Чтобы победить, надо брать в союзники родителей и… самих подростков

Итак, каковы результаты прошедшего в Екатеринбурге профилактического проекта — антинаркотического десанта «Школа — территория безопасности»? Для столицы Среднего Урала он был совершенно новым по форме, хотя и вызванным самой жизнью.

Под пристальное внимание попало 32 школы, среди учащихся которых зафиксированы отравления синтетическими наркотиками. Поэтому и был разработан экстренный план противодействия нахлынувшей беде.

Схема десанта проста: родитель — ребёнок — педагог. Три основные группы не только образовательного, но и воспитательного процесса. Отсюда направленность всех мастер-классов, бесед и встреч. Для родителей — это общешкольные собрания, организация общественных приёмных, запуск проекта «День семьи», родительский всеобуч. Для учителей — мастер-классы по новым технологиям профилактики. Для подростков — анкетирование и школьные дебаты старшеклассников «Пока молодой, нужно все попробовать!».

И, конечно, во все школы, участвующие в проекте, для встреч с родителями, педагогами и учащимися приходили участники и непосредственные организаторы антинаркотического десанта: от наркологов и психологов до представителей наркоконтроля и правоохранительных органов.

Как избежать «дежурных» ответов?

Мне довелось побывать в нескольких школах на анкетировании старшеклассников, цель которого — определить отношение подростков и молодёжи к наркомании. А поучаствовали в анкетировании 910 человек из 30 образовательных учреждений города.

В анкете было предложено 8 вопросов . В первом вопросе нужно было проранжировать предлагаемые опросником ответы в порядке их значимости в жизни подростка. В остальных — выбрать по 3 из предлагаемых вариантов ответов.

Анкетирование в школе № 25 ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА. В классе собрались человек 25 — это 10- и 11-классники. Сразу выделились несколько человек, которым всё понятно. Результат: отвечают быстро и первыми сдают опросники. В основной массе — это дети как дети, самые что ни на есть обычные. Но, по крайней мере внешне, выделяются двое: один челкастый (модное сейчас у молодёжи увлечение), другой… таких во все времена звали пижонами.

— Наша Широкая Речка, — поясняет заместитель директора по праву Сергей ГЛАДКОВ, — это отдалённая территория, как принято официально называть. А у нас ведь ещё и цыганский посёлок рядом! Чего стоит хотя бы наша «знаменитость» — 5-классник, цыган 16 лет отроду. Почему «знаменитость»? Сложный мальчик — приводы в милицию имеет, на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних состоит, да и семья у него неполная… Мы немного в шутку всегда говорим о нём, что он единственный цыган в городе, который хочет учиться, ведь в школу он ходит исправно. Есть беженцы с Украины… Разные ребята, в общем-то, но стараемся находить общий язык со всеми.

… Первый вопрос: «Какие ценности являются для вас наиболее значимыми?» По результатам анкетирования у подростков Екатеринбурга на первом месте оказалось здоровье, затем — наличие хороших и верных друзей, далее — любовь, хорошее образование, уверенность в себе, свобода, развлечения, материальное благополучие, интересная работа. Были предложены и свои варианты ответов: честь, верность, преданность Отчизне, семья и близкие, вера.

Второй вопрос анкеты: «Что такое наркотики?» Что это сильная зависимость, считают 585 человек, заболевание — 321 , преступление — 91 . Были и свои варианты ответов: «Развлечение для дураков» и «Глупость и желание показать себя».

По данным отдела координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией администрации Екатеринбурга.

Третий вопрос: «Что, на ваш взгляд, толкает людей на употребление наркотиков?» Самый распространённый ответ: «Влияние окружающей среды» ( 579 человек) и далее по нисходящей — «Любопытство» ( 523 ), «Мода» и «Влияние молодёжной среды» ( 400 ), «Проблемы дома» ( 237 ). Добавленные ответы: «Жизнь», «Неуверенность в себе»…

По данным отдела координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией администрации Екатеринбурга.

  Следующая — школа № 48 на улице Крауля. Здесь мы «врезаемся» в урок, который ведет Андрей БАУЭР, педагог с 26-летним стажем (в 1990-е начинал свою работу с трудных подростков).

— Уверен, что сложность нынешнего времени, — отвечает на мой вопрос Андрей Владимирович, — в изменении ценностей, и в первую очередь — в сегодняшней родительской среде. Отсюда проблемы с молодёжью. Как их воспитывать, на каких ценностях и идеалах?

В этой же школе переходим в другой класс. Кабинет иностранного языка. В анкетировании участвуют 10-классники, включая опоздавших. Здесь у ребят основную проблему вызвал именно первый вопрос — с выбором ценностей. У многих, скажем, «семья» — «друзья» или «семья» — «карьера» были равнозначны. А на задней парте возникает даже небольшой спор: «Ну как же не здоровье на первом месте, — убежденно доказывает один молодой человек другому. — Здоровье — главное, всё остальное вторично!»

А вообще, все эмоции в этом классе были написаны на лицах: сомнения, тяжёлая умственная работа, пофигизм… Ребят можно было читать как открытые книги.

…Четвёртый вопрос: «Какое чувство у вас вызывают наркоманы?» Ответы: «Презрение» ( 394 ), «Жалость» ( 339 ), «Безразличие» ( 338 ), «Сострадание» ( 216 ), «Ненависть» ( 137 )… Хулиганский, хоть и предлагаемый анкетой ответ: «Зависть» ( 10 ) и собственный, вне предлагаемых ответов, — «Страх» ( 3 ).

По данным отдела координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией администрации Екатеринбурга.

  Пятый вопрос: «Из каких источников вы узнали впервые о наркотиках?» — показал, что на первом месте стоят СМИ ( 451 ), далее идут Интернет ( 309 ), родители ( 210 ), в школе ( 177 ), на улице ( 111 ) и т. д.

Шестой вопрос: «Где легче приобрести наркотики?» Ответы: «В ночных клубах» (465), «В Интернете» ( 271 ), «На улице» ( 241 )...

Микрорайон Семь Ключей, школа № 127, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАЙОН. В классе человек 11, это 10—11-классники. Потом приходят ещё человек шесть 9-классников, изъявивших желание поучаствовать в анкетировании. Первыми «отстреливаются» девчонки — одна, вторая, третья… Сильная половина аудитории, как выражается молодёжь, «несколько тупит», а кое-кто и вовсе играет на публику, пытаясь показать себя.

… Седьмой вопрос: «Куда нужно обращаться, если у человека развивается наркотическая зависимость?» — не предложил ничего нового от самих школьников. А предлагаемые ответы распределились так: «К наркологам» ( 675 ), «В реабилитационные центры» ( 466 ), «В психологические центры» ( 321 ), «В частные клиники» ( 102 ), «В социальные службы» ( 85 ), «В церковь» ( 65 ).

Ну и последний вопрос: «Какие, на ваш взгляд, меры, могут изменить ситуацию в сфере незаконного оборота наркотиков?» На первом месте у подростков: ужесточение законодательства за распространение и употребление наркотиков ( 533 ). Далее — увеличение числа спортивных и досуговых учреждений ( 351 ), принудительное лечение ( 342 ), экспресс-тестирование ( 230 ), социально-психологическое тестирование ( 219 ), выступления бывших наркоманов ( 202 ), обязательное медицинское освидетельствование лиц, совершивших административные правонарушения ( 166 ) и так далее.

В ответах на этот вопрос было наибольшее количество предложений самих учащихся. От «постараться понять наркомана, узнать о его проблемах и помочь ему» до «никто не сможет изменить данную ситуацию в обществе, пока каждая отдельная личность не примет для себя решение не употреблять» ( 2 ). А также «анонимная помощь зависимым», «казнить за это», «легализация по примеру Голландии», «я считаю, что данные меры слишком лояльны. Думаю, что данных людей надо изолировать, брать штрафы, судить родителей» и так далее (всего 11 предложенных собственных ответов).

Как избежать «дежурных» ответов, как достучаться до ребёнка, чтобы в его ответах были искренность и умение (желание) думать? Так или иначе, анкетирование нужно. Для кого-то из подростков — это опыт, для кого-то — эмоции, для кого-то — анализ ситуации, собственных ошибок и побед…

Самым сложным, на взгляд как организаторов десанта, так и педагогов образовательных учреждений, стали организация и проведение дебатов учащихся. Изначально была задана тема: «Пока молодой, нужно всё попробовать!», и организаторы намеренно закладывали в формулировку элемент провокации. Но многие школы не решились «играть в эту игру», изменили тему. Мы побывали на дебатах в гимназии № 70. Наш выбор был осознанный, так как именно здесь работает педагог Николай ШАБУНЕВИЧ, который познакомил с технологией проведения дебатов своих коллег из других школ на семинаре-практикуме, организованном в Центре психолого-педагогической помощи несовершеннолетним «Диалог».

Николай — молодой педагог, инициативный, с «горящим глазом». Подростки его обожают — это сразу видно. И есть за что. В 2012 году Николай окончил УрФУ (факультет «Международные отношения», знает 6 иностранных языков), а в прошлом году — магистратуру РАНХиГС при Президенте РФ, факультет «Государственное и муниципальное управление» по специальности «Государственное управление и политические технологии» и заочно магистратуру Лондонского университета Метрополитен, опять же факультет «Государственное и муниципальное управление» по специальности «Социальная политика и государственное управление».

В гимназии не просто преподаёт английский, но и является заместителем директора по социально-педагогическим вопросам, второй год ведёт клуб «Культура публичных выступлений», куда с удовольствием ходят 9—11-классники.

— Я люблю классные часы, — признаётся Николай. — Я вхожу… и они принадлежат мне. Убеждён, что с детьми надо элементарно раз-го-ва-ри-вать! И делать это как можно чаще…

Дебаты, на которых мы здесь побывали, — это своеобразная игра, и играют в нее по определённым правилам. Есть спикеры, 2 команды — «Утверждения» и «Отрицания», скептики (зал и сам Шабуневич). Оцениваются как раскрытие темы (построение системы доказательств), так и умение спикеров выходить из конфликтных ситуаций («держать лицо» и умение находить ответы на «неудобные» вопросы). А еще в дебатах не бывает перемирия, значит, есть победившая и проигравшая стороны. Но главное, конечно, что останется в головах у самих ребят. Кстати, именно Николай Шабуневич первый решил изменить тему дебатов: «Наркотизация — закономерный социальный процесс или «чума» новейшего времени». Не могу сказать, что это сыграло на пользу мероприятию. Уж больно наукообразно получилось. Но то, что было интересно — безусловно!

Опять же важна собственная неравнодушная позиция педагога, а так как он является настоящим авторитетом, девчонки и пацаны начинают эту позицию транслировать.

— От наркотиков не погибают (это героическое слово!), не умирают (это край человеческой жизни!), от них просто дохнут… Это я и пытаюсь объяснять подросткам.

Дебаты в школе № 66. Фото: Мария ДЁМИНА.

А что в итоге?

За последние 2 года произошёл рост заболеваемости наркоманией за счёт появления так называемых синтетических наркотиков. Это связано с большой их доступностью, низкой стоимостью либо вообще с бесплатным получением.

Несовершеннолетние и их родители, как правило, обращаются к наркологу только тогда, когда их направляют к инспектору по делам несовершеннолетних, а у ребёнка появляются серьёзные проблемы в учёбе и дома. К сожалению, родители долгое время не могут поверить в то, что их ребёнок употребляет психоактивные вещества. Для подростков же синтетические наркотики привлекательны тем, что при проведении тестирования нет возможности выявить пристрастие к ним (т. к. нет тестов на выявление синтетических наркотических веществ), да и период клинических проявлений интоксикации короткий. Вот и выходит, что от момента первого употребления порой проходит до полугода, прежде чем родители понимают, что происходит.

Современная антинаркотическая профилактика — это серьёзное направление работы для всех педагогов. Об этом шла речь на круглом столе, подводящем итоги антинаркотического десанта «Школа — территория безопасности».

Во-первых, все педагоги говорили о трудностях работы с родителями, многие из которых не посещают родительские собрания, проявляют равнодушие к родительскому всеобучу. Часть родителей возражали против участия их чад в дебатах «Пока молодой, нужно всё попробовать!», хотя здесь, наверное, сказался элементарный недостаток информации.

А вот что сыграло очень положительную роль, так это «Дни семьи». По форме они были разные, но суть одна — объединение мам, пап, дочек и сыновей в соревнованиях и на занятиях в мастер-классах (скажем, по обучению, как сделать куклу или снять фильм). При этом высветилась ещё одна серьёзная проблема: родители в своей основной массе не умеют организовать ни досуговую, ни образовательную деятельность своих детей.

В один голос педагоги отмечали, что им не хватает консультаций специалистов. В частности, наркологов. Но что делать, детские наркологи вообще в большом дефиците! Зато многие школы пошли по пути привлечения студентов педагогических вузов. Польза оказалась взаимной.

А вот конкретные мнения, высказанные на итоговом круглом столе.

ОРДЖОНИКИДЗЕВСКИЙ РАЙОН:

— Да, корень проблемы часто лежит в семье. Порой задаёшь ребенку, казалось бы, банальный вопрос: «Ты счастлив?»… Есть дети, которые вообще не знают, что это такое.

Одна 9-классница мне сказала, что праздников у них в семье не бывает. Тот же Новый год — за столом сидят, но ни подарков, ни ёлки в семье не было… Чуда не было! Что говорить о более серьёзных проблемах…

ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН:

— Десант должен быть более «растянут» по времени. Сейчас мы открыли «ящик Пандоры»… Среди родителей многие посмотрели на эту проблему по-другому... Звонили, приходили, стали внимательнее относиться к своим детям, потому что поняли, что в ситуации риска может оказаться каждый подросток. Спасибо учителям, которые смогли справиться с ситуацией. Уверены, что подобные десанты должны длиться не менее полугода, а не 2 месяца, как сейчас, из которых выпала неделя на карантин по гриппу.

Мы, педагоги, тоже многому научились. Хорошо, что у всех в руках есть памятка, которая раскрывает алгоритм поведения педагогов и родителей в ситуации, связанной с употреблением наркотиков.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАЙОН:

— Тяжело, но необходимо достучаться до родителей, объяснять: «Дети — это зона вашей ответственности!»

Столкнулись мы и с проблемой, как вовлечь в профилактику маленьких детей. Наверное, здесь самая оптимальная форма: «Мама, папа, я — здоровая семья» (совместные соревнования, конкурсы, мастер-классы и т. д.).

Беспокоят и вопросы организации вторичной профилактики: как работать с теми, кто уже имеет опыт употребления психоактивных веществ.

КИРОВСКИЙ РАЙОН:

— Ещё одна сторона «родительской проблемы» — низкий уровень информированности о наркоситуации. Для взрослых наркотики ассоциируются только с героином, они не понимают, что с «синтетикой» всё иначе. Они далеки от понимания того, что надписи на стенах типа «Тапки», «Ляпки», «Иван» или «От Ашота» — именно про ЭТО! Не всегда родители обращают внимание на разговоры детей, на то, как расходуются карманные деньги. Зачастую они не подозревают, что на приобретение этой заразы хватает иногда и небольшой суммы.

Благодаря десанту не только у родителей, но и у педагогов изменилось отношение к профилактике. Многие осознали, что позитивная профилактика — это сегодня не только формирование моды на здоровый образ жизни, это создание в школе такой среды, когда у ребёнка формируется умение сделать правильный выбор в ситуации риска.

Ещё один комментарий:

— Мы разработали при поддержке родителей несколько совершенно новых рекомендаций, которые выставлены на сайте школы. Готовы поделиться своим опытом. Например, для решения проблемы контроля за ребёнком в соцсетях мы предлагаем пошаговую инструкцию: как заходить в социальные сети, куда конкретно заходить, как отслеживать контакты ребёнка…

Очень важно не только подросткам, но и родителям предоставить возможность анонимного общения. Процитирую одну маму: «Послушав специалистов, я поняла, что полный динозавр в этих вопросах». Но …такое признание не значит, что, заметив проблему в семье, наша мама пойдёт и открыто о ней заявит. Родители внутренне не готовы к подобным ситуациям: кто-то испытывает страх, кто-то — стыд, а кто-то — бессилие…

ВЕРХ-ИСЕТСКИЙ РАЙОН:

— Нужно воспитывать у населения социальную и гражданскую ответственность. Не проходите мимо, если увидели ребёнка в неадекватном состоянии! Беда может возникнуть везде: и дома, и на улице…

Из положительного опыта, который предлагаем и другим взять на вооружение: мы раз в месяц с представителями правоохранительных органов объезжаем все школьные территории после 18.00. Для чего? Смотрим, есть ли надписи, рекламирующие наркотики; смотрим, кто находится в это время на этих самых территориях…

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН:

— Конечно, необходимо развивать систему дополнительного образования. Нужно сделать так, чтобы ребёнок всегда был занят, чтобы у него не было свободного времени на сомнительные занятия.

Уверены, что нужно тесно работать с наркологами, специалистами правоохранительных органов. Если мы со специалистами в погонах будем объяснять, что происходит, к чему это может привести, то правовой нигилизм детей отступит на второй план. Хотелось бы, чтобы инспектора ПДН почаще бывали в школе. И обязательно в форме!

ЧКАЛОВСКИЙ РАЙОН:

— На Химмаше 3 школы из 5 попали в проект. Получается, что все мы находимся в зоне риска. А это значит, что в чём-то недорабатываем.

Ещё одна мысль вслух: начинаешь думать о так называемых «кругах по воде» — кто гуляет с этими детьми, чем они занимаются, где.

И последнее. Всем нам нужно научиться выстраивать доверительные отношения. Важно, чтобы ребёнок знал, к кому можно обратиться за помощью…

Итак, итоги подведены. Проект «Школа — территория безопасности» будет продолжаться, и чтобы присоединиться к нему, совсем не обязательно попадать в так называемый чёрный список Роспотребнадзора.

— Наша миссия, — убеждена Надежда ПОДРАБИНОК, начальник отдела координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией администрации Екатеринбурга, — создать школу, свободную от наркотиков. А для этого, во-первых, у каждого из нас должна быть чёткая позиция, каждый должен знать свою зону ответственности. Сегодня в школах можно создать декларацию или хартию, в которой чётко прописать позицию школы в отношении наркотиков.

Во-вторых, необходимо развивать систему позитивной и альтернативной занятости; учить ребёнка правильно вести себя в ситуации риска.

И, в-третьих, профилактика должна быть контролирующей, необходимо постоянно держать руку на пульсе, знать тенденции развития наркоситуации, особенности формирования молодёжной культуры и субкультуры, прогнозировать ситуацию и уметь отвечать на все вызовы жизни.

Кстати «Подружись со своим ребёнком»

Екатеринбургский городской центр медицинской профилактики совместно с отделом координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией администрации города Екатеринбурга запускает новую информационную кампанию по профилактике зависимостей «Подружись со своим ребёнком».

Не секрет, что в решении вопроса профилактики зависимого поведения и приобщения детей к сигаретам, употреблению алкогольных напитков и наркотических веществ значительную роль играют родители, их взаимоотношения с ребёнком, собственные модели поведения взрослых в отношении к зависимостям, раннее выявление проблемы и коррекция поведения детей.

В ходе социологического исследования, проведённого городским центром медпрофилактики в 2012 году, было выявлено, что среди опрошенных родителей распространённость курения составляет 25,4%. Большинство опрошенных родителей (99,2%) считают, что их дети не курят.

Это же исследование показало, что в семьях, где есть курящие родственники, дети чаще пробуют и начинают курить, несмотря на то, что большинство родителей (72,9%) уверены, что на приобщение детей к курению воздействует неблагополучная компания сверстников.

Кампания «Подружись со своим ребёнком» возникла из фразы «Подружитесь со своим ребёнком, иначе он подружится с наркотиками». Цель её — обратить внимание взрослых на своих детей (их проблемы, страхи и комплексы, которые способны привести ребёнка к зависимостям), помочь родителям найти общий язык и общие интересы с подрастающим поколением. Кроме работы с родителями будет проводиться пропаганда ценностей здорового образа жизни и среди подростков, чтобы сформировать альтернативное зависимому поведение.

В рамках кампании планируется выпуск информационной продукции и аудиоролика для трансляции на радиостанциях города. В учебных, досуговых, спортивных учреждениях и на улицах столицы Среднего Урала появятся плакаты и листовки «Вступай в команду независимых», демонстрирующие различные виды «здорового» времяпрепровождения девушек и юношей. Организаторы планируют выпустить рекламные листовки с адресами клубов по месту жительства, спортивных секций, кружков.

Для родителей появятся информационные буклеты с алгоритмом выстраивания доверительных отношений с детьми (алгоритмы поведения родителей при выявлении проблемы, адреса и телефоны специалистов для оказания помощи и сопровождения семьи). Информация для родителей, профилактическая информация будет размещена также на сайтах и в социальных сетях. Для формирования культуры детско-родительских отношений будет организована фотовыставка «Друзья» (фото, демонстрирующие дружеские отношения между детьми и родителями в семье, в которых родители разделяют интересы ребёнка).

Отдельный спектр работы предстоит и с загородными оздоровительными лагерями. Будет проведён обучающий тематический семинар для студентов, членов педагогических отрядов, которые будут работать в период летней оздоровительной кампании в лагерях. Желающие смогут принять участие в конкурсе на лучшую реализацию профилактической программы в оздоровительных загородных лагерях.

В тему Книга для всех

Минские писатели Андрей ЖВАЛОВСКИЙ и Евгения ПАСТЕРНАК выпустили книгу «Охота на василиска», которая не только получила наивысшие отзывы специалистов разного уровня (наркологов, психологов, педагогов), но и очень популярна сейчас среди подростков — ведь всё, что в ней написано, крайне актуально в среде самих школьников.

— Год назад, — рассказывает Андрей в своем ЖЖ, — ситуация со спайсами в нашем городе стала чудовищной. Новости каждый день сообщали, кто-нибудь выбросился из окна, кого-нибудь поймали, кто-то в состоянии наркотического опьянения сбил пешехода и так далее. Всем было страшно, было очевидно, что наступает какая-то эпидемия, остановить которую невозможно. Это было бессилие, причём не писательское, а родительское, потому что у нас тоже есть дети. Это лавина, которая захлёстывает. Куда ни посмотришь — везде спайсы. Куда ни придёшь — везде подростки «под спайсами»…

Изначально авторы ставили во главу угла вопрос: «Как с этим бороться?», но к концу работы пришли к другому вопросу: «Как с этим жить?» Потому что главное — это понять, что можно делать, а чего делать ни в коем случае нельзя даже пытаться. Во-первых, надо успокоиться и прекратить истерику. Прекратить пугать, потому что страх — это не способ воспитания, а способ ограничения. Во-вторых (этот вывод родился после общения со многими специалистами, в первую очередь наркологами!), бороться с наркоманией бесполезно. Наркотики — это вещества и были получены в своё время как лекарства (в частности, спайсы изначально были созданы для борьбы с раком). Поэтому наркомания как явление, когда люди используют эти самые вещества не по назначению, неискоренима. НО! Хотя бороться против наркомании бесполезно, нужно бороться за здоровый образ жизни. И речь здесь не о формальном, скажем, обливании водой по утрам и беге до изнеможения, а о здоровом отношении к жизни.

Ещё одна важная сторона вопроса. Детям нужно давать полную информацию и ни в коем случае нельзя врать. В книге есть эпизод: в классе читают лекцию, а на задних партах все смеются, потому что понимают, что всё это — враньё. Узнаваемо? Пора усвоить, что нынешние подростки лучше нас разбираются во многих вопросах. Им хорошо известно, что Петька из соседнего класса давно курит, и лёгкие у него не отвалились. А многие из их сверстников (и даже друзей!) уже курили спайсы…

Пересказывать книгу не имеет смысла. Её надо читать. Пытливый читатель сразу задаст вопрос: «А где достать»? Сегодня можем предложить только один вариант — заказ через Интернет. Но мы обязательно обещаем вернуться к этой уникальной книге и продолжить её обсуждение в проекте «Ломка».

Инфографика: Виктория ЛЕОНТЬЕВА.

 
По теме
В Нижнем Тагиле мужчина украл миллион и изобразил нападение на себя В Нижнем Тагиле житель Астрахани потратил миллион рублей, инсценировал нападение на самого себя и сообщил в полицию о грабеже.
В Хакасии 15-летняя школьница стала фигуранткой уголовного дела после того, как в шутку разместила у себя в Telegram-канале ложный пост с предложением за деньги устроить подрыв стратегического объекта.
В 2023 году процент смертей в СМП в Свердловской области оказался ниже, чем по стране Егор СОЛОВЬЕВ Догоспитальная летальность в Свердловской области оказалась на 0,8% ниже, чем в среднем по России Фото:
зенин.jpeg - ОТВ Отделение лучевой диагностики клиники «Здоровье 365» похоже на что-то космическое: мощные аппараты, куда «въезжает» человек, на экранах мониторов – разноцветные графики, схемы, проекции, выдающие максимально достоверную информацию.
ОТВ
В 2023 году процент смертей в СМП в Свердловской области оказался ниже, чем по стране Егор СОЛОВЬЕВ Догоспитальная летальность в Свердловской области оказалась на 0,8% ниже, чем в среднем по России Фото:
КП Екатеринбург
Я читаю и рисую 2024 - Библиотека Гавань Традиционная выставка картин Детской школы искусств памяти Владимира Алексеевича Кашкина.
Библиотека Гавань
Паруса надежды и веры в наших сердцах - GorodNS.Ru Театральная Салда начинает потихоньку привыкать, что время от времени на подмостках городского Дворца культуры происходит удивительное событие, имя которому – Премьера.
GorodNS.Ru
Маша Миронова - Рулить должна молодёжь - Газета Зареченская Ярмарка Маша Миронова - Рулить должна молодёжь Маша Миронова - Рулить должна молодёжь   Сегодня мы решили поговорить с необычной именинницей.
Газета Зареченская Ярмарка