Экс-министр образования осмотрел центр научного и образовательного сотрудничества со странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) и центр материаловедения в Уральском федеральном университете.
— Со странами БРИКС обязательно нужно сотрудничать, но при этом мы должны быть сконцентрированы на том, чтобы решать собственные задачи, а их много, — подчеркнул Андрей Фурсенко. — Мне показали лаборатории вуза, где есть очень много перспективных направлений. Многое поменялось, появилось новое оборудование. Одна из ключевых проблем в мире — эффективное хранение и сбережение энергии. Работы в университете и Академии наук нацелены на то, чтобы создавать новые материалы и устройства, которые бы могли сберегать энергию. Это наш вклад в решение мировых проблем.
Андрей Александрович напомнил, что по поручению Президента России Владимира ПУТИНА разрабатывается стратегия научно-технологического развития страны. Документ определяет приоритетные направления, отвечает на вопросы: почему важен тот или иной сектор науки и почему вообще принципиально важно заниматься наукой, перед какими серьёзными вызовами стоит наша страна и весь мир и что ждёт нас через 15—20 лет.
Андрей ФУРСЕНКО (в центре) в компании Михаила КОТЮКОВА и Дмитрия ПУМПЯНСКОГО. Фото: Александр ОСОКИН.
После осмотра центра материаловедения помощник Президента отправился на встречу со студентами и преподавателями УрФУ (ул. Куйбышева, 48), посвящённую приоритетам научно-технологической политики, будущему университетов и проблемам образования.
Первый вопрос задала студентка Анастасия ПРЕСНЯКОВА, которую интересуют постоянные перемены, трансформации в системе образования.
— Необходимо инициировать изменения в подходах к образованию, — ответил Фурсенко. — Мы должны постепенно уходить от классно-урочной и семинарско-лекционной работы. Сегодня знания можно получать в разных местах (с помощью Интернета и т. д.), поэтому преподаватель должен быть методологом, носителем подходов. Он должен рассказывать не «что», а «как» и «почему».
По мнению чиновника, университет должен создавать ощущение того, что учиться интересно, как можно меньше тратить времени на стандартные лекции. Больше внимания уделять установочным лекциям и общению со студентами в виде диалога. Вузы, которые не смогут изменить подход к образованию, могут быть реорганизованы или закрыты.
Студенты и преподаватели воспользовались возможностью напрямую задать вопрос помощнику Президента. Фото: Александр ОСОКИН.
Магистранта энергетического института УрФУ Михаила ЛЕБЕДЕВА волнует проблема трудоустройства выпускников, а также недостаток практики во время обучения: за месяц работы на предприятии можно не успеть перенять необходимый опыт. Андрей Фурсенко в ответ сказал, что система плавного перехода от учёбы к работе действительно нужна. Практике нужно уделять больше внимания. Но тому ли учат вузы? Может быть, какие-то профессии и знания не очень нужны и востребованы? Поэтому в этом вопросе необходимо искать консенсус с работодателями, которые непременно должны участвовать в жизни университета и влиять на его политику.
Прозвучало и несколько острых вопросов. Один их них — о минусах ЕГЭ.
— Тестов в ЕГЭ практически не осталось. Система письменных экзаменов имеет свои преимущества: она объективнее, человека сложнее «завалить». Раньше ведь преподаватель всегда мог задать вопрос, на который нельзя было ответить, — напомнил Андрей Фурсенко. — Хотя кому-то удобнее сдавать экзамены устно, в интерактивной форме, отвечая на вопросы педагога. Минус ЕГЭ — он более формальный. Нужно относиться к нему как к одному из жизненных испытаний, которых впереди будет много.
Ещё один неудобный вопрос — о возбуждении уголовных дел в отношении учителей. Давать подзатыльники детям, по мнению помощника Президента, конечно, ненормально, но и возбуждать дела по этому поводу тоже не совсем нормально. В этом случае он призвал и к родителям относиться жёстко: как они воспитывают своих детей, как они учат детей уважать старших, уважать учителя. Нельзя смотреть на проблему только с одной стороны.
В конце встречи экс-министр Фурсенко отметил, что ему приятно осознавать свою причастность к национальному проекту «Образование». За 10 лет в этой сфере произошли качественные изменения.
— Школы компьютеризированы. Уже никого не удивишь интерактивной доской и Интернетом. Нет задержек зарплаты учителям. Нет вузов в трёхкомнатных квартирах. Обеспеченность детскими садами — 96%, — подвёл итоги Андрей Фурсенко.
В общем, положительные сдвиги в системе образования и правда есть, хотя и проблем ещё остаётся достаточно. УрФУ же чиновник назвал абсолютно конкурентоспособным в мире.