Сумки как сумма образов

Обычно реплика «Что ты несёшь» звучит раздражённым риторическим вопросом, обвинением в пустой болтовне. Но сейчас она вынесена в титул новой выставки, которую представляют взрослым зрителям (18+) муниципальный Музей изобразительных искусств (ЕМИИ, ул. Воеводина, 5) и его учредитель Управление культуры Администрации города Екатеринбурга.

Без вопросительной интонации — «Что ты несёшь». «Что» из названия — это сумка в самых разных ипостасях: от авоськи до чемодана, от полиэтиленового пакета до грубого мешка, от театральной сумочки до холщовой «сумы перемётной». Главным героем экспозиции в музейных залах стал привычный бытовой предмет. И не просто сумки в витринах — артефакты разных времён, модные, немодные, вышедшие из употребления и ещё не нашедшие пользователя (хотя есть здесь и такие), а сумки в живописи и графике второй половины прошлого века и первых десятилетий нынешнего. Образы сумок, созданные художниками, — дополняющие образы людей и самодостаточные.

Почему именно сумки, а не какой-нибудь другой аксессуар, попали в центр внимания кураторов выставки, кураторы же нам и объяснили. Завотделом современного искусства ЕМИИ Ирина КУДРЯВЦЕВА и научный сотрудник этого отдела Дарья КОСТИНА считают, что сумка — предмет всеобщий во все времена, без ограничений пола, возраста, социального статуса, профессии. Сумки, конечно, очень разные, но ими пользуются все, а то, что в сумке, — это выбор владельца, его необходимое и его лишнее, его менталитет.

Картины Павла УСТЮГОВА из коллекции Музея наивного искусства ЕМИИ. Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Ирина КУДРЯВЦЕВА у картины «Тамара! Подожди!» Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Мы остановились у «титульной» картины — «Тамара! Подожди!» Ивана ЛУБЕННИКОВА (1986). Пышногрудую, рыжую, розовую от загара на белой коже соседку окликает в подъезде влюблённый парень. Его не видно на картине, только отчаянный возглас звучит откуда-то с нижнего пролёта лестницы, а неприступная Тамара идёт себе вверх под аккомпанемент кефирных бутылок, звякающих в авоське. Авоська сама по себе образ эпохи дефицита и очередей, а в руках живописной Тамары — ещё и составляющая основного образа. Та же история в картине 1959 года Ивана НЕСТЕРОВА «Весной повеяло». Молодая женщина в синей косынке ведёт деловой разговор с рабочими, и вдруг замирает на полуслове, ощутив в эту минуту ясный весенний запах. Её сумку не сразу заметишь, но она здесь же, на лавке, — полная книг. Всё моё ношу с собой — весь свой мир.

Дарья КОСТИНА рассказывает о «Вечере» Виктора ДОБРОВОЛЬСКОГО. Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Екатерина ШОЛОХОВА написала друга, наставника, учителя Старика Б. У. Кашкина (Евгения МАЛАХИНА) бредущим по улице Толмачёва, мимо дома, которого уже нет, с котомкой. Если бы художник просто поставила на асфальт эту кошёлку, всё равно догадались бы — Старик где-то рядом. «Букашкинская» серия продолжается в фотографиях Виталия ПУСТОВАЛОВА. Здесь легендарный екатеринбуржец среди «музыкальных» сумок, в которых носил музыку, и «художественных» пакетов, где размещались будущие картины — от задумки до красок. А вот «парадный портрет» — сосредоточенная дама в широкополой шляпе сжала в руке алую (в тон шляпе) плоскую сумочку — бесполезную, казалось бы, в ней даже пудреница с трудом уместится. Но именно эта сумочка, или по-современному — клатч, а не нарядная шляпа, «формулирует» предстоящее событие, входит в образ обязательным предметом: «Мама идёт в театр» Ирины КОЧЕРОВОЙ (1987).

Старик Б.У.Кашкин с кошёлкой в картине Екатерины ШОЛОХОВОЙи снимках Виталия ПУСТОВАЛОВА. Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Мешок — особая «сумка». В картине Михаила НИКОНОВА «Трудные годы» (1966) пара мешков на спине женщины, согнувшейся под их тяжестью, яснее ясного говорит о военной нужде, послевоенном голоде, когда из таких вот мешков доставали и меняли на снедь хоть что-то, оставшееся от прежней «сытой» жизни. Но есть и другие мешки, поистине волшебные. Что захочешь, то там и окажется. Или мешок сам приготовит тебе сюрприз, пошутит, напугает, восхитит. Как на листе бельгийского участника екатеринбургского Международного фестиваля меццо-тинто Хашми АЗЗА, как в графической серии «Мешки» Леонида ТИШКОВА.

Алиса ГОРШЕНИНА и её авторская сумка. Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Медицинский саквояж, скраб геолога — атрибуты, которые добавляют достоверности персонажам, видимым и невидимым (образ создаётся предметами) в картинах Петра БОРТНОВА («Срочный вызов», 1972), Евгения ГУДИНА («Памяти Н. А. Каржавина, 1983—87). А уж серия «Шопинг» Виктора КОРЬЯКИНА (2011), конечно, полна сумок, которые выглядят гораздо приличнее, чем их хозяева, теряющие человеческий облик у входа в супермаркет, у его прилавков. Ироничная серия холщовых сумок (2016) с портретами идолов масскульта Владимира СЕЛЕЗНЁВА представляет «учителей» подростков конца 1980-х — начала 1990-х: учитель труда — Арнольд Терминатор, учитель ОБЖ — Рэмбо Сталлоне… Нижнетагильская художница Алиса ГОРШЕНИНА создала сумку с концепцией: «Кладите в голову только самое нужное», и эта авторская сумка действительно в виде головы, и концептуальная рекомендация распространяется не только на вместилище «самого нужного». А для «Масок», сделанных группой «Злые», сумки стали материалом. Полиэтиленовый пакет — одноразовая и почти вечная вещь, период распада дольше человеческой жизни. Вот и сделали участники группы «полиэтиленовые» автопортреты похожими на посмертные маски.

Серия сумок «Мои учителя» Владимира СЕЛЕЗНЁВА.

Мы путешествуем по жизни, а путешественник всегда с багажом — вещей ли, забот, мыслей. Ручной кладью именуют в аэропортах наши сумки, сумочки, портфели, рюкзаки, с которыми мы проходим в самолёт. Это самый прирученный человеком предмет с древнейших времён. И это, как наглядно показывает выставка «Что ты несёшь», всё-таки не только кладь, ноша, а кладезь того сокровенного, что мы и сами, может быть, о себе не знаем. На выставке тайное становится явным. Без стеснения заглянули в чужие сумки и, не робея, открыли свои, как участники конкурса в соцсетях, который устроил музей и дал возможность «поговорить» их сумкам с суммой образов, графических и живописных. А напоследок надо обязательно заглянуть в «Чемодан отца», который открыл для нас Леонид Тишков. На внутренней стороне крышки фотография молодой пары — он уйдёт на войну, она будет ждать. В чемодане нет вещей, но он до краёв заполнен светом — светлыми воспоминаниями, которые мы тоже носим с собой. В «сумке» головы и в «сумке» своего сердца.

 
По теме
В музее коллекционного оружия провели экскурсию для детей из школ-интернатов - ГТРК Урал День памяти и скорби сегодня проходит и в музеях. Экскурсию по выставкам оружия и военной техники для детей с ограниченными возможностями здоровья организовал Фонд святой Екатерины.
22.06.2018
 
Увеличить - Krasnoturinsk.Org Оркестр  духовой и эстрадной музыки ДК БАЗа, в котором играет немало заводчан, стал Лауреатом III степени на Х III Всероссийском конкурсе-фестивале духовых и эстрадно-джазовых оркестров «Новоуральские фанфары».
22.06.2018
 
«Здорово, если это оружие будет только на стендах»: дети с ограниченными возможностями посетили уникальные уральские музеи - EaNews.Ru Землянская Екатерина В Екатеринбурге стартовал проект «Музейный экспресс», в рамках которого дети с ограниченными возможностями будут посещать музеи Урала.
22.06.2018
Ботинки лежали на расстоянии нескольких десятков метров друг от друга - e1.Ru Удар был такой силы, что с парня слетели ботинки, он погиб на месте Ботинки лежали на расстоянии нескольких десятков метров друг от друга Ночью 22 июня на улице Восточной водитель такси насмерть сбил пешехода.
22.06.2018 e1.Ru
Ради крестного хода будут перекрывать улицы  - e1.Ru Также на 3 дня перекроют кусок Мамина-Сибиряка — ради городка паломников Ради крестного хода будут перекрывать улицы  Мэрия Екатеринбурга опубликовала график перекрытий улиц для крестного хода 17 июля.
22.06.2018 e1.Ru
Накануне, 21 июня, поздно вечером свердловским спасателям поступило сообщение о пожаре в Асбесте — на улице Красноармейской на площади 80 квадратных метров сгорели надворные постройки, кроме того,
22.06.2018 Вечерний Екатеринбург
В Сети распространили "утку" об избиении перуанского фаната в Екатеринбурге - Наша Газета Олег Галимов Фото: FIFA Силовики опровергли информацию. Накануне матча сборных Франции и Перу , который прошел в Екатеринбурге, ряд СМИ сообщили об избиении перуанского фаната на улице уральской столицы.
22.06.2018 Наша Газета
Эти двое исполнителей сейчас дико популярны у молодёжи - e1.Ru Они выйдут на сцену в Историческом сквере Эти двое исполнителей сейчас дико популярны у молодёжи В Екатеринбурге во время фестиваля «Ночь музыки» 29 июня выступит популярный рэпер Feduk,
22.06.2018 e1.Ru
Сборная Франции уже вышла в 1/8 финала, но все равно намерена выиграть матч с Данией - JustMedia.Ru Вчерашнюю игру с Перу Дидье Дешам оценил на «отлично». После вчерашней победы над перуанцами сборная Франции вышла в 1/8 финала ЧМ-2018 и занимает в данный момент первое место в своей группе турнирной таблицы.
22.06.2018 JustMedia.Ru
В чем причина разгрома аргентинской сборной на чемпионате в России Андрей ВДОВИН @av_esq Вся Аргентина с Диего Марадоной во главе возносила молитвы во спасение сборной.
22.06.2018 КП Екатеринбург
Сборная Франции уже вышла в 1/8 финала, но все равно намерена выиграть матч с Данией - JustMedia.Ru Вчерашнюю игру с Перу Дидье Дешам оценил на «отлично». После вчерашней победы над перуанцами сборная Франции вышла в 1/8 финала ЧМ-2018 и занимает в данный момент первое место в своей группе турнирной таблицы.
22.06.2018 JustMedia.Ru
Красноуфимской транспортной прокуратурой проверена законность возбуждения следователем линейного отдела полиции на ст.
22.06.2018 Транспортная прокуратура
В ночь с 21 на 22 июня свердловским спасателям поступило сообщение о пожаре в Красноуфимске — на улице Буткинской на площади 120 квадратных метров сгорели надворные постройки, кроме того, огнём были повреждены кровля,
22.06.2018 Вечерний Екатеринбург