остановлен на товарной станции Екатеринбург-III, не доезжая двух вёрст до главного вокзала» [14] .
Утверждение Авдеева сразу же вызывает сомнение у всех, кто хоть как-то знаком с планом расположения названных станций в Екатеринбурге. Откуда взято расстояние в две версты – большой вопрос, в действительности же расстояние между станциями Екатеринбург-I и Екатеринбург-II (Екатеринбург-III) около четырёх вёрст. Несмотря на такую очевидную неточность, в дальнейшем показания Авдеева отдельными авторами стали использоваться в качестве достоверного и единственно правильного источника. К примеру, профессор УрГУ Г.Б. Зайцев [15] исходя из этого утверждения указал, что высадка произошла в районе пересечения улиц Восточная – Шарташская (бывшая ул. Харитоновская). Но в то время это был однопутный участок железной дороги, и в том месте даже остановочной площадки не было. Поезд там никак не мог остановиться на долгое время, как это нам известно из дневника Царя Николая II.
Об ошибочности версии о высадке Царской семьи на месте пересечения улиц Восточная – Шевченко говорится в статье А.М. Верховского [16] .
Екатеринбург. Вид автомобильного и пешеходного мостов на пересечение улиц Восточная – Шевченко, по центру за мостами – храм «Порт-Артурской» иконы Пресвятой Богородицы. Участок железнодорожных путей между станциями Екатеринбург-пассажирский и Шарташ. Апрель 2018 г. Фото автора
Своё мнение к версии Г.Б. Зайцева высказали также екатеринбургские краеведы В.В. Шитов и Н.Б. Неуймин. Они сделали аргументированный вывод, что версия о высадке Царской семьи на месте пересечения улиц Восточная – Шевченко (бывшая ул. Харитоновская) ошибочна [17] . Однако далее они пишут: «Автомобили выехали со станции Екатеринбург-III через переезд у развилки железнодорожных путей на ул. Восточная, затем на Покровский проспект (ныне ул. Малышева), спустившись вниз до католического костёла, повернули направо и по Вознесенскому проспекту прибыли к дому инженера Ипатьева» [18] . Свою версию о месте высадки и доставки Царской семьи в Ипатьевский дом они не подтвердили ссылками на документы или свидетелей, поэтому их гипотеза также звучит неубедительно. Таким образом, Шитов и Неуймин опровергают одну ошибку, но допускают другую – не менее значимую.
После анализа сведений о прибытии Царской семьи в Екатеринбург из различных источников и документов наиболее реальной представляется следующая версия.
Екатеринбург, станция Шарташ. Выход к пригородным электропоездам со стороны улицы Куйбышева. В центре – поклонный Крест на месте планируемого строительства храма иконы Богородицы «Валаамская». Апрель 2018 г. Фото автора
Поезд с Царской семьёй утром прибыл на станцию Екатеринбург-I, но высаживать здесь никого не стали. После продолжительной стоянки в 12 часов дня поезд отправили в сторону предыдущей станции Екатеринбург-II. Это было сделано из соображения конспирации, чтобы не привлекать излишнего внимания местных жителей. Царский поезд был отправлен на малолюдную грузовую станцию на окраине города, где и был поставлен на один из станционных путей грузового парка, между станциями Екатеринбург-II и Екатеринбург-III.
На станции Екатеринбург-II и произошла передача Яковлевым арестованных Царских узников большевикам, под расписку председателя Уралсовета А.Г. Белобородова и члена областного исполнительного комитета Б.В. Дидковского. При передаче присутствовали также большевики И.И. Голощёкин и А.Д. Авдеев [19] . В дом инженера Ипатьева Царскую семью доставили около 15 часов дня.
От дома тобольского генерал-губернатора до екатеринбургского дома инженера Ипатьева, переименованных большевиками в «дом свободы» и «дом особого назначения», за 4,5 суток Царственные узники проделали 1700-километровый Крестный путь. Эти дни, с 26 по 30 апреля в 1918 года, пришлись на конец Великого поста.
Старый Екатеринбург. «Дом Ипатьева» на Вознесенской улице. В 1918 году был приобретён инженером Н.Ипатьевым, в том же году дом большевиками был конфискован для содержания Царской семьи. В г. Свердловске это был угол улиц Карла Либкнехта и Клары Цеткин. В советский период в доме располагался музей Революции (1927 – 1932). В 1977 г. был разрушен по решению Политбюро; решение выполнил 1 секретарь обкома КПСС Б.Н. Ельцин. В 2003 г. на месте разрушенного «дома Ипатьева» был возведён величественный храм-на-Крови.
Апрель 2018 г. Фото автора
Продолжение следует.