«Нулевые выбросы СО2» — самый частый и весьма гаденький манипулятивный приём, к которому прибегают производители и пропагандисты электромобилизации. Электричество само себя не выработает: чтобы его получить, зачастую надо что-нибудь сжечь — те же углеводороды, уголь или газ. Есть, конечно, солнечные панели и ветряки, но их доля в мировой выработке энергии сравнительно мала — 2–3% .
Чаще ( 62% ) всё-таки жгут.
И СО2 в атмосферу всё равно попадает. Мы решили представить, что будет, если заменить условный дизельный (значит, невероятно грязный) Passat (Jetta, Tiguan etc) с 2.0 TDI экологически чистыми «Теслами» схожего размера. Какие будут эквивалентные выбросы двуокиси углерода в этом случае в пересчёте на каждую машину при усреднённом пробеге 15 000 км? В первом приближении картина такая:
Фото: 66.RUВ этом контексте дизельный седан выглядит не таким уж и грязным, особенно если учесть, что 40% мировой энергетики — это как раз сжигание угля. Но ведь B7-й Passat мы взяли не просто так: во-первых, он есть во всех регионах; во-вторых, до известных событий он был весьма популярен (> 150 000 шт/год только в Европе); в-третьих, эта модель оказалась в центре того самого дизельного скандала , когда американские регуляторы поймали VW на завышении вредных выбросов. Я не нашёл точной цифры, русско- и англоязычные источники говорят про реальные выбросы « в 5 — 40 раз выше заявленного » ( в оригинале — «up to 40 times» ). В « 40 », конечно, верится с трудом — это почти 5 кило грязи, которые вылетают из выхлопной трубы каждый километр — поэтому мы для сравнения взяли значения « х5 » и « х20 раз » больше номинала.
Я, конечно, даже в « х5 » не верю — это, скорее, относится к каким-нибудь ЯМЗ, но не арийскому TDI. Но где я, а где американские регуляторы, поэтому ради выпуклости картины цифры всё-таки привёл. Если же не брать их в расчёт (или поделить надвое-натрое), а смотреть номинальные значения, то Tesla Model 3 сделает наш мир чище только в том случае, если электричество для неё будет добываться исключительно на газовых ТЭЦ, АЭС, ну, или шумом прибоя и ветряными мельницами. Но дышать в любом случае будет легче, потому что сегодня в крупных городах до 70% загрязнений приходится на автотранспорт.
Угольная станция в Нидерауссеме, Германия. Третья по выбросам во всём ЕС. Очень своеобразные ощущения — ехать мимо неё на «эко-дружелюбной» гибридной «Панамере» |
Ещё надо понимать, что выбросы СО2 на ТЭЦ разных стран и регионов разные. Так, во Франции на выработку 1 кВт*ч в воздух улетает в среднем всего 79 гр СО2 (хвала атомной энергетике!), в Германии — уже 460 гр CO2, а в Китае — так вообще все 760 (не хвала угольной энергетике). Поэтому «нулёвость» выхлопа электромобиля в каждом из этих регионов будет не вполне равнозначной.
Но будет.
Дмитрий Горчаков, научный сотрудник в Eksorb, популяризатор науки:
— Электроэнергия вырабатывается разными способами, но большинство из них приводит к меньшим удельным выбросам, чем при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания. Поэтому даже в странах с высокой долей самых грязных по выбросу CO2 угольных электростанций, как, например, в Китае, электрокары будут «выбрасывать» меньше углекислоты, чем обычные авто. Ну а в Европе, особенно в странах с высокой долей безуглеродной энергетики, (АЭС, гидро-, ветро- или солнечных станций), электрокары могут оказываться в разы чище.
Средние выбросы CO2 для выработки 1 кВт*ч в разных странах и регионах, г CO2/кВт*ч
Вопрос А вы верите, что электромобили спасут наш воздух?