Мероприятие началось с открытия выставки «Философия в комиксах и мемах» и фотоконкурса «Философия позитива». Строго говоря, экспозиция была развешена в фойе еще в пятницу, поэтому все, кто пришел в субботу на «Тотальный диктант» в вуз, успели полюбоваться ею и даже сфотографироваться на фоне забавных рисунков и фотографий.
Цель мероприятия: популяризация философского знания среди молодежи и подростков, выявление связи философии и науки в современном мире, развитие потенциала философии в решении актуальных проблем и задач современности Затем стартовала панельная дискуссия, тема которой скрывалась вплоть до ее начала. Но в итоге секретная тема оказалась бесспорной: «Образование — мост в будущее».
Доктор философских наук, профессор Людмила Беляева , приветствуя участников, которых собралось столько, что электронный зал библиотеки еле вместил всех желающих, публично призналась в своей любви к философии:
— Мир философии очень загадочен, он обращается к нам то одним, то другим образом. Философия — живая душа культуры. Гибнет философия — гибнет культура. Философия рассказывает о том, что впереди.
Профессор УрФУ, доктор педагогических наук Маргарита Дудина , еще один спикер дискуссии, заявила, что все мы вышли из ахроматической (бесцветной) парадигмы образования, когда учитель дает знания, а ученики их воспринимают. Точнее сказать, учитель дает информацию, а не знания. Такую модель критиковал еще Ницше, заявляя, что передача информации из уст в уши затрудняется тем, что не всегда эти уши хотят слышать данную информацию. А сегодня эта передача затрудняется еще и тем, что внимание обучающихся занято самыми разными гаджетами. Если мы до сих пор находимся в этой парадигме, мы безнадежно отстали, считает Маргарита Николаевна и предлагает использовать модель опережающего образования, такие технологии, как «перевернутый класс» и кейс.
— В педагогике всего три вопроса: зачем обучать, воспитывать, развивать, чему и как? На вопрос «как?» и должны ответить технологии. Пока учатся, оксфордские студенты решают до 700 кейсов, а сколько решили вы? — обратилась Маргарита Николаевна к студентам. В ответ поднялось всего несколько рук.
О «школе завтрашнего дня», пропагандируемой еще в начале 90-х, рассказала и Людмила Александровна: дети сидят к преподавателю спиной и самостоятельно изучают тему, обращаясь к нему, только если им что-то непонятно. Главная идея школы: самоуправление обучением с индивидуальной скоростью.
Доктор социологических наук, профессор Елена Прямикова рассуждала о том, наступило ли постиндустриальное общество, может ли образование влиять на общество или наоборот, что из них является текстом, а что — контекстом.
О четвертой промышленной революции, вернее, целом каскаде революций, рассказывал председатель экспертного совета по финансовой грамотности населения при Банке России Анатолий Гавриленко . Предупредил об инновационной воронке и цифровой диктатуре.
— Вы должны сами формировать свой портфель знаний, понимать, что время на учебу — это огромное благо, которым Вы должны грамотно распорядиться , — обратился Анатолий Григорьевич к присутствующим студентам.
Сегодня же состоялся круглый стол «Философия и наука». Завтра, 17 апреля, преподаватели ЮУрГУ (г. Челябинск) проведут в УрГПУ День философского мастерства. Он будет насыщен мастер-классами и воркшопами.
18 апреля состоится философский киноклуб «Заглядывая в будущее» и закрытая форсайт-сессия «Социальный сёрфинг молодёжи».
В последний день, 19 апреля, пройдет финал конкурса философских эссе и образовательно-приключенческий квест «Образование — мост в будущее».
Четырехдневный форум, посвященный философии, проводится в УрГПУ впервые, хотя философские конференции шли здесь каждый год, начиная с 2002 года. 17 лет подряд издается сборник «Философия и наука». Возможно, сегодня начала свой путь еще одна традиция.
Текст: Татьяна Мостон,
Фото: Александра Карпушева