Новости города БезФормата.Ru
Екатеринбург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт»

Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Многие люди работали 24 часа в сутки.

В годы Великой Отечественной войны женщинам-трамвайщикам приходилось очень трудно. Они сутками ремонтировали вагоны, собирая по путям гайки и болты, таскали раненых и многотонные вагоны. Пассажирам было не легче. Транспорта катастрофически не хватало. Приходилось ездить на крыше, подножках или часами ждать на остановках.

 

О перегонке вагонов из блокадного Ленинграда, круглосуточной работе женщин-трамвайщиц, а также о том, как трамвай стал главным грузовиком Свердловска, в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), в 1941 году на Урал эвакуированы свыше 10 млн человек, переброшены 1300 крупных, преимущественно военных, предприятий. Из них 677 в Свердловскую область. Население Свердловска с 1941 по 1943 года выросло с 494 до 650 тысяч человек. В связи с этим появились новые районы, поселки. Возникали проблемы с питанием, жильем, городским транспортом. В часы пик в вагон зайти было невозможно. Люди забирались на крышу, ездили на сцеплениях, висели в дверях. Бывало выйдет вагоновожатый перевести стрелку, а назад зайти не может.  

 

 

                                                                Поезд КМ-КМ, 1945 год

 

«По городу ходили всего 19 поездов, люди висели на подножках, забирались даже на крышу. Кабины у водителя не было, меня порой так вдавливали, хоть плачь. Если не было сменщика, то водитель не имел права заезжать в парк и продолжал работать. Зато в сильные морозы нам давали погреться в диспетчерской на площади 1905 года. Рабочие смены слесарей были по 10 часов и более. Очень тяжело было ремонтировать вагоны, но мы справились», - вспоминает на страницах книги «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет» Евдокия Кощеева, которая работала в годы войны сначала водителем, а потом слесарем трамвая.  

 

Машины аварийно-ремонтной службы горэлектротранспорта

 

Осенью 1941 года на территории вагоноремонтных мастерских разместился эвакуированный из Москвы механический завод №2, который наладил производство противотанковых снарядов. В первые месяцы их производили за смену 20 штук, в конце 1943 – 2000 штук. Основную рабочую силу составляли женщины и подростки 13-17 лет.

 

 

      Вид на   проспект Ленина с Театра оперы и балета   ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody

 

«Станков специальных для выпуска снарядов не было, использовали старые большие, на которых точили детали для трамвая. Работали по 12 часов в сутки, без выходных, в основном девочками. Сами обрезали, растачивали, снова загружали, затем везли наращивать и начинять взрывчаткой. Никакой спецодежды не выдавали, ни очков, ни перчаток. Горячая стружка летела в лицо, в глаза. Эмульсия, которой обрабатывали снаряды, разъедали руки, все были в фурункулах, боль была ужасная, но мы об этом не думали», - вспоминает школьница Анна Шимолина, которая пришла вагоно-ремонтную мастерскую в 1941 году.

 

 

                                              Дом юстиции. На дальнем плане жилой корпус
        Фото архитектора Стрекопытова Ю.А. Опубликованы:  Ностальгия по Свердловску 15-1, 1723.ru

 

Жили работники завода на казарменном положении, в механическом цехе. Когда силы их покидали, они шли в отдельное помещение и там спали прямо на досках, а потом опять к станку. Немало людей в могилу унес голод. Норма питания была 600 граммов хлеба, если рабочий выполнял задание, если нет – 400-500.

 

 

                                                        Почтовый вагон во время войны
«К началу войны я уже год работала кондуктором в трампарке. Работа очень нравилась, но вдруг известие – война. На территории депо стали выпускать противотанковые снаряды. Заготовки для них весили по 70 килограммов. Целый день наша бригада трудилась не покладая рук. Ночью продукцию отправляли. А утром директор встречала: «Девочки, выручайте, состав раненных привезли». Повздорим, в слезу. «А куда деваться»? Едем переносить раненых. Однажды мы с напарницей Феней уронили носилки с одним из них – так спать хотелось. К тому же голодали, многие падали в обморок от истощения», - вспоминает в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» ветеран труда, трамвайщица, кавалер ордена Трудового Красного знамени А.Г Неугодникова.    

 

                                          ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody

 

Тринадцатилетним встал за станок Михаил Кузоваткин. Отец трамвайщик ушел на фронт и погиб. Мать привела сына в цех. Худенький, молорослый, он не мог дотянутся до агрегата и подставлял под ноги деревянный ящик. Михаил Владимирович и сегодня трудится электрослесарем в Южном трамвайном депо.

 

В кризисном состоянии находилась ремонтная база Свердловской городской железной дороги. По словам начальника энергохозяйства СГЖД Бориса Зубрицкого, требовалось увеличить количество подвижного состава. Очень срочно «свободные вагоны» можно было найти в блокированном Ленинграде. Из почти 2000 вагонов можно было использовать лишь малую часть. Чтобы вывезти их в Ленинград отправили начальника технического отдела управления А.Н. Попова.

 

 

ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody

 

С неимоверными трудностями, под бомбежками и артобстрелами, с помощь ленинградских рабочих и солдат ему удалось отгрузить столь нужные для Свердловска 60 вагонов. В северной столице России вражеские снаряды и осколки не пощадили вагоны, да и в пути им досталось. Но все же они были на хожу. Доставленные вагоны быстро восстановили и увеличили выпуск трамваев на свердловские маршруты.

 

 

 

«Монтер контактной сети, кроме физической силы, должен обладать способностью работать на высоте. Этим качеством женщины похвастаться не могли. Когда последний электромонтер контактной сети ушел на фронт, было принято решение укомплектовать бригады женщин-фонарщиц. Так называли тех, кто включал в контактную сеть по вечерам фонари, освещавшие трамвайные остановки, и утром отключал. Раньше не применяли лебедки. Вытягивание контактного провода производилось тремя мужчинами. Женщин для этих целей требовалось 6-7. Трудились они самоотверженно и удовлетворительно обеспечивали эксплуатацию контактной сети, если не считать появившихся чисто женских повреждений. Выпадал часто контактный провод, так как у женщин не хватало сил намертво зажать болты провододержателя. Да и сами женщины нередко сваливались с высоты», - вспоминает Борис Зубрицкий.

 

 

                                        Дома ГоспромУрала. Вид на южный фасад комплекса
Фото архитектора Стрекопытова Ю.А. Опубликованы:  Ностальгия по Свердловску 15-1, 1723.ru

 

В 1941 были построены дополнительные тяговые подстанции. Трамвай стал главным грузовиком города. При службе движения действовал участок грузовых перевозок. Выделенные в его распоряжение трамваи перевозили муку с мельзаводов на пекарни, развозили военную продукцию с заводов, оборудование для эвакуированных заводов. Для этого были проложены около 20 тупиковых линий к заводам, товарному двору.

 

 

Перевозка хлеба во время войны

 

Кроме грузов к промышленным предприятиям, надо было подвозить рабочую женско-подростковую гвардию. Для этих целей в городе своими силами была построены новые линии трамваев на Сортировку, Эльмаш и мясокомбинат.

 

В вагонах мытищинского завода с торца были предусмотрены специальные двери, именно через них в санитарные вагоны вносили и выносили раненных, которых подвозили от тупика ВТУЗ-городка в военным госпиталям, в том числе на 8 Марта-Малышева.

 

Зимы в годы Великой Отечественной войны были суровыми: обильные снегопады, жестокие морозы. Часто с рельсов сходили трамваи. В этом случае поднимали вагоны вручную. Единственное механическое устройство – ручные домкраты и железные полоски, которые подкладывали под колеса вагонов и тянули. Выгружали шпалы, рельсы, стрелочные переводы, тяжелейшие пересечения и крестовины. Одна помощь: «Раз, два –взяли».

 

 

  Проспект Ленина. ФОТО: Ностальгия по Свердловску. Часть 16. Снимки из госархива Свердл. области. 
  Предоставил Олег из Нижнего Новгорода сайту 1723.ru

 

Отсутствие запчастей с заводов и переоборудование ВРМ в оборонное предприятие привело к резкому снижению объема ремонта вагонов. Так, если в 1941 году на линию выходили 122 вагона, то в 1943 всего 64.

 

«Вагоновожатой я работала с 1938 года. С 1942 года жесткая необходимость заставила перейти слесарем по ремонту подвижного состава. Работала без выходных. Смена длилась 12 часов. Остальные 12 часов восстанавливали списанные вагоны. Бывало присядешь на минутку и от слабости уснешь сидя. Особенно тяжело было с запасными частями. Выходили на линию и собирали по путям гайки, болты, куски железа. За смену надо было поставить под вагон около 100 чугунных колодок, сто раз слазить под вагон. Ватные брюки на коленях были сплошь в заплатках. Недоедали, недосыпали. От худосочия по телу пошли чирьи. Пришла к директору пивзавода попросила дрожжи, а он: «Вы не наша». «Непохоже, - говорю, - что я из-за границы приехала», - вспоминает на страницах газета «Электропуть» ветеран труда Лилия Позднякова.

 

 

Уралмаш, площадь Первой Пятилетки. На переднем плане "мавзолей" с захоронениями Банникова и 
Фидлера. Сейчас, примерно на этом месте, стоит памятник Орджоникидзе
ФОТО: Ностальгия по Свердловску, 1723.ru   Автор снимков: Robert Byron

 

Только в 1944 году на территории депо был ликвидирован военный завод. К концу года здесь смогли отремонтировать 116 вагонов, в том числе ленинградских. Коллектив трамвайного депо стал пополняться за счет демобилизованных по ранению бойцов Красной Армии, выпускников ремесленных училищ. Увеличивался плановый ремонт вагонов.

 

 

                                                                      Городок чекистов
ФОТО: Ностальгия по Свердловску, 1723.ru   Автор снимков: Robert Byron

 

Но запасных частей по-прежнему не хватало. Дело доходило до того, что вместо металлических тормозных колодок на прицепных вагонах ставили пластмассовые и даже деревянные. На помощь трамвайшикам пришли литейщики завода «Пластмасс» и завода им. М. Калинина. Они отливать тормозные колодки и другие детали, необходимые для ремонта.

 

Уже к концу войны трамваи почти вернулись к обычному графику работы.

 

 

                                                    Ветераны Великой Отчественной войны

 

При подготовке использовались материалы книги: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год, «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год, фото музея «Истории трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге».

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и музею ЕТТУ.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения в Екатеринбурге читайте  здесь,   здесьздесьздесьздесь и здесь , трамвайного – здесьздесьздесьздесь   и  здесь .

 

 

Источник: www.e1.ru Фото: globallookpress.com В Екатеринбурге у «Радуга-парка» трамвай сбил женщину.
09.08.2017 UralWeb.Ru
Массовые увольнения и сход вагонов с рельсов. О выживании свердловских трамвайщиков перед началом войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт» - JustMedia.RuВ отдельные годы вместо 100 на лини стали выходить 40-45 вагонов. Вслед за несколькими ударными годами развития трамвайного движения в Свердловске начался резкий спад.
17.07.2017 JustMedia.Ru
Уралтрансмаш совместно с нижегородской компанией «Фобос ТС» придумали, как продлить жизнь старым трамваям ещё на 20 лет.
12.07.2017 Областная Газета
расследование Сегодня, 08:00 Кирилл Зайцев расследование
23.01.2018 66.Ru
Госавтоинспекция Свердловской области переходит на усиленный вариант несения службы в связи с низким температурным режимом - Первоуральск.РФВ ближайшие дни возможно ухудшение погодных условий и снижение температур, в связи с чем экипажи ДПС переводятся на режим постоянного патрулирования загородных трасс Свердловской области,
22.01.2018 Первоуральск.РФ
Уже завтра в Екатеринбурге будет ограничено движение по улице Шарташской.
22.01.2018 ОТВ
сергей карякин Сегодня, 16:15 Кирилл Зайцев
22.01.2018 66.Ru
Источник: www.e1.ru Фото: с места ДТП. УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области В Екатеринбурге 87-летняя пассажирка трамвая накануне попала в больницу поездки в трамвае.
22.01.2018 UralWeb.Ru
Источник: E1.ru Фото: Дмитрий Елизаров. Мэрия отказалась от предложений частных инвесторов, которые хотели вложиться в развитие сети платных парковок в Екатеринбурге.
23.01.2018 UralWeb.Ru
расследование Сегодня, 08:00 Кирилл Зайцев расследование
23.01.2018 66.Ru
Из-за морозов свердловская ГИБДД перешла на усиленный режим работы - JustMedia.RuГаишники сопровождают колонны транспорта и оказывают помощь участникам дорожного движения.
22.01.2018 JustMedia.Ru
В Кольцово на завтра перенесли вылет вечернего рейса в Таиланд - Вечерний Екатеринбург
В Кольцово на завтра перенесли вылет вечернего рейса в Таиланд
По информации онлайн-табло екатеринбургского аэропорта Кольцово, с сегодняшнего дня, 22 января, на завтра перенесён вылет рейса ZF-9633 в Пхукет.
Вечерний Екатеринбург
В аварии на трасе Пермь-Екатеринбург погиб 4-летний ребёнок - Вечерний Екатеринбург
В аварии на трасе Пермь-Екатеринбург погиб 4-летний ребёнок
Сегодня, 21 января, около 16 часов вечера на 274 километре трассы Пермь-Екатеринбург лоб в лоб столкнулись Chevrolet Lacetti и Hyundai Accent.
Вечерний Екатеринбург
Парковку на площади 1905 года откроют лишь 29 января - Вечерний Екатеринбург
Парковку на площади 1905 года откроют лишь 29 января
Парковка для автотранспорта на площади 1905 года вновь откроется в понедельник, 29 января.
Вечерний Екатеринбург
Граждане алкоголики, воры, мошенники - Городские вестиФото Анны Неволиной С начала 2018 года дежурной частью полиции Первоуральска зарегистрировано 2573 сообщения, из них 117 сообщений о преступлениях, по 52 возбуждены уголовные дела, по «горячим следам» раскрыто 39.
23.01.2018 Городские вести
Достаточно одной искры, чтобы сгорело всё - Вечерний ЕкатеринбургИз-за аномально холодной погоды в МЧС снова и снова предупреждают о соблюдении мер пожарной безопасности.
23.01.2018 Вечерний Екатеринбург
Сотрудники ГИБДД Свердловской области спасли от переохлаждения водителя и пассажира сломанного автомобиля - ГИБДД Свердловской областиВчера экипаж ДПС Ирбитского района осуществлял патрулирование автодороги Камышлов-Ирбит-Туринск-Тавда.
23.01.2018 ГИБДД Свердловской области
Около «Парк Хауса» ликвидировали опасную горку - Вечерний Екатеринбург
Около «Парк Хауса» ликвидировали опасную горку
В Екатеринбурге продолжается профилактический рейд «Такая горка опасна!», в рамках которого был выявлен и ликвидирован очередной скат, ведущий на дорогу.
Вечерний Екатеринбург
Опель вспыхнул сегодня утром на Уктусе - Вечерний Екатеринбург
Опель вспыхнул сегодня утром на Уктусе
Сегодня, 22 января, в Екатеринбурге в 07.44 спасателям поступило сообщение о пожаре в переулке Короткий — на площади 1 квадратный метр огнём был повреждён салон иномарки Опель Астра.
Вечерний Екатеринбург
Антону было 10 лет, когда старший приятель стал над ним издеваться Фото: Личная страница героя публикации в соцсети - КП Екатеринбург
Уралец спустя 10 лет встретил в камере своего обидчика и попытался убить
Узнав в сокамернике своего приятеля, издевавшегося над ним в детстве, угонщик мотоциклов заточил об кровать собачку от молнии на куртке и попытался перерезать ей недругу сонную артерию Роман ЛЯЛИН 20-летний Антон Полю
КП Екатеринбург
«Книжный бал» - праздник для литературных героев и читателей - KU.LIFEИсточник: ЦГБ им. А.С. Пушкина 20 января в библиотеке №12 Каменска-Уральского состоялся ежегодный праздник для литературных героев и читателей – «Книжный бал»!
23.01.2018 KU.LIFE
Традиционная, уже 55-ая по счёту Городская художественная выставка – юбилейная вдвойне.
23.01.2018 Администрация Каменск-Уральского
На фотографии: приземление БМД-1 на ПРС «Реактавр». - Музей ВДВ Крылатая гвардия23 января 1976 года на парашютодроме 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Кислово впервые в мире осуществляется сброс боевой техники вместе с экипажем из самолёта с использованием парашютно-реактивной системы,
22.01.2018 Музей ВДВ Крылатая гвардия
Григорий Александров и его жена, актриса Любовь Орлова, в июле 1936 года. Фото: собрание Александра Добровинского - КП Екатеринбург
Как режиссер «Веселых ребят» ставил первые спектакли под обстрелами Колчака
115 лет назад в Екатеринбурге родился автор культовых советских комедий Григорий Александров Данил СВЕЧКОВ РАБОТАЛ РАССЫЛЬНЫМ В ТЕАТРЕ Будущий режиссер комедий «Веселые ребята»,
КП Екатеринбург
В Нижнем Тагиле появится новый киноклуб - Тагильский рабочий
В Нижнем Тагиле появится новый киноклуб
1 февраля в кинотеатре «Красногвардеец» откроется новый клуб «КиноИскусство».
Тагильский рабочий
Чем заняться в Первоуральске: афиша на выходные - Городские вести
Чем заняться в Первоуральске: афиша на выходные
И снова на улице будет холодно. Поэтому долгие прогулки на свежем воздухе отменяются автоматически.
Городские вести
Теннис: УГМК принимает «Боруссию» из Дюссельдорфа - Вечерний ЕкатеринбургВ среду, 24 января , в Верхней Пышме во Дворце спорта УГМК пройдёт матч 1/4 финала Лиги европейских чемпионов, в котором теннисисты УГМК примут «Боруссию» из Дюссельдорфа.
23.01.2018 Вечерний Екатеринбург
На одного мастера спорта больше! Горняк стал победителем всероссийского турнира по самбо - УГГУСтудент факультета геологии и геофизики УГГУ Антон Мартынов (ГН-16-2) одержал победу на Всероссийском турнире по самбо «Памяти почетного гражданина города Нижний Тагил Олега Костенникова».
23.01.2018 УГГУ
ФСБ остановит работу опасных производств на время ЧМ-2018 - УралИнформБюроРади безопасности. Российские предприятия начали получать письма от ФСБ с предупреждением о необходимости остановить опасные производства на время проведения в России чемпионата мира по футболу,
23.01.2018 УралИнформБюро
Тагильские лыжники разыграли награды чемпионата и первенства города - Тагильский рабочий
Тагильские лыжники разыграли награды чемпионата и первенства города
Во всероссийский День снега на горе Белой соревновались сильнейшие юные и взрослые лыжники Нижнего Тагила и Горноуральского городского округа.
Тагильский рабочий
В район Солнечный пустят автобус № 53 - Вечерний Екатеринбург
В район Солнечный пустят автобус № 53
Между жилым районом Солнечный и железнодорожным вокзалом будет курсировать новый автобусный маршрут № 53.
Вечерний Екатеринбург
«Автомобилист» уступил «Сибири» со счётом 0:3 - Вечерний Екатеринбург
«Автомобилист» уступил «Сибири» со счётом 0:3
На финише регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги екатеринбургский «Автомобилист» резко затормозил.
Вечерний Екатеринбург
В среду, 24 января 2018 года, в 11-00 часов, в здании следственного отдела по Железнодорожному району города Екатеринбург СК России по Свердловской области , расположенного по адресу: город Екатеринбург, улица Челюскинцев,
23.01.2018 Следственный комитет
«Автомобилист» поборется за Кубок Гагарина - Вечерний ЕкатеринбургХоккейный клуб «Автомобилист» вышел по очкам в плей-офф Восточной конференции КХЛ.
23.01.2018 Вечерний Екатеринбург
Семьдесят четвертое заседание Екатеринбургской городской Думы. Трансляция - Администрация г. ЕкатеринбургНа повестке дня три вопроса. Семьдесят четвертое заседание Екатеринбургской городской Думы состоится во вторник, 23 января, в 10:00 в зале заседаний ЕГД.
23.01.2018 Администрация г. Екатеринбург
Роспотребнадзор открыл горячую линию по профилактике острых респираторных вирусных инфекций и гриппа - Железнодорожный район ЕкатеринбургаКак предупредить распространение острых респираторных заболеваний и гриппа?
23.01.2018 Железнодорожный район Екатеринбурга
Уральские страсти с похищением - Вечерний ЕкатеринбургСеровским межрайонным следственным отделом Следственного комитета  возбуждено уголовное дело по поводу похищения человека, пишет газета «Глобус».
23.01.2018 Вечерний Екатеринбург