Сегодня в Екатеринбурге противники строительства Храма-на-воде приступили к сбору подписей против стройки, письмо направят президенту Владимиру Путину.
Среди подписавших это обращение, известные в Екатеринбурге личности: драматург Николай Коляда, физиотерапевт Владимир Рыжкин, архитектор Владимир Каганович, театральный критик и писатель Марина Романова, пенсионерка и участница Великой Отечественной войны Валентина Баткова.
Текст письма можно найти в группе "Комитета городского пруда" в социальных сетях – именно такое название в конце концов получило общественное движение против застройки его акватории, созданное 7 декабря.
Полный текст обращения.
Президенту Российской Федерации Путину В. В.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Господин президент!
Обращаемся к Вам как гаранту прав и свобод граждан России, политической стабильности в стране, в ситуации, когда в результате безрассудных действий региональной власти и бизнеса эти права попираются, когда создаются предпосылки для дестабилизации политической обстановки, возникает угроза единству нации.
Речь о планируемом строительстве храма Святой Екатерины на искусственном острове в акватории Городского пруда в центре Екатеринбурга, которое инициировано крупными промышленниками Андреем Козицыным (Уральская горно-металлургическая компания), Игорем Алтушкиным (Русская медная компания) и поддержано губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым.
Данная затея преподносится как ценный дар городу к 300-летию, но при этом никто не интересуется мнением самих горожан, не спрашивает, считают они сами этот дар ценным для города. Волна возмущения, поднимающаяся среди екатеринбуржцев, выступления средств массовой информации, гневные отклики в интернете, однозначно отрицательные итоги обсуждения проекта в профессиональной среде архитекторов и градостроителей – всё это игнорируется. Неужели людям, чтобы быть услышанными, придётся выходить на площади?!
Важно, что у граждан возникают не какие-то частные замечания к проекту. Решительное несогласие, более того – возмущение екатеринбуржцев вызывают буквально все аспекты замысла. Начнём с того, что в нашем далёком от морей и крупных рек Екатеринбурге водный ресурс в самом центре города представляет собой величайшую градостроительную и эстетическую ценность, а удивительно целостная, гармоничная панорама, открывающаяся с главной видовой точки – плотины Городского пруда, дорога екатеринбуржцам не меньше, чем петербуржцам их знаменитая небесная линия.
И вот в эту панораму хотят вставить петушиной расцветки конус…
Продолжая аналогии с Вашим родным Санкт-Петербургом, господин президент, можно сказать, что это всё равно, что поставить громадную церковь-новодел на стрелке Васильевского острова между ростральными колоннами либо в створе Малой Невы перед Биржевым мостом.
Первоначальный вариант проекта екатеринбургского храма вообще предполагал полностью загородить памятник архитектуры федерального значения эпохи советского авангарда – комплекс зданий стадиона "Динамо" на стрелке Городского пруда. Смещение железобетонного острова на сотню метров в сторону – якобы щадящее, на самом деле только усугубляет дисгармонию, так как объект культурного наследия, гордость горожан, выглядывая из-за подавляющего всё вокруг 65-метрового пестро раскрашенного храма, будет выглядеть жалко и сиротливо.
Храм в силу своей постановки, габаритов и буйной цветовой гаммы станет доминантой на всей акватории пруда и прилегающих к ней территориях, перечеркнув таким образом творческие усилия зодчих XVIII–XXI веков, трудившихся над созданием неповторимого облика набережных екатеринбургского центра.
Помимо пренебрежения законами градостроительной науки, инициаторы проекта игнорируют основу основ – гидрогеологическую структуру местности. Русла самой Исети и впадавшей в неё в данном месте, а позднее упрятанной в трубы реки Мельковки проходят по геологическим разломам. Это одно, не говоря уже о наличии ненадёжных насыпных участков, выходах радона по неисследованным трещинам и т. д. может сделать строительство опасным не только для будущих прихожан, но и для жителей окрестных домов, для пассажиров метро, тоннель которого, проложенный в чрезвычайно сложных условиях, находится в непосредственной близости от объекта.
Далее. Заказчики, пожелавшие увидеть на этом месте образчик русской старины, продемонстрировали полное пренебрежение к историческим реалиям. Первые постройки в Екатеринбурге, городе-заводе, основанном Петром Великим, появились в XVIII веке, когда возникновение сооружений в псевдорусском стиле было уже немыслимо, а нынче они тем более не могут восприниматься иначе, чем пародия или насмешка. Кстати, исторический каменный храм, посвящённый Святой Великомученице Екатерине, был построен мастером Иваном Кремлевым в суровой стилистике характерного для того времени петровского барокко, без пряничных наличников и сахарных маковок.
А самый примечательный момент всего этого противостояния состоит в том, что водораздел между сторонниками и противниками строительства храма проходит вовсе не по границе между верующими и атеистами. Да, среди православных есть люди, исходящие в своих оценках из простейшего тезиса: чем больше храмов, тем лучше. Но многие, во-первых, разделяют те же эстетические ценности, что и невоцерковленные горожане или приверженцы иных религий, а, во-вторых, видят в замысле вопиющие нарушения церковного канона. Они не понимают, почему надо ставить храм не на площади, не на возвышенности, а в яме, в геопатогенной точке, в традиционном месте развлечений с кинозалами и ресторанами, там, где недавно действовало казино. Они не понимают, почему образ Святой Великомученицы хотят увековечить не в строгих архитектурных формах, а в крикливой "петушиной" стилистике.
К тому же приобретение одного убьёт другое: Храм-на-воде будет отвлекать от стоящего рядом Храма-на-Крови, разрушит атмосферу поклонения, сформировавшуюся вокруг священного для православных россиян места расправы над царской семьёй.
Словом, можно было бы говорить о затее промышленников и губернатора как о некоем недоразумении, возросшем на почве эстетического и духовного невежества, если бы не то давление, которое оказывается подведомственными им структурами, включая находящуюся на их содержании прессу, на муниципалитет, на профессиональное сообщество архитекторов и градостроителей, на общественность, на всех патриотов Екатеринбурга.
Видимо, говорить в данном случае приходится не только о невежестве, но и об агрессивном желании увековечить… нет, не образ Святой Екатерины, к которой каждый из горожан испытывает как минимум симпатию, а свои собственные образы как благотворителей и поборников православной духовности. Увековечить броско, грубо, зримо, игнорируя мнение граждан и российское законодательство (Водный кодекс РФ, Федеральный закон "Об объектах культурного наследия" в части недопущения строительства в охранной зоне памятников и др.), пренебрегая духовным, историческим и культурным наследием уральской столицы.
Ярким примером нахрапистого подхода стало "участие" команды благотворителей в общественном обсуждении проблемы 1 декабря, на которое они привели сотню крупногабаритных мужчин, скандировавших хором кричалки во славу проекта и затыкавших рот экспертам с иной точкой зрения. Неужели дорогу к храму возможно прокладывать кулаками!?
Если этот храм будет воздвигнут, он станет памятником толстому кошельку, грубой силе, а также некомпетентности и недальновидности региональных властей.
Уважаемый господин президент, вы прекрасно понимаете, что конфликт такого содержания и масштаба не может не выйти на федеральный, а то и на международный уровень. Тень от сооружения, навязываемого в дар екатеринбуржцам, непременно упадёт и на стены Кремля, в обществе будет посеяно семя раздора.
Владимир Владимирович!
Убедительно просим Вас остановить деятелей, возомнивших себя вершителями истории, вернуть стабильность и согласие в наш город.
Мы верим в Вашу поддержку, в действенность призыва, прозвучавшего в Вашем послании Федеральному собранию РФ:
"Нужно ценить взыскательную, заинтересованную, деятельную позицию граждан… не бояться диалога с людьми – идти навстречу, честно и открыто разговаривать с людьми, поддерживать их инициативы, особенно когда речь идёт о таких вопросах, как благоустройство городов и посёлков, сохранение исторического облика и создание современной среды для жизни".
Фото: Слава СТЕПАНОВ, документация проекта
Автор: Татьяна Костицина