Как в Свердловске 90 лет назад «двигали» торговлю

Образец рекламы 1920-х годов. Фото: Из коллекции СОКМ. Передовые позиции на рынке рекламы в 1920-е годы могла занять… местная тюрьма

Что бы сказали сегодняшние любители музыки и балетоманы, увидев в зале нашего оперного театра вместо занавеса набор рекламных объявлений? Думаю, они возмутились бы наглому вторжению коммерции в обитель муз.

А вот в 1926 году свердловчане не скандалили, усаживались себе и вместо программки читали о том, что в столовой «Поплавок» на набережной Рабочей Молодежи до двух часов ночи выступают «силы эстрады: певцы, юмористы, балет, еженедельно гастроли артистов эстрады и варьете, ежедневно играет струнный оркестр. Лучшая кухня под наблюдением опытных шефов-кулинаров, кавказская кухня — шашлыки, имеются все лучшие вина. Принимаются заказы на товарищеские обеды и ужины».

140 квадратных аршин (около 70 м 2) расписал подобными шедеврами художник Дубровин и, конечно же, не по собственной инициативе. Театру поступили заказы. Новая экономическая политика допустила в СССР свободную торговлю, двигатель которой, как известно, реклама.

В Свердловске на ул. Пушкина, 4, работало учреждение под названием «Представительство Центрального управления промышленной пропаганды и печати при Уралоблсовнархозе». Именно оно заключало договоры с рекламодателями и передавало их для исполнения хоть театру, хоть газетам, хоть общежитию Дома крестьянина. Разумеется, все было поставлено на коммерческую основу. Стоимость двух аршин художеств на занавесе оперного, привлекающих внимание потребителей, равнялась 172 рублям 86 копейкам, рекламная страница в «Бюллетене ОблЗУ» (Областного земельного управления) стоила 60 рублей за однократную публикацию, оплата — по выходе из печати.

Газеты и журналы справлялись с рекламной деятельностью хорошо и быстро, дело было для них привычное, а вот театр им. А. В. Луначарского нарушал сроки и допускал ошибки. В информации о конфетах слово «свежие» потеряло последнюю букву, а достоинства пишущих и счетных машин фирмы «Ж. Блок и Т. Гаген» плохо читались, изображенные красными письменами на зеленом фоне. Заказчики присылали возмущенные письма: «…в последний раз предлагаем вам произвести исправление рекламы, данной нами на занавес. Ибо наши просьбы, каковые даны вам несколько раз, не принимались во внимание, то мы хотим, чтобы исправление было произведено в ближайший срок, а о результатах принятых вами мер поставить нас в известность».

Дом крестьянина занимал рекламой стены общежития, благо комната была длиннющая — 16 коек в ряд. Прямо над головами ночующих селян висели плакаты кустарно-слесарной механической артели, предлагающей изготовить весы; мастерской, пошивающей детские пальто и ботинки, а посередине — призыв: «Прочитай со вниманием! 2-й крестьянский выигрышный заем является займом сбережения, удобной и выгодной формой хранения свободных средств».

Передовые позиции на рынке рекламы вознамерился занять, как ни удивительно, свердловский изолятор специального назначения (тюрьма). Его сотрудники, а, может быть, и заключенные (кто именно, история умалчивает) разработали проект «самопишущей рекламы». На двух ажурных железных столбах в 5 м над землей устанавливалась вывеска, буквы на которой набирались автоматически, днем черным шрифтом, ночью — светящимся. Тексты предусматривались лаконичные вроде: «Автопромторг. Автомобили — тракторы — мотоциклеты». Механизм помещался сзади конструкции и должен был обслуживаться посменно двумя монтерами. Изобретатели полагали, что летом сооружение должно функционировать 18 часов в день, а зимой — 16, цена услуги для заказчиков — 1 рубль за букву. Стоимость проекта — 7  000 рублей. Выбрали и подходящее место для диковины — бульвар между «Колизеем» и «Лоранжем» (перекресток проспекта Ленина и ул. К. Либкнехта) — чтобы видна была сразу четырем улицам.

Сияющий рекламный триумф в 1926 году в Свердловске, однако, не состоялся. Представительство Центрального управления промышленной пропаганды дало заключение о его нерациональности и посчитало нецелесообразным «входить в центр с надлежащим ходатайством». Почему? Может быть, потому, что изобретатели откровенно написали, что «вывеска приспособлена для рекламы американского характера».

 
По теме
«Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
Центр соцобслуживания населения
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского