Нижний Новгород из изготовленных для них 50-ти трамваев модели 71-407 выкупил только 10. |
В Екатеринбурге на Уралтрансмаше приостановилось производство трамваев: сегодня предприятие не может реализовать уже 30 изготовленных односекционных трамваев. Об этом E1.RU рассказал начальник трамвайного производства предприятия Николай Кирнос.
– Кризис на всех отразился. Муниципалитеты готовы купить у нас трамваи, но нет средств, – объясняет он. – С администрацией Нижнего Новгорода у нас была предварительная договорённость на покупку пятидесяти трамваев. Наши маркетологи заказали производство пятидесяти. Но Новгород в прошлом году приобрел только 10 - на остальные денег у них не хватило. Еще 10 в прошлом году купил Нижний Тагил. Юридически к ним не подкопаешься – письменных договоренностей на приобретение пятидесяти с ними не было. В итоге сейчас у нас стоят оставшиеся 30 штук, которые пока не нашли сбыта.
Закупить трамваи планировали также администрации Тулы, Волгограда и Екатеринбурга. Тула еще присматривается, в Волгоград отправили два трамвая для испытаний – частично низкопольный вагон модели 71-407 и полностью низкопольный трехсекционный – модели 71-409. Сейчас они проходят испытания и отзывы – положительные. Что касается уральской столицы, то на Уралтрансмаше надеются, что в этом году наш город купит 20 трамваев модели 71-407 с откидывающейся платформой для въезда колясок.
– Это трамваи, которые Екатеринбург планирует купить независимо от планов к подготовке к чемпионату мира по футболу – для обновления трамвайного парка, – говорит Николай Кирнос. Он согласился нам провести для нас экскурсию по цеху. – К чемпионату власти города планируют приобрести еще 92 трамвая - но уже трёхсекционные. Такая цифра фигурирует в планах на 2016 – 2017 годы. Но и это пока предварительная договорённость. Всё зависит от финансовых возможностей Екатеринбурга.
Трамваи, которые собрали в прошлом году, сейчас пылятся в цехе. |
Начальник трамвайного производства Уралтрансмаша Николай Кирнос проводит экскурсию для Е1.RU. |
Нет заказов – нет работы. Две трети из семидесяти рабочих на трамвайном производстве отправлены в отпуска либо переведены в другие цеха предприятия.
– Объёмы производства снизились. Мы уже не работаем в таком темпе, который был, например, в прошлом году. Тогда мы выпускали по 8 трамваев в месяц, – продолжает Николай Кирнос. – В октябре 2014 года мы остановились и стали делать по пять трамваев, а в декабре и вовсе перешли на ноль. Все трамваи, которые находятся здесь, в цехе, произведены в прошлом году.
Рабочие сейчас прихорашивают трамваи для Екатеринбурга. |
На трамваях, которые предназначались для Нижнего Новогорода, сейчас висят таблички с подписью "Екатеринбург". На Уратрансмаше надеются, что именно наш город их заберёт в этом году. |
Тут же в цехе стоит и надежда Уралтрансмаша - инновационный трамвай R1, представленный на прошлогоднем «Иннопроме». Его огородили забором, а на двери повесили табличку "Ограниченный доступ! Вход только по пропускам!" Корреспондентам Е1.RU сделали исключение и пустили за ограждение без спецпропуска.
– Мы вообще не верили, что сможем сделать R1, – признается начальник трамвайного производства. – На картинке он казался невероятным.
Знаменитый R1 сейчас стоит в трамвайном цехе Уралтрансмаша за высоким забором. Вход только по пропускам! |
"Айфон на рельсах" планировали повторно представить на Иннопроме в этом году, но в итоге передумали. |
Однако дальше восторженных вздохов дело пока не двинулось: R1 продолжает существовать лишь как выставочный образец. Никто из потенциальных покупателей, проявивших интерес к модели на выставке, так и не решился заказать себе «айфон на рельсах», производство которого оценивается в 70 миллионов рублей.
- Испытания R1 планировали на лето 2015 года, но они, видимо, откладываются на неопределённый срок, - говорит Николай Кирнос. - Для испытаний нужно финансирование, а сегодня его нет. Нужен заказ на R1, чтобы его собрать и начаться тестировать. Просто так, в задел, такой трамвай же делать не будешь, он дорогой.
Эту новинку - односекционный трамвай 71-407-1 сейчас готовят к Иннопрому. |
Трамвай модели 71-407-1 - частично низкопольный. |
Здесь работники собирают трёхсекционный трамвай 71-409-1, который также представят на Иннопроме. |
Планировалось, что выставочную модель R1 вновь покажут на нынешнем Иннопроме, который пройдёт в Екатеринбурге с 8 по 11 июля. Но так как он с прошлого года почти никак не изменился, руководство предприятия решило не выводить его в свет в этот раз, а показать свои новинки - односекционный трамвай 71-407-1 и трёхсекционный 71-409. Их выставочные образцы на наших глаза меняли в цехе: к «Иннопрому» у вагонов изменится передняя часть – «маска» будет более современная, плоская, а не привычная – выпуклая, обновится внутренний интерьер салона – цвет станет светло-серым, вместо прежнего - слоновой кости. Снаружи трамвай покрасят в новый цвет. После Иннопрома трёхсекционный трамвай, как и обещали еще в начале года, передадут на испытания Екатеринбургу.
Трамвайных цех почти пустой. Две трети из семидесяти рабочих на трамвайном производстве отправлены в отпуска либо переведены в другие цеха предприятия. |
Пока же на заводе ждут, когда городам-хозяйкам ЧМ-2018 выделят деньги на обновление общественного транспорта, а другим муниципальным образованиям - на обновление устаревшего трамвайного парка. Большого количества заказов в преддверии мундиаля здесь не боятся и обещают всё успеть в срок.
– Надо будет – начнем работать круглосуточно, и технические возможности у этого у Уралтрансмаша есть, – говорит Николай Кирнос.
Трамваи осталось поставить на рельсы. |
А в салоне ещё и установить сиденья. |
Фото: Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU;
Инфографика: Илья ДАВЫДОВ / E1.RU;
Видео: Андрей КАЗАНЦЕВ / E1.RU