Сумки как сумма образов

Обычно реплика «Что ты несёшь» звучит раздражённым риторическим вопросом, обвинением в пустой болтовне. Но сейчас она вынесена в титул новой выставки, которую представляют взрослым зрителям (18+) муниципальный Музей изобразительных искусств (ЕМИИ, ул. Воеводина, 5) и его учредитель Управление культуры Администрации города Екатеринбурга.

Без вопросительной интонации — «Что ты несёшь». «Что» из названия — это сумка в самых разных ипостасях: от авоськи до чемодана, от полиэтиленового пакета до грубого мешка, от театральной сумочки до холщовой «сумы перемётной». Главным героем экспозиции в музейных залах стал привычный бытовой предмет. И не просто сумки в витринах — артефакты разных времён, модные, немодные, вышедшие из употребления и ещё не нашедшие пользователя (хотя есть здесь и такие), а сумки в живописи и графике второй половины прошлого века и первых десятилетий нынешнего. Образы сумок, созданные художниками, — дополняющие образы людей и самодостаточные.

Почему именно сумки, а не какой-нибудь другой аксессуар, попали в центр внимания кураторов выставки, кураторы же нам и объяснили. Завотделом современного искусства ЕМИИ Ирина КУДРЯВЦЕВА и научный сотрудник этого отдела Дарья КОСТИНА считают, что сумка — предмет всеобщий во все времена, без ограничений пола, возраста, социального статуса, профессии. Сумки, конечно, очень разные, но ими пользуются все, а то, что в сумке, — это выбор владельца, его необходимое и его лишнее, его менталитет.

Картины Павла УСТЮГОВА из коллекции Музея наивного искусства ЕМИИ. Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Ирина КУДРЯВЦЕВА у картины «Тамара! Подожди!» Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Мы остановились у «титульной» картины — «Тамара! Подожди!» Ивана ЛУБЕННИКОВА (1986). Пышногрудую, рыжую, розовую от загара на белой коже соседку окликает в подъезде влюблённый парень. Его не видно на картине, только отчаянный возглас звучит откуда-то с нижнего пролёта лестницы, а неприступная Тамара идёт себе вверх под аккомпанемент кефирных бутылок, звякающих в авоське. Авоська сама по себе образ эпохи дефицита и очередей, а в руках живописной Тамары — ещё и составляющая основного образа. Та же история в картине 1959 года Ивана НЕСТЕРОВА «Весной повеяло». Молодая женщина в синей косынке ведёт деловой разговор с рабочими, и вдруг замирает на полуслове, ощутив в эту минуту ясный весенний запах. Её сумку не сразу заметишь, но она здесь же, на лавке, — полная книг. Всё моё ношу с собой — весь свой мир.

Дарья КОСТИНА рассказывает о «Вечере» Виктора ДОБРОВОЛЬСКОГО. Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Екатерина ШОЛОХОВА написала друга, наставника, учителя Старика Б. У. Кашкина (Евгения МАЛАХИНА) бредущим по улице Толмачёва, мимо дома, которого уже нет, с котомкой. Если бы художник просто поставила на асфальт эту кошёлку, всё равно догадались бы — Старик где-то рядом. «Букашкинская» серия продолжается в фотографиях Виталия ПУСТОВАЛОВА. Здесь легендарный екатеринбуржец среди «музыкальных» сумок, в которых носил музыку, и «художественных» пакетов, где размещались будущие картины — от задумки до красок. А вот «парадный портрет» — сосредоточенная дама в широкополой шляпе сжала в руке алую (в тон шляпе) плоскую сумочку — бесполезную, казалось бы, в ней даже пудреница с трудом уместится. Но именно эта сумочка, или по-современному — клатч, а не нарядная шляпа, «формулирует» предстоящее событие, входит в образ обязательным предметом: «Мама идёт в театр» Ирины КОЧЕРОВОЙ (1987).

Старик Б.У.Кашкин с кошёлкой в картине Екатерины ШОЛОХОВОЙи снимках Виталия ПУСТОВАЛОВА. Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Мешок — особая «сумка». В картине Михаила НИКОНОВА «Трудные годы» (1966) пара мешков на спине женщины, согнувшейся под их тяжестью, яснее ясного говорит о военной нужде, послевоенном голоде, когда из таких вот мешков доставали и меняли на снедь хоть что-то, оставшееся от прежней «сытой» жизни. Но есть и другие мешки, поистине волшебные. Что захочешь, то там и окажется. Или мешок сам приготовит тебе сюрприз, пошутит, напугает, восхитит. Как на листе бельгийского участника екатеринбургского Международного фестиваля меццо-тинто Хашми АЗЗА, как в графической серии «Мешки» Леонида ТИШКОВА.

Алиса ГОРШЕНИНА и её авторская сумка. Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Медицинский саквояж, скраб геолога — атрибуты, которые добавляют достоверности персонажам, видимым и невидимым (образ создаётся предметами) в картинах Петра БОРТНОВА («Срочный вызов», 1972), Евгения ГУДИНА («Памяти Н. А. Каржавина, 1983—87). А уж серия «Шопинг» Виктора КОРЬЯКИНА (2011), конечно, полна сумок, которые выглядят гораздо приличнее, чем их хозяева, теряющие человеческий облик у входа в супермаркет, у его прилавков. Ироничная серия холщовых сумок (2016) с портретами идолов масскульта Владимира СЕЛЕЗНЁВА представляет «учителей» подростков конца 1980-х — начала 1990-х: учитель труда — Арнольд Терминатор, учитель ОБЖ — Рэмбо Сталлоне… Нижнетагильская художница Алиса ГОРШЕНИНА создала сумку с концепцией: «Кладите в голову только самое нужное», и эта авторская сумка действительно в виде головы, и концептуальная рекомендация распространяется не только на вместилище «самого нужного». А для «Масок», сделанных группой «Злые», сумки стали материалом. Полиэтиленовый пакет — одноразовая и почти вечная вещь, период распада дольше человеческой жизни. Вот и сделали участники группы «полиэтиленовые» автопортреты похожими на посмертные маски.

Серия сумок «Мои учителя» Владимира СЕЛЕЗНЁВА.

Мы путешествуем по жизни, а путешественник всегда с багажом — вещей ли, забот, мыслей. Ручной кладью именуют в аэропортах наши сумки, сумочки, портфели, рюкзаки, с которыми мы проходим в самолёт. Это самый прирученный человеком предмет с древнейших времён. И это, как наглядно показывает выставка «Что ты несёшь», всё-таки не только кладь, ноша, а кладезь того сокровенного, что мы и сами, может быть, о себе не знаем. На выставке тайное становится явным. Без стеснения заглянули в чужие сумки и, не робея, открыли свои, как участники конкурса в соцсетях, который устроил музей и дал возможность «поговорить» их сумкам с суммой образов, графических и живописных. А напоследок надо обязательно заглянуть в «Чемодан отца», который открыл для нас Леонид Тишков. На внутренней стороне крышки фотография молодой пары — он уйдёт на войну, она будет ждать. В чемодане нет вещей, но он до краёв заполнен светом — светлыми воспоминаниями, которые мы тоже носим с собой. В «сумке» головы и в «сумке» своего сердца.

 
По теме
Здоровье в тренде - Газета Время Почему диспансеризация это не просто визит к врачу и пара анализов Для чего нужна диспансеризация, кто может ее пройти в 2024 году и какие патологии можно выявить на первом этапе, рассказывает Анастасия Солодухина,
Газета Время
Профилактика туберкулеза от рождения до преклонных лет - Городская больница Свердловская область – регион, где эпидемическая ситуация по туберкулезу ежегодно улучшается, но вероятность заражения данным заболеванием остается актуальной и требует регулярной профилактики.
Городская больница
На фотографии: памятник Екатерине II в Симферополе. - Военно-исторический музей 10 лет назад, 18 марта 2014 года, произошло событие мирового уровня – в состав России вернулся Крым.
Военно-исторический музей
Отряд юнармейцев «Кудрявцевцы» Исовской средней школы совместно с ветеранской организацией пос. Ис (председатель Н. А. Балахонцева), ветераном боевых действий Ю. А. Звековым возложили цветы на могилу В. С. Кудрявцева, погибшего в Афганистане, а также участвовали в митинге у памятника «Черный тюльпан» в пос. Ис - Газета Время Отряд юнармейцев «Кудрявцевцы» Исовской средней школы совместно с ветеранской организацией пос.
Газета Время