Режиссёр «Риголетто» Игорь УШАКОВ, не расшифровывая до конца всего замысла постановки, объяснил суть:
— Что нам, казалось бы, тот XVI век, в котором происходит действие пьесы Виктора ГЮГО? Но снова и снова, слушая музыку Джузеппе ВЕРДИ, понимаешь, что человеческие страсти, страдания, любовь и сегодня те же. Сколько бы веков ни миновало. Верди переместил героев Гюго из Франции в Италию, а мы приблизим их к нам во времени. Здесь не важны исторические реалии костюмов и обстановки далёкого прошлого, значима сама история персонажей, подобные которой происходят и сегодня…
Режиссёр Игорь УШАКОВ рассказывает о новой постановке «Риголетто». Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.
Даже тем, кто не бывал в числе зрителей шедевра Верди, известна песенка герцога La donna е mobile — «Сердце красавицы склонно к измене…» Это уже восьмая постановка «Риголетто» в Театре оперы и балета. Предыдущий екатеринбургский спектакль был создан по классическим канонам и лишь несколько лет назад сошёл со сцены. Теперь, как решил театр, настала пора нового видения этой оперной классики, освобождённого от вековых наслоений и стандартов.
Режиссёр Игорь УШАКОВ полагает, что перемены, очевидные в визуальном образе спектакля, позволят публике приблизиться к героям, понять их, как мы понимаем самих себя, своих знакомых:
— Театр – актуальное искусство. Оно должно рождаться здесь и сейчас и рождать мысли, соответствующие настоящему. Гюго и Верди создали произведение, которое стало актуальным для середины XIX века, хотя их персонажи живут в XVI cтолетии. Почему бы не последовать этому примеру?..
В таких нарядах появятся участницы «русской» вечеринки у герцога. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.
Нам показали макет первой картины «Риголетто» сценографа Алексея КОНДРАТЬЕВА. Это зал, где происходит вечеринка (бал) у герцога и где завязывается интрига будущих драматических событий. Кресла, в которых разместятся гости, выполнены в форме полусфер — примета дизайнерских находок 60-х—70-х годов ХХ века. Это самый первый знак перемещения персонажей в новейшее время, приближения их к нам. Зритель, по мысли режиссёра, вряд ли усомнится в нужности для себя истории Риголетто и Джильды, если опознает в них людей из времени, очень близкого к настоящему. Сам сюжет «Риголетто» даёт основания для такого приближения. Блистательный богатый «мажор», как сказали бы сегодня о герцоге, уверен, что любая красотка — его. Если не добром, так хитростью и силой. Обольстительному цинику безразличны чувства и жизни отцов и дочерей, вовлечённых в его интриги.
Анна БАШКИРОВА показывает эскизы мужских костюмов. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.
В репетиционном зале мы как раз и оказались в финале такой смертельной «забавы». Юрий ДЕВИН и Ирина БОЖЕНКО примеряли образы Риголетто и Джильды в соответствии с указаниями режиссёра, с помощью дирижёра Александра АРАНБИЦКОГО. Когда репетиции переместятся на сцену, за оркестровым пультом будет дирижёр-постановщик Павел КЛИНИЧЕВ. Тогда и герцог, и Риголетто, и Джильда, и другие персонажи оперы наденут костюмы, созданные Ирэной БЕЛОУСОВОЙ. В день репетиции мы увидели новую оперную «моду» в костюмерных цехах — на вешалках и в эскизах.
Начальник цеха по пошиву женской сценической одежды Ольга КУЗЬМИНА рассказала, что предстоит создать около 40 костюмов для артисток хора и солисток. Уже готовы наряды, в которых появятся участницы герцогской вечеринки a`la russe — в русском стиле: шёлковые платья «в цветочек», платье с короткой юбочкой-клёш, расшитой пайетками, «боярское» одеяние… А в цехе, где создают мужскую одежду, его начальник Анна БАШКИРОВА показала эскизы других вечеринок. Будет изготовлено более 70 костюмов. Мужчины предстанут в костюмах тореадоров и в разнообразных шутовских нарядах. Затейник-герцог совсем в духе нашего времени устраивает «тематические» приёмы, чтобы гламурный досуг не наскучил однообразием. Да и сам он будет неоднократно переодеваться, принимая разные образы для обольщения красавиц.
В конце встречи на репетиции режиссёр Игорь Ушаков приоткрыл ещё «краешек» концепции новой постановки:
— Даже если бы мы одели персонажей в исторические костюмы — я всё равно выстроил бы жёсткие взаимоотношения между героями, которые и создают, на мой взгляд, эту историю…
Кстати
Постановочная группа нового «Риголетто» знакома екатеринбургским зрителям по двум оперным спектаклям Театра оперы и балета. Это «Граф Ори» Джоаккино РОССИНИ (восьмикратный номинант «Золотой Маски») и «Отелло» Джузеппе ВЕРДИ. Премьера «Риголетто» состоится только в конце февраля, а новой постановкой уже заинтересовался американский импресарио и обеспечил её будущие гастроли на Тайване в июне этого года.