Новости города БезФормата.Ru
Екатеринбург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт»

Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Таскали многотонные трамваи и падали в обморок от голода и недосыпания. О работе свердловского трамвая в годы войны в спецпроекте «Е-транспорт» - JustMedia.Ru
Многие люди работали 24 часа в сутки.

В годы Великой Отечественной войны женщинам-трамвайщикам приходилось очень трудно. Они сутками ремонтировали вагоны, собирая по путям гайки и болты, таскали раненых и многотонные вагоны. Пассажирам было не легче. Транспорта катастрофически не хватало. Приходилось ездить на крыше, подножках или часами ждать на остановках.

 

О перегонке вагонов из блокадного Ленинграда, круглосуточной работе женщин-трамвайщиц, а также о том, как трамвай стал главным грузовиком Свердловска, в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

 

По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), в 1941 году на Урал эвакуированы свыше 10 млн человек, переброшены 1300 крупных, преимущественно военных, предприятий. Из них 677 в Свердловскую область. Население Свердловска с 1941 по 1943 года выросло с 494 до 650 тысяч человек. В связи с этим появились новые районы, поселки. Возникали проблемы с питанием, жильем, городским транспортом. В часы пик в вагон зайти было невозможно. Люди забирались на крышу, ездили на сцеплениях, висели в дверях. Бывало выйдет вагоновожатый перевести стрелку, а назад зайти не может.  

 

 

                                                                Поезд КМ-КМ, 1945 год

 

«По городу ходили всего 19 поездов, люди висели на подножках, забирались даже на крышу. Кабины у водителя не было, меня порой так вдавливали, хоть плачь. Если не было сменщика, то водитель не имел права заезжать в парк и продолжал работать. Зато в сильные морозы нам давали погреться в диспетчерской на площади 1905 года. Рабочие смены слесарей были по 10 часов и более. Очень тяжело было ремонтировать вагоны, но мы справились», - вспоминает на страницах книги «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет» Евдокия Кощеева, которая работала в годы войны сначала водителем, а потом слесарем трамвая.  

 

Машины аварийно-ремонтной службы горэлектротранспорта

 

Осенью 1941 года на территории вагоноремонтных мастерских разместился эвакуированный из Москвы механический завод №2, который наладил производство противотанковых снарядов. В первые месяцы их производили за смену 20 штук, в конце 1943 – 2000 штук. Основную рабочую силу составляли женщины и подростки 13-17 лет.

 

 

      Вид на   проспект Ленина с Театра оперы и балета   ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody

 

«Станков специальных для выпуска снарядов не было, использовали старые большие, на которых точили детали для трамвая. Работали по 12 часов в сутки, без выходных, в основном девочками. Сами обрезали, растачивали, снова загружали, затем везли наращивать и начинять взрывчаткой. Никакой спецодежды не выдавали, ни очков, ни перчаток. Горячая стружка летела в лицо, в глаза. Эмульсия, которой обрабатывали снаряды, разъедали руки, все были в фурункулах, боль была ужасная, но мы об этом не думали», - вспоминает школьница Анна Шимолина, которая пришла вагоно-ремонтную мастерскую в 1941 году.

 

 

                                              Дом юстиции. На дальнем плане жилой корпус
        Фото архитектора Стрекопытова Ю.А. Опубликованы:  Ностальгия по Свердловску 15-1, 1723.ru

 

Жили работники завода на казарменном положении, в механическом цехе. Когда силы их покидали, они шли в отдельное помещение и там спали прямо на досках, а потом опять к станку. Немало людей в могилу унес голод. Норма питания была 600 граммов хлеба, если рабочий выполнял задание, если нет – 400-500.

 

 

                                                        Почтовый вагон во время войны
«К началу войны я уже год работала кондуктором в трампарке. Работа очень нравилась, но вдруг известие – война. На территории депо стали выпускать противотанковые снаряды. Заготовки для них весили по 70 килограммов. Целый день наша бригада трудилась не покладая рук. Ночью продукцию отправляли. А утром директор встречала: «Девочки, выручайте, состав раненных привезли». Повздорим, в слезу. «А куда деваться»? Едем переносить раненых. Однажды мы с напарницей Феней уронили носилки с одним из них – так спать хотелось. К тому же голодали, многие падали в обморок от истощения», - вспоминает в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» ветеран труда, трамвайщица, кавалер ордена Трудового Красного знамени А.Г Неугодникова.    

 

                                          ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody

 

Тринадцатилетним встал за станок Михаил Кузоваткин. Отец трамвайщик ушел на фронт и погиб. Мать привела сына в цех. Худенький, молорослый, он не мог дотянутся до агрегата и подставлял под ноги деревянный ящик. Михаил Владимирович и сегодня трудится электрослесарем в Южном трамвайном депо.

 

В кризисном состоянии находилась ремонтная база Свердловской городской железной дороги. По словам начальника энергохозяйства СГЖД Бориса Зубрицкого, требовалось увеличить количество подвижного состава. Очень срочно «свободные вагоны» можно было найти в блокированном Ленинграде. Из почти 2000 вагонов можно было использовать лишь малую часть. Чтобы вывезти их в Ленинград отправили начальника технического отдела управления А.Н. Попова.

 

 

ФОТО: fotostarina.ru/sverdlovsk-1930-e-gody

 

С неимоверными трудностями, под бомбежками и артобстрелами, с помощь ленинградских рабочих и солдат ему удалось отгрузить столь нужные для Свердловска 60 вагонов. В северной столице России вражеские снаряды и осколки не пощадили вагоны, да и в пути им досталось. Но все же они были на хожу. Доставленные вагоны быстро восстановили и увеличили выпуск трамваев на свердловские маршруты.

 

 

 

«Монтер контактной сети, кроме физической силы, должен обладать способностью работать на высоте. Этим качеством женщины похвастаться не могли. Когда последний электромонтер контактной сети ушел на фронт, было принято решение укомплектовать бригады женщин-фонарщиц. Так называли тех, кто включал в контактную сеть по вечерам фонари, освещавшие трамвайные остановки, и утром отключал. Раньше не применяли лебедки. Вытягивание контактного провода производилось тремя мужчинами. Женщин для этих целей требовалось 6-7. Трудились они самоотверженно и удовлетворительно обеспечивали эксплуатацию контактной сети, если не считать появившихся чисто женских повреждений. Выпадал часто контактный провод, так как у женщин не хватало сил намертво зажать болты провододержателя. Да и сами женщины нередко сваливались с высоты», - вспоминает Борис Зубрицкий.

 

 

                                        Дома ГоспромУрала. Вид на южный фасад комплекса
Фото архитектора Стрекопытова Ю.А. Опубликованы:  Ностальгия по Свердловску 15-1, 1723.ru

 

В 1941 были построены дополнительные тяговые подстанции. Трамвай стал главным грузовиком города. При службе движения действовал участок грузовых перевозок. Выделенные в его распоряжение трамваи перевозили муку с мельзаводов на пекарни, развозили военную продукцию с заводов, оборудование для эвакуированных заводов. Для этого были проложены около 20 тупиковых линий к заводам, товарному двору.

 

 

Перевозка хлеба во время войны

 

Кроме грузов к промышленным предприятиям, надо было подвозить рабочую женско-подростковую гвардию. Для этих целей в городе своими силами была построены новые линии трамваев на Сортировку, Эльмаш и мясокомбинат.

 

В вагонах мытищинского завода с торца были предусмотрены специальные двери, именно через них в санитарные вагоны вносили и выносили раненных, которых подвозили от тупика ВТУЗ-городка в военным госпиталям, в том числе на 8 Марта-Малышева.

 

Зимы в годы Великой Отечественной войны были суровыми: обильные снегопады, жестокие морозы. Часто с рельсов сходили трамваи. В этом случае поднимали вагоны вручную. Единственное механическое устройство – ручные домкраты и железные полоски, которые подкладывали под колеса вагонов и тянули. Выгружали шпалы, рельсы, стрелочные переводы, тяжелейшие пересечения и крестовины. Одна помощь: «Раз, два –взяли».

 

 

  Проспект Ленина. ФОТО: Ностальгия по Свердловску. Часть 16. Снимки из госархива Свердл. области. 
  Предоставил Олег из Нижнего Новгорода сайту 1723.ru

 

Отсутствие запчастей с заводов и переоборудование ВРМ в оборонное предприятие привело к резкому снижению объема ремонта вагонов. Так, если в 1941 году на линию выходили 122 вагона, то в 1943 всего 64.

 

«Вагоновожатой я работала с 1938 года. С 1942 года жесткая необходимость заставила перейти слесарем по ремонту подвижного состава. Работала без выходных. Смена длилась 12 часов. Остальные 12 часов восстанавливали списанные вагоны. Бывало присядешь на минутку и от слабости уснешь сидя. Особенно тяжело было с запасными частями. Выходили на линию и собирали по путям гайки, болты, куски железа. За смену надо было поставить под вагон около 100 чугунных колодок, сто раз слазить под вагон. Ватные брюки на коленях были сплошь в заплатках. Недоедали, недосыпали. От худосочия по телу пошли чирьи. Пришла к директору пивзавода попросила дрожжи, а он: «Вы не наша». «Непохоже, - говорю, - что я из-за границы приехала», - вспоминает на страницах газета «Электропуть» ветеран труда Лилия Позднякова.

 

 

Уралмаш, площадь Первой Пятилетки. На переднем плане "мавзолей" с захоронениями Банникова и 
Фидлера. Сейчас, примерно на этом месте, стоит памятник Орджоникидзе
ФОТО: Ностальгия по Свердловску, 1723.ru   Автор снимков: Robert Byron

 

Только в 1944 году на территории депо был ликвидирован военный завод. К концу года здесь смогли отремонтировать 116 вагонов, в том числе ленинградских. Коллектив трамвайного депо стал пополняться за счет демобилизованных по ранению бойцов Красной Армии, выпускников ремесленных училищ. Увеличивался плановый ремонт вагонов.

 

 

                                                                      Городок чекистов
ФОТО: Ностальгия по Свердловску, 1723.ru   Автор снимков: Robert Byron

 

Но запасных частей по-прежнему не хватало. Дело доходило до того, что вместо металлических тормозных колодок на прицепных вагонах ставили пластмассовые и даже деревянные. На помощь трамвайшикам пришли литейщики завода «Пластмасс» и завода им. М. Калинина. Они отливать тормозные колодки и другие детали, необходимые для ремонта.

 

Уже к концу войны трамваи почти вернулись к обычному графику работы.

 

 

                                                    Ветераны Великой Отчественной войны

 

При подготовке использовались материалы книги: «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», 1999 год, «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год, фото музея «Истории трамвая и троллейбуса в Екатеринбурге».

 

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и музею ЕТТУ.

 

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения в Екатеринбурге читайте  здесь,   здесьздесьздесьздесь и здесь , трамвайного – здесьздесьздесьздесь   и  здесь .

 

 

Источник: www.e1.ru Фото: globallookpress.com В Екатеринбурге у «Радуга-парка» трамвай сбил женщину.
09.08.2017 UralWeb.Ru
Массовые увольнения и сход вагонов с рельсов. О выживании свердловских трамвайщиков перед началом войны в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт» - JustMedia.RuВ отдельные годы вместо 100 на лини стали выходить 40-45 вагонов. Вслед за несколькими ударными годами развития трамвайного движения в Свердловске начался резкий спад.
17.07.2017 JustMedia.Ru
Уралтрансмаш совместно с нижегородской компанией «Фобос ТС» придумали, как продлить жизнь старым трамваям ещё на 20 лет.
12.07.2017 Областная Газета
Минтранс РФ готовит масштабную реформу обучения водителей, в рамках которой намерен разделить их на любителей и профессионалов, следует из опубликованного на федеральном портале нормативных правовых актов законопроекта.
23.11.2017 Первоуральск.Ру
В Екатеринбурге "Уралвагонзавод" будет переделывать чешские трамваи - Наша Газета16+ Фото: архив НАШЕЙ Стоимость модернизации одного устаревшего вагона составит примерно 10 миллионов рублей.
23.11.2017 Наша Газета
Активисты проекта «Безопасные дороги» проверили подходы к школам Кировского района Екатеринбурга - Единая РоссияОсобое внимание специалисты уделяли обустройству пешеходных переходов у школ и тротуаров по маршруту «Дом-школа-дом» В рейде приняли участие: Дмитрий Морзин из Комитета по транспорту Екатеринбурга,
23.11.2017 Единая Россия
Схлестнувшиеся фура и кроссовер перегородили путь трамваям на Эльмаше - Вечерний ЕкатеринбургСегодня утром в Екатеринбурге на улице Старых Большевиков грузовик схлестнулся с кроссовером.
23.11.2017 Вечерний Екатеринбург
Горячая линия для автомобилистов, на которую можно круглосуточно сообщать о заторах, ДТП и других происшествиях на областных трассах, снова заработала в ГУ МЧС России по Свердловской области.
23.11.2017 Revda-Info.Ru
Строители изменят разметку и схему движения на улице Хохрякова - JustMedia.RuНа измененном участке можно будет парковаться на обеих сторонах улицы.   Строительная компания, занимающаяся возведением многоэтажного жилого дома на улице Хохрякова, 63,
23.11.2017 JustMedia.Ru
В Екатеринбурге "Уралвагонзавод" будет переделывать чешские трамваи - Наша Газета16+ Фото: архив НАШЕЙ Стоимость модернизации одного устаревшего вагона составит примерно 10 миллионов рублей.
23.11.2017 Наша Газета
Активисты проекта «Безопасные дороги» проверили подходы к школам Кировского района Екатеринбурга - Единая РоссияОсобое внимание специалисты уделяли обустройству пешеходных переходов у школ и тротуаров по маршруту «Дом-школа-дом» В рейде приняли участие: Дмитрий Морзин из Комитета по транспорту Екатеринбурга,
23.11.2017 Единая Россия
Улицу Колмогорова после ремонта обещают открыть уже завтра - Вечерний ЕкатеринбургДата открытия для транспорта улицы Колмогорова в Екатеринбурге перенесена с 22 ноября на пятницу, 24 ноября.
23.11.2017 Вечерний Екатеринбург
На улице Хохрякова из-за строящейся высотки изменят схему дорожного движения - Вечерний Екатеринбург
На улице Хохрякова из-за строящейся высотки изменят схему дорожного движения
Строительная компания, которая в настоящий момент возводит в Екатеринбурге на улице Хохрякова жилую высотку, изменит схему дорожного движения рядом со стройплощадкой.
Вечерний Екатеринбург
В Екатеринбурге на улице Хохрякова поменяется схема движения - Наша Газета
В Екатеринбурге на улице Хохрякова поменяется схема движения
16+ Фото: Яндекс.Панорамы Строители нанесут новую разметку и установят дорожные знаки.
Наша Газета
Почти сутки на чемоданах: вылет рейса из Худжанда в Кольцово задержали на 18 часов - Вечерний Екатеринбург
Почти сутки на чемоданах: вылет рейса из Худжанда в Кольцово задержали на 18 часов
По информации онлайн-табло екатеринбургского аэропорта Кольцово, вылет рейса из Худжанда в столицу Урала задержали практически на 18 часов.
Вечерний Екатеринбург
В Екатеринбурге драгдилер выбросил в окно сейф, напичканный наркотиками - Наша Газета16+ Фото: Отделение по связям со СМИ УМВД России Екатеринбургу Сейчас ему грозит до 20 лет.
23.11.2017 Наша Газета
В Сети появилось видео ДТП, в котором легковушка протащила на капоте 87-летнюю пенсионерку - Вечерний ЕкатеринбургВ Сети опубликовали видео ДТП, которое произошло вчера в Екатеринбурге на перекрёстке улиц Белинского и Трактористов.
23.11.2017 Вечерний Екатеринбург
Перед судом предстанут 17 членов банды наркоторговцев, которые продавали "товар" в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле - Наша Газета16+ Фото: архив НАШЕЙ Во время обысков у обвиняемых нашли 11 килограммов наркотиков.
23.11.2017 Наша Газета
Около Широкореченского кладбища на пешеходном переходе сбили пенсионерку: женщина в тяжелом состоянии - Наша Газета
Около Широкореченского кладбища на пешеходном переходе сбили пенсионерку: женщина в тяжелом состоянии
16+ Фото: ГИБДД по Екатеринбургу Аварию устроила водитель с 17-летним стажем.
Наша Газета
Гимназиста нашли в Екатеринбурге - Тагильский рабочий
Гимназиста нашли в Екатеринбурге
Сотрудники уголовного розыска Межмуниципального управления МВД России «Нижнетагильское» вместе с коллегами из отдела полиции № 16 задержали разыскиваемого Алексея Думачева в Екатеринбурге, вчера вечером.
Тагильский рабочий
«Она кричала: «Не убивай меня!» Подробности убийства 17-летней девушки в Карпинске - Наша Газета
«Она кричала: «Не убивай меня!» Подробности убийства 17-летней девушки в Карпинске
16+ Фото: страница погибшей в соцсети Молодой человек уже имел "условку" за нападение с ножом.
Наша Газета
9 «А» побывал в XVIII веке - Железнодорожный район ЕкатеринбургаБольшинство ребят впервые посетили музей, расположенный в одном из старинных домов Екатеринбурга.
23.11.2017 Железнодорожный район Екатеринбурга
Фестиваль «Урал-Графо»: графика, печатная и «непечатная» - Вечерний ЕкатеринбургПрограмма III Всероссийского открытого биеннале-фестиваля «Урал-Графо», начавшегося ещё в августе, продолжается.
23.11.2017 Вечерний Екатеринбург
Коллаж © Weburg.net - Weburg.NetОсенняя хандра? Нет, не слышали. Повышаем жизненные силы вместе с городской афишей, подготовившей к выходным целую палитру развлечений на любой вкус.
23.11.2017 Weburg.Net
news_2017-11-23_16 - Газета Серовский рабочий
Ко дню рождения Серовской музыкальной школы им. Г. Свиридова
В Астане и Казани 29 октября в рамках проекта «Салют талантов» в Астане состоялся X Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Просторы вдохновения».
Газета Серовский рабочий
Новые чешские фильмы на екатеринбургском экране - Вечерний Екатеринбург
Новые чешские фильмы на екатеринбургском экране
Фестиваль Czech In знакомит российского зрителя с современным кинематографом Чехии уже 6 лет.
Вечерний Екатеринбург
Откроют коробочку Николая Коляды - Вечерний Екатеринбург
Откроют коробочку Николая Коляды
Музей «Литературная жизнь Урала XX века» объединённого Музея писателей Урала (ул.
Вечерний Екатеринбург
Екатеринбург и Калининград – готовность к чемпионату мира по футболу-2018 - Городская ДумаВ рамках официального визита в Калининград заместитель Председателя Екатеринбургской городской Думы Виктор Тестов и Председатель Городского Совета депутатов Калининграда Андрей Копоткин обсудили подготовку городов к чемп
23.11.2017 Городская Дума
Президент союза болельщиков Урала: «Футбольным фанатам, которые покупают билеты на Чемпионат мира, по барабану кто будет играть». ИНТЕРВЬЮ - JustMedia.RuО домашних матчах «Урала» в Тюмени, идеальной позиции на трибуне и стоимости билетов на матчи Чемпионата мира.
23.11.2017 JustMedia.Ru
Уральские рокеры станут хедлайнерами фан-феста - Уральский рабочийФото: Тимур Насибуллин / ekburg.ru Ключевой темой при формировании развлекательной программы для фестиваля болельщиков во время ЧМ-2018 в Екатеринбурге станет уральский рок.
23.11.2017 Уральский рабочий
Волонтеры киокусинкай прошли обучение - Уральский рабочий
Волонтеры киокусинкай прошли обучение
Фото: midural.ru Добровольцы, которым предстоит работать на чемпионате мира по киокусинкай каратэ KWU в Екатеринбурге 9-10 декабря, смогли поближе познакомиться с этим видом единоборств.
Уральский рабочий
«Уралмаш» дважды разгромил в гостях «Алтайбаскет» - Вечерний Екатеринбург
«Уралмаш» дважды разгромил в гостях «Алтайбаскет»
Две крупные победы одержали баскетболисты екатеринбургского клуба «Уралмаш» в Барнауле над местной командой «Алтайбаскет».
Вечерний Екатеринбург
Как гимнаст циркачей акробатике учил - Городские вести
Как гимнаст циркачей акробатике учил
Фото предоставлено организацией "Первоуральск - город чемпионов" Инициатором проведения тренировки с чемпионом выступили активисты общественной организации «Первоуральск — город чемпионов».
Городские вести
К месту гибели полицейских из Полевского сегодня несут цветы. Александр Пузиков и Артем Ваккер погибли в аварии, преследуя пьяного нарушителя.
23.11.2017 Четвёртый канал
Михаил Ратнер: «ЭКСПО» должно пройти в центре страны – в Екатеринбурге - Администрация г. ЕкатеринбургВсемирная выставка — мощнейший драйвер, который привлечет новые инвестиции и позволит создать новые рабочие места.
23.11.2017 Администрация г. Екатеринбург
Евгений Куйвашев поручил принять исчерпывающие меры по противодействию незаконной миграции - Губернатор Свердловской областиНеобходимо повышать эффективность противодействия незаконной миграции и нелегальной трудовой деятельности, укреплять взаимодействие органов госвласти, а также местного самоуправления,
23.11.2017 Губернатор Свердловской области
Фото: Штаб Ксении Собчак в Екатеринбурге - УралИнформБюроФото: Штаб Ксении Собчак в Екатеринбурге И усилили его политтехнологом.
23.11.2017 УралИнформБюро
Путинские гранты на Среднем Урале "профестивалят" - УралИнформБюроКоляда и музыканты. В Свердловской области гранты размером от 329 тысяч до 10 миллионов рублей получат 67 проектов.
23.11.2017 УралИнформБюро