Как режиссер «Веселых ребят» ставил первые спектакли под обстрелами Колчака

Григорий Александров и его жена, актриса Любовь Орлова, в июле 1936 года. Фото: собрание Александра Добровинского
Автор этого снимка запечатлел Григория Александрова в компании режиссера Сергея Эйзенштейна, оператора Эдуарда Тиссэ и самого Уолта Диснея (второй слева).
Свою карьеру в кино Григорий Александров начал с того, что редактировал дореволюционные фильмы в Екатеринбурге. Фото: собрание Александра Добровинского
Комедия Григория Александрова «Веселые ребята» с успехом показывалась не только в СССР, но и за рубежом. Правда, иностранные кинотеатры писали на плакатах другое название: «Москва смеется» Фото: Михаил ФРОЛОВ
Григорий Александров родился 23 января 1903 года в Екатеринбурге. Фото: ru.wikipedia.org
Фото: www.ural.kp.ru
115 лет назад в Екатеринбурге родился автор культовых советских комедий Григорий Александров Данил СВЕЧКОВ

РАБОТАЛ РАССЫЛЬНЫМ В ТЕАТРЕ

Будущий режиссер комедий «Веселые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» Григорий Александров родился в семье горнорабочего в Екатеринбурге. Денег на то, чтобы дать ему хорошее образование, у родителей не водилось, поэтому, когда мальчику исполнилось девять лет, отец решил отдать его в рабочие. Правда, не на фабрику, не на завод, а в местный театр (сейчас это театр оперы и балета).

– Григорий начал работать рассыльным, потом стал помощником бутафора, помощником осветителя, а также помощником костюмера и декоратора, – рассказывает историк уральского театра Юлия Матафонова.

Григорий Александров и его жена, актриса Любовь Орлова, в июле 1936 года. Фото: собрание Александра Добровинского

Благодаря этой работе юный Александров вскоре понял, что не может жить без театра, поэтому, когда после революции в Екатеринбурге открылись курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра, Саша сразу записался на них.

« По окончании курсов меня послали руководить фронтовым театром , – вспоминал Григорий Александров в своих мемуарах «Эпоха и кино». – В революционной III армии, ведущей тяжелые бои с Колчаком, был свой театр. В этом мчавшемся по дорогам гражданской войны театре мне довелось осуществить свои первые режиссерские работы. В те времена все было очень просто: ночью писали пьесу, днем ее ставили, вечером играли спектакль ».

Во время военных гастролей актеры использовали в качестве сцены железнодорожную платформу. Она служила им и укрытием на случай артиллерийского обстрела. Для этого все декорации специально сделали из толстых листов металла – прямо во время выступления актеры могли укрываться за ними.

ВО ВРЕМЯ ПОСТАНОВКИ ЗРИТЕЛИ ВЫПРЫГИВАЛИ ИЗ ОКОН

Иногда актеры покидали свою сцену-платформу и шли со спектаклями по ближайшим деревням. Первое такое выступление у них прошло в одной из деревень под Шадринском и закончилось конфузом.

« Мы играли в здании школы. Это был первый спектакль в здешних местах , – вспоминал Григорий Александров. – Зрительный зал был переполнен. По режиссерскому замыслу предполагался эффектный финал одного из актов. Все действующие лица выхватывали сабли и замахивались на зрительный зал, как на воображаемого противника… ».

Но вместо аплодисментов актеры услышали крики, а также звук опрокидываемых скамеек и стульев. Неискушенные зрители так испугались клинков, обращенных к ним, что за секунду все разбежались. Некоторые, по воспоминаниям режиссера, даже выпрыгивали в окна.

Автор этого снимка запечатлел Григория Александрова в компании режиссера Сергея Эйзенштейна, оператора Эдуарда Тиссэ и самого Уолта Диснея (второй слева).

СРЫВАЛ КЛАССИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВКИ

Всего в таких гастролях будущий режиссер провел год, после чего вернулся домой.

– По возвращении в Екатеринбург Александров встретил своего знакомого Ивана Пырьева, тоже в будущем известного советского режиссера. Вместе они приняли участие в создании детского театра, а также клуба «ХЛАМ», в который входили художники, литераторы, артисты и музыканты, – продолжает Юлия Матафонова.

Члены этого клуба занимались тем, что боролись с дореволюционным искусством. Делали они это своеобразно – приходили в театр на постановку какого-нибудь классического произведения и освистывали актеров.

« Нас, правда, изгоняли из театра, но мало-помалу мы все же приобретали, хотя бы даже и скандальную, известность , – делился Григорий Александров. – Директор библиотеки имени Белинского разрешил нам в определенные дни пользоваться одним из залов, и мы, вывесив четыре ярко намалеванные буквы «Х-Л-А-М», принялись репетировать там пьесы собственного сочинения. У нас в ходу были акробатика, музыка, танцы, цирковые номера, которые мы, к месту и не к месту, вводили в любое представление ».

Свою карьеру в кино Григорий Александров начал с того, что редактировал дореволюционные фильмы в Екатеринбурге. Фото: собрание Александра Добровинского

БОСОНОГИЙ КОМИССАР

Зимой 1920 года Александрова пригласили работать инструктором в театральный отдел Губернского отдела народного образования. Среди творческой молодежи Екатеринбурга тогда водилась мода – ходить босиком с весны до осени, носить длинные волосы и широкие штаны. Не изменил этой традиции Григорьев и когда занял руководящую должность.

« Театральные труппы, приезжавшие на гастроли в Екатеринбург, разумеется, не знали инструктора губнаробраза в лицо и, когда я появлялся с начальственным видом, бурно возмущались: «Почему этот мальчишка да еще босой, утверждает спектакли?» За принципиальное хождение босиком меня звали в театре «босоногим комиссаром» , – смеялся режиссер.

Григорьеву пришлось курировать тот самый театр, в котором он когда-то работал рассыльным. Дела в нем после революции не ладились. Не хватало денег на декорации. Во время премьеры оперы «Демон» случился конфуз. По задумке, над горой Казбек должны были проплывать облака. В театре решили, что изобразят их с помощью пара, исходящего от котла.

« При всех наших ухищрениях пар не шел. Тогда мы сообразили заменить пар… самоварным дымом. Добыли десять самоваров, поместили их внутрь котла и засыпали еловыми шишками , – писал в мемуарах Александров. – Вначале эффект был потрясающий: синие клубы окутали «гору» и создали необычайное, сказочное впечатление. Но потом дым повалил все гуще и гуще »

Вскоре после начала представления, актеров на сцене уже было не разглядеть из-за густой завесы. А затем дым повалил и в зал. Спасаясь от него, зрители побежали на улицу. Постановку пришлось остановить.

Комедия Григория Александрова «Веселые ребята» с успехом показывалась не только в СССР, но и за рубежом. Правда, иностранные кинотеатры писали на плакатах другое название: «Москва смеется»Фото: Михаил ФРОЛОВ

В МОСКВУ ВЗЯЛ КОТОМКУ С СОЛЬЮ

В 1921 году Александров вместе со своим товарищем Иваном Пырьевым задумали уехать в Москву. На их решение повлияла встреча с актерами Московского Художественного театра, приехавшими на гастроли в Екатеринбург. Начальство дало добро.

« Политотдел III армии решил направить Пырьева и меня в Москву на учебу , – писал в мемуарах Григорий Александров. – Нас премировали трофейными шинелями, командирскими шапками и сапогами. Взяв командировочные удостоверения и по котомке соли (соль тогда была вместо денег, на нее можно было выменять и хлеб, и другую еду), мы отправились в столицу ».

Поезд постоянно останавливался, так как у кочегаров часто заканчивались дрова. Поэтому Александрову и Пырьеву нередко приходилось идти в лес с топорами и пилами за топливом.

« Последней порции дров хватило только до станции Лосиноостровская (теперь город Бабушкин) , – делился режиссер. – Оттуда до Ярославского вокзала шли по шпалам. В котомках за плечами были остатки соли – весь наш капитал »

В Москве будущий режиссер стал работать актером Московского первого рабочего театра Пролеткульта и познакомился с режиссером Сергеем Эйзенштейном, в фильмах которого он впоследствии снимался, а порой и помогал писать для них сценарии. А в 1934 году он снял первую музыкальную комедию СССР – фильм «Веселые ребята».

 
По теме
Здоровье в тренде - Газета Время Почему диспансеризация это не просто визит к врачу и пара анализов Для чего нужна диспансеризация, кто может ее пройти в 2024 году и какие патологии можно выявить на первом этапе, рассказывает Анастасия Солодухина,
Газета Время
Автор: Красноуфимский филиал ГБПОУ "СОМК"   14 марта волонтёрами Красного креста Красноуфимского филиала ГБПОУ «СОМК» Поповой Валерией и Мугаттаровой Азизой проведено мероприятие для обучающихся 9 «Б» и 9 «В» классов
KSK66.Ru
Отряд юнармейцев «Кудрявцевцы» Исовской средней школы совместно с ветеранской организацией пос. Ис (председатель Н. А. Балахонцева), ветераном боевых действий Ю. А. Звековым возложили цветы на могилу В. С. Кудрявцева, погибшего в Афганистане, а также участвовали в митинге у памятника «Черный тюльпан» в пос. Ис - Газета Время Отряд юнармейцев «Кудрявцевцы» Исовской средней школы совместно с ветеранской организацией пос.
Газета Время