В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего отношения по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности, Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал разъяснения «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».
В соответствии п. 21 Постановления Пленума ВС РФ № 22 (далее - Постановление), в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от поставщика денежной компенсации морального вреда.
Кроме этого, при допущении поставщиком коммунальных услуг подобных нарушений (исполнитель своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг) происходит перерасчет платы за услуги ЖКХ, при этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления или качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф (ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 98, п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (п. 22 Постановления).
К ним можно отнести как показания свидетелей, аудио- и видеозапись, так и заключение эксперта. При этом отсутствие вины доказывается исполнителем коммунальных услуг (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
К спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. 196, 200 ГК РФ).
За консультациями по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания услуг ЖКХ, составлением претензий и исков к Управляющим компаниям горожане могут обращаться в Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге (ул. Московская, 49), предварительная запись по телефону 272-00-07.