Амбициозные планы регионального руководства не забыты.
«УР» уже писал о мегапроекте губернатора Свердловской области Александра Мишарина, который предложил построить высокоскоростную железнодорожную магистраль между Екатеринбургом и Москвой. На днях эта история получила неожиданное продолжение: возможно, столица Среднего Урала станет первым региональным центром, из которого суперпоезда пойдут в разные стороны.
На прошлой неделе Президент Российских железных дорог Владимир Якунин перед отправкой первого «Сапсана» из Москвы в Нижний Новгород высказался за реализацию аналогичного проекта между Екатеринбургом и Челябинском. По словам главы ОАО «РЖД», после открытия сообщения Нижний Новгород — Санкт-Петербург можно начинать просчитывать и региональные рейсы: на Урале и в Сибири (Омск — Новосибирск).
При максимальной скорости поезда производства немецкой компании Siemens 250 км/ч расстояние между Екатеринбургом и Челябинском в 202 километра теоретически можно преодолеть меньше чем за час. Однако учитывая, что в России пока не разработана нормативная база для таких скоростей, маршрут займет чуть больше времени, что, однако, все равно существенно ускорит перемещение от точки Е до точки Ч.
Но согласно проекту свердловского губернатора, первым местным участком высокоскоростных магистралей (ВСМ) в области должна стать ветка, связывающая Екатеринбург и Нижний Тагил. По словам Александра Мишарина, «сокращение времени на поездку между двумя крупнейшими городами области придаст дополнительный импульс к их развитию, увеличит мобильность населения». Этот вариант выгоден с точки зрения приближения северных территорий к административному центру, он должен помочь вывести строительство высокоскоростных магистралей на поток и не позволить России отстать от Китая, где подобные дороги строятся в куда больших объемах. Стоит отметить, что тема скоростного сообщения для главы региона близка давно. Именно в его бытность начальником Свердловской железной дороги были запущены экспрессы из Екатеринбурга до Нижнего Тагила, а затем и до Тюмени, которые до сих пор пользуются популярностью.
Сегодня строительство высокоскоростной магистрали до Нижнего Тагила уже передано на проработку. Об этом заявил председатель правительства области Анатолий Гредин. «Чтобы иметь обоснованный проект, под который можно было бы привлекать инвесторов, вести переговоры с госкомпаниями, мы передали все материалы внешним аудиторам, которые подготовят на него заключение. Также внешние компании будут заниматься проработкой самого бизнес-плана», — заявил свердловский премьер.
— В принципе на нижнетагильском направлении возможна организация высокоскоростного движения, но потребуется серьезная реконструкция старого пути, — прогнозирует объем работ главный инженер проектно-изыскательского института транспортного строительства «Уралгипротранс» (именно эта организация проводила расчеты магистрали от Екатеринбурга до Москвы. — Прим. авт.) Владимир Карпенко. — Придется полностью модернизировать земляное полотно, контактную сеть, верхнее строение. Также во время прохождения «Сапсана» потребуется прерывать движение для остальных его участников. Даже приблизительно затрудняюсь сказать, сколько это будет стоить, нужно проводить серьезные расчеты. Если же будет принято решение о строительстве нового пути, расходы увеличатся в разы.
Напомним, что по предварительным расчетам специалистов «Уралгипротранс» «цена вопроса» ввода в эксплуатацию высокоскоростной магистрали «Екатеринбург — Москва» составила 4—4,5 триллиона рублей! «Тагильский» проект значительно скромнее, но и он потребует немалых затрат, это даже видно по стоимости подвижного состава. По официальным данным, первым контрактом ОАО «Российские железные дороги» приобрели 8 составов за 276 миллионов евро, кроме того, Siemens достался договор стоимостью в 354 миллиона за техобслуживание составов в течение 30 лет (именно на столько времени эксплуатации рассчитаны немецкие «электрички»). Соответственно, стоимость 2 поездов составляет 69 миллионов евро (или примерно 2,76 миллиарда рублей), а техосмотры — 3,5 миллиарда целковых. Найдет ли монополист такие деньги для Свердловской области — пока неизвестно.
Единственно, с чем не возникнет проблем при реализации проекта, так это со специалистами — их уже не первый год готовят в столице Среднего Урала.
— Некоторые разработки Уральского государственного университета путей сообщения в области взаимодействия колеса и рельса, токоприемника и контактной сети при высокоскоростном движении применяются на действующем участке между Москвой и Санкт-Петербургом, — отмечает ректор УрГУПС Александр Галкин. — С компанией Siemens проводятся стажировки студентов, совместные опытно-конструкторские работы. Особого внимания заслуживает Уральский транспортный полигон высокоскоростных испытаний. На нем предполагается исследовать подвижной состав и инфраструктуру для движения на скорости до 500 км/ч, что отразится на программах подготовки специалистов.
Окончательного решения по маршруту «Сапсана» на сегодняшний день пока не принято. Проект «Екатеринбург — Нижний Тагил» только начали обсчитывать, к «челябинскому» варианту пока не приступали. Однако не исключено, что если будет реализован план, озвученный Владимиром Якуниным, правительство Свердловской области продолжит работу по тагильскому направлению самостоятельно, запустив там пусть не «Сапсан», но также скоростной поезд.
P.S.
По данным издания «Infranews», стоимость контракта Siemens на поставку «Cапсана» обошлась для ОАО «РЖД» в 7 раз дороже контрактов на поезда «InterCityExpress», покупаемых Китаем у немецкого концерна, которые являются более современными.
А в это время:
Руководство Российских железных дорог и концерна Siemens сократило с пяти до двух количество рассматриваемых площадок для создания совместного предприятия по производству 240 пригородных электропоездов Desiro. Теперь за «Ласточку» (так переводится название состава на русский язык) ведут борьбу структура ОАО «РЖД», воронежское предприятие «Вагонреммаш» и Уральский завод железнодорожного машиностроения из Верхней Пышмы.
Стоимость проекта оценивается в 2,2 миллиарда евро. По словам старшего вице-президента госмонополии Валентина Гапановича, окончательный выбор площадки будет согласован с Siemens15 августа.
В свою очередь министр экономики Свердловской области Михаил Максимов отметил, что региональные власти очень заинтересованы в проекте. «Александр Мишарин провел уже ряд переговоров с немцами и руководством ОАО «РЖД», на мой взгляд, именно участие первого лица позволит склонить немецких партнеров к тому, чтобы разместить производство у нас», — подчеркнул чиновник. В пользу площадки на Среднем Урале говорит и то, что она практически готова, здесь ведется производство грузовых электровозов с коллекторным тяговым приводом 2ЭС6 и планируется выпуск разработанного совместно с немецкими специалистами нового локомотива.