Как стать столицей театров и «фабрикой звёзд»

Наш город, ни для кого не секрет, — один из ведущих театральных центров России. По количеству одних только театров он занимается 3-е место после Москвы и Санкт-Петербурга: 24 только профессиональных сценических площадки, не считая самодеятельных студий, в общей же сложности порядка 40! В канун Международного дня театра «Вечёрка» решила вспомнить, что писали её корреспонденты в разные годы о жизни жрецов Мельпомены.

В годы оттепели и застоя в Свердловске случился самый натуральный театральный бум: редкий ДК, институт или завод не имели при себе театральной студии, где обучением талантливых новичков руководили профессиональные мастера сцены (номера за 6 сентября 1963 года и 26 сентября 1963 года ). Но главными точками притяжения зрительского интереса свердловчан были всё же профессиональные площадки — Театр музкомедии и Свердловский оперный. Уже в 1958 году в ходе московских гастролей театр имени Луначарского заставил искушённых жителей столицы всерьёз говорить об уральской оперной школе (номер за 29 апреля 1958 года ). Рецензии на спектакли, которые ставились на их подмостках, публиковались на страницах нашей газеты с завидной регулярностью. Так, 20 февраля 1958 года целая полоса отдана под критический анализ премьеры сразу двух опер — «Паяцев» Руджеро ЛЕОНКАВАЛЛО и «Сельской чести» Пьетро МАСКАНЬИ. Парадоксально, но факт: итальянская опера для меломанов Свердловска не была какой-то экзотикой, её знали, любили и весьма придирчиво следили за новыми трактовками классических шедевров. Впрочем, не только итальянскую: на сцене Свердловской оперы тогда успешно ставили и Сергея ПРОКОФЬЕВА (номер за 21 марта 1963 года ) и Александра БОРОДИНА. 27 марта 1976 года «Вечёрка» опять отдаёт целую полосу под обсуждение премьеры новой версии «Князя Игоря» — оперы, в те годы претендовавшей на роль «флагмана театра», своего рода визитной карточки. Да и многие современные оперы — например, «Пётр Первый» Андрея ПЕТРОВА, «Пророк» Владимира КОБЕКИНА, «Бравый солдат Швейк» Антонио СПАДАВЕККИА, «Охоня» Григория БЕЛОГЛАЗОВА — частенько проходили обкатку именно на свердловской театральной сцене (номера за 29 апреля 1958 года, 28 марта 1962 года и 30 марта 1978 года ).

Свердловская музкомедия, впрочем, по популярности у горожан оперному ничем не уступала, а кое-где и превосходила. Уже тогда театр на ул. Карла Либкнехта стал для граждан СССР таким же бесспорным брендом Свердловска, как завод «Уралмаш» или хоккейная команда СКА-Свердловск. Репертуар его уже в те годы невероятно широк: от комедий свердловских композиторов Клары КАЦМАН, Людмилы ЛЯДОВОЙ и Евгения РОДЫГИНА ( 5 февраля 1958 года, 20 сентября 1962 года ) до модных американских мюзиклов. Свердловский спектакль «Хелло, Долли!», поставленный в 1974 году, не сходил со сцены на протяжении десятилетий, и блистали в нём звезды поистине мирового уровня: Нина ЭНГЕЛЬ-УТИНА, Галина ПЕТРОВА, Эдуард ЖЕРДЕР, Виктор СЫТНИК ( 21 октября 1974 года ). А в марте 1968 года Театр музкомедии осуществляет совместную с коллегами из Польши и Чехословакии экспериментальную постановку «Мисс Полония» — своеобразный гибрид оперетты, эстрадного шоу и музыкально-визуального перформанса ( 11 марта 1968 года ).

Однако на рубеже 1960—1970-х годов эпицентр театральной жизни в столице Урала медленно, но верно смещается в сторону развития драматического искусства. Всё чаще на страницах «Вечёрки» появляются рецензии на злободневные, по тем меркам где-то даже немного провокационные спектакли Театра драмы и ТЮЗа. Толчок к «драматическому ренессансу» дало открытие в сентябре 1961 года Свердловского театрального училища (номер за 6 сентября 1961 года ). Неудивительно, что многие его выпускники, «стартовав» на свердловских подмостках, очень скоро стали звёздами всесоюзного, а затем и всероссийского масштаба: Владимир ИЛЬИН, Сергей АРЦЫБАШЕВ, Борис ПЛОТНИКОВ, Владимир МОТЫЛЬ. Свердловская «драма» была в те годы не только «фабрикой звёзд», но и главным генератором театральных новостей. Что ни премьера, то яркое событие, повод для обсуждения, критики, споров. Что «Бешеные деньги» по пьесе ОСТРОВСКОГО (где сверкнул талантом тогда ещё молодой Юрий ВАСИЛЬЕВ, в будущем народный артист РСФСР, один из лучших исполнителей роли Стэнли Ковальского в «Трамвае «Желание»); что драма «Репетитор» ( 10 февраля 1978 года её премьеру бурно обсуждают читатели газеты); что нашумевшая в середине 1980-х годов постановка пьесы Владлена ДОЗОРЦЕВА «Последний посетитель» с народным артистом РСФСР Валентином ВОРОНИНЫМ в главной роли ( 1 марта 1986 года ). Публикует «Вечёрка» и творческие портреты мастеров свердловской сцены: Веры ШАТРОВОЙ ( 5 марта 1965 года ), Эдуарда ЖЕРДЕРА ( 15 марта 1974 года ), Германа АПИТИНА ( 1 марта 1976 года ), Бориса ИЛЬИНА ( 23 марта 1978 года ), Андрея ЕФИМОВА ( 19 марта 1997 года ).

Перестройка, а затем и эпоха реформ до сих пор воспринимаются в обществе крайне неоднозначно. Но опять же парадокс: именно в эти годы с новой силой начинает сиять звезда Свердловского (а затем и Екатеринбургского) ТЮЗа, растут как грибы новые театры — вчерашние театры-студии, любительские коллективы, студенческие труппы. «Театрон», «Волхонка» ( номер 3 сентября 2003 года ), театр Дома актёра, «Щелкунчик», Камерный театр Литературного квартала ( 4 декабря 1998 года ), «Провинциальные танцы», «Театр за бетонной стеной» ( 5 марта 2003 года ), Православный театр-студия имени Михаила Чехова — все они родом именно из той, по-хорошему революционной эпохи. Екатеринбургский ТЮЗ в это время успешно гастролирует в России и за границей: его спектакли представлены на международных театральных фестивалях в Германии, Франции, Греции, Швеции, Польше, Болгарии, Австрии, Италии, Пакистане, Китае, Хорватии, Сербии, Италии, Великобритании, Румынии.

  Тюзовский спектакль «Каштанка», сыгранный нашими актёрами на Эдинбургском фестивале на отличном английском языке, не только сорвал овации зала, но и удостоился престижнейшей национальной театральной премии «Золотая Маска» ( 2 сентября 2004 года ).

2004 год: главреж ТЮЗа Вячеслав КОКОРИН, директор Янина КАДОЧНИКОВА и её зам Олег ЛОЕВСКИЙ. Фото: архив редакции.

В начале нулевых на карте города появляется ещё одна профессиональная площадка — «Коляда-театр», и за короткий срок детище знаменитого теперь уральского драматурга и режиссёра стало ещё одной визитной карточкой Екатеринбурга. А самое главное — в театральном небе города распускается целый фейерверк фестивалей: «Реальный театр», «Русский сезонъ-96», организованный Домом актёра и театром танца «Арт-модерн» ( 21 марта 1996 года ); международный фестиваль кукольных театров «Петрушка Великий» ( 9 сентября 2009 года ), «Браво» ( 25 мая 2010 года и 2 июня 2010 года ), «Коляда-Plays» ( 24 июня 2010 года )… Благодаря им Екатеринбург обретает статус настоящей театральной Мекки — причём не только российского, но и международного масштаба.

Напомним

 
По теме
Большая культурная программа   Центральная городская библиотека им. А. И. Герцена Ул.Чапаева,5 Тел.: 257-84-08   18:00 – «Отзвуки Серебряного века».
Развлекательная программа для всей семьи Библиотека №6 им. К. Г. Паустовского ул.
Развлекательная программа в «Другой библиотеке» Библиотека №40 ул. Ст.
К 215-летию со дня рождения Н. В. Гоголя   1 апреля 1809 года родился замечательный писатель - классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь (при рождении Яновский).
«Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
Центр соцобслуживания населения
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского