«Свитер» на Пушкина закрывается. Большое интервью Портала 66.ru с директором галереи уличного искусства

Фото: Константин Мельницкий, 66.ru В эти выходные «Свитер» приглашает в последний раз прогуляться по катакомбам особняка в центре города вместе с художниками, для которых за последние два с половиной года здание на Пушкина, 12 стало настоящим домом. Как галерея изменила уличное искусство Екатеринбурга и когда она заработает снова, — читайте в нашем интервью со Степаном (Айфо) Тропиным.

Галерея уличного искусства «Свитер», которая больше двух лет занимала особняк по  адресу Пушкина, 12, вынуждена освободить помещение. Собственник здания нашел более выгодного арендатора. Скорее всего, им станет ресторатор. Это значит, что  в  ближайшее время «Свитер» должен очистить пространство от  всех арт-объектов и  найти для  них новый дом. Громкое закрытие галереи пройдет в  эти выходные.

В  «Свитере» уверены, что  на  этом история галереи не  закончится. Но  куда она переедет  — пока неизвестно. Сейчас «Свитер» ищет подходящее здание. Все это время галерея занимала особняк на  льготных условиях. Очевидно, что  найти помещение по  той же цене будет непросто.

Сегодня «Свитер» по  праву считается главной резиденцией уральского стрит-арта. Именно здесь в  разное время свои работы представляли Тимофей Радя, Слава ПТРК, Сергей Рожин, команда Rayons, Илья Мозги, Владимир Мизер (Arterror) и  многие другие известные уличные художники.

Предлагаем вам прочитать интервью с  директором галереи «Свитер» Степаном (Айфо) Тропиным, в  котором он объясняет, в  чем секрет успеха Тимы Ради, рассказывает, кто покупает современное уличное искусство и  на  кого из  молодых уральских художников сегодня стоит обратить внимание, и, конечно, говорит о  главной миссии своего детища  — галереи «Свитер». О её настоящем и  будущем.

«Открыться на  новом месте мы хотим уже осенью»

— Какие варианты сейчас рассматриваете? И  в  каком формате может существовать «Свитер», пока идет поиск нового помещения?
  — Нам звонят знакомые, предлагают варианты. Что-то  советуют. Я  настроен оптимистично. Главное, что  мы поняли во  всей этой истории,  — это то, что  сегодня мы являемся важным культурным центром, который нужен людям. Нам постоянно предлагают новые проекты. Поэтому мы не  отчаиваемся и  уверены, что  продолжим начатое. У  нас, например, уже есть проект, который мы будем делать в  конце августа на  параллельной площадке. Мы задумывали его еще до  того, как  встал вопрос с  переездом.

— Что  это за  проект?
  — Образовательный лагерь для  взрослых, где мы будем учить и  современному искусству, и  кино, и  фотографии. Он рассчитан на  200 человек. Все будет проходить на  турбазе около  озера Увильды. Мы надеемся, что  к  нам приедут и  из  Челябинска, и  из  Екатеринбурга.

— Понятно, что  найти новое помещение в  центре города на  тех же условиях будет непросто. Как  думаете решать эту проблему?
  — Мы являемся площадкой, которая несет в  себе культурную составляющую. Я  надеюсь, что  это нам поможет. Есть такие понятия как  «меценатство» и  «благотворительность». Может быть, кто-то  захочет сделать свой вклад в  культуру. Сделать культурный центр внутри своих помещений и  таким образом привлечь больше внимания к  своему пространству. В  любом случае, мы будем предлагать наш кейс. Рассказывать, чем мы занимались. Будем искать.

— Есть сроки, когда галерея должна возобновить работу?
  — Нам бы хотелось открыться на  новом месте уже осенью. Но  все будет зависеть от  того, что  именно мы найдем. В  каком состоянии будет это пространство и  сколько времени у  нас уйдет на  подготовку к  открытию.

«В  Екатеринбурге всегда находились свои герои»

  — На  первый взгляд кажется, что  уличных художников, которые регулярно могут делать интересные работы в  Екатеринбурге, осталось не  так много. Самые известные из  них  — это Тима Радя и  Слава ПТРК, который недавно уехал в  Москву… На  кого из  молодых художников сегодня стоит обратить внимание?
  — Город не  может отпустить одного гения и  не  сделать так, чтобы его место не  занял другой. Я  уверен, что  на  смену Славе ПТРК придет человек, который будет делать вещи не  хуже. У  нас в  городе много художников, которые делают интересные, заметные работы. Но  они могут что-то  сделать, а  потом надолго пропасть… Ребята, которые меня сейчас удивляют,  — это арт-группа «Злые». Это Udmurt  — один из  новых художников, который делает миниатюрные работы. Это Наташа Петухова, которая рисует на  улице и  одновременно работает дизайнером-иллюстратором… Можно очень долго перечислять. Сейчас у  нас в  городе около  ста художников, работающих с  городским пространством.

— Перед  тем как  уехать, Слава ПТРК сказал, что  в  Екатеринбурге он всегда будет оставаться вторым номером, потому что  есть Тима Радя. В  чем, по-вашему, секрет успеха Ради?
  — Деление на  первый и  второй номер достаточно условно. Просто есть заметные, умные, хорошо сделанные проекты, а  есть незаметные, глупые и  сделанные плохо. Если говорить о  Славе ПТРК и  Тиме Раде, то  они оба работают в  технике стрит-арта. Они оба делают хорошие, умные работы, в  основе которых заложена идея. У  них есть посыл  — изменить мир к  лучшему. Например, взять абажуры напротив Оперного театра. Это работа из  серии «Улучшения на  районе». То  есть они видят и  используют стрит-арт как  средство для  улучшения городской среды. Это то, благодаря чему они заслужили уважение.

  — Насколько справедливо утверждение, что  это СМИ сделали уличных художников героями Екатеринбурга?
  — Стрит-арт  — явление новое. Его заметили, потому что  стали появляться интересные работы. Логично, что  СМИ на  них отреагировали. Одно время они даже охотились за  уличным искусством, потому что  это было нужно людям. Потом появились фестивали, такие как  «Стенограффия», и  стало очевидно, что  смишникам всё это интересно. То  же самое мы почувствовали, когда открывалась галерея «Свитер». То  есть СМИ в  нашем городе очень хорошо отреагировали на  стрит-арт, создали положительный фон. Уличное искусство  — это же посыл. Ты выходишь на  улицу, когда тебе хочется о  чем-то  говорить. По  крайней мере изначально это было именно так. Ты хотел что-то  донести до  широкой общественности, свой крик, который исходит изнутри. Это еще и  геройство, потому что  то, что  ты делаешь, запрещено законом, тебя могут поймать. И  такие герои в  Екатеринбурге находились. Неудивительно, что  они быстро попали в  центр внимания  — и  Екатеринбург стал российской столицей стрит-арта.

— Как  это геройство уживается с  тем, что  сегодня художнику все чаще приходится забывать про  свой внутренний голос и  делать то, что  хочется не  ему, а  заказчику?


  — Есть много путей стрит-арт-художника. Кто-то  любит делать проработанные муралы, когда все очень красиво и  качественно. Очевидно, что  для  этого необходимо время. Много времени. Для  таких художников не  важно, согласована работа или  нет. Главное  — чтобы они могли сделать ее максимально хорошо. Они так самореализуются. Поэтому конкретно для  них легальное рисование будет предпочтительнее. В  нелегальном рисовании заложено другое: там  есть этот нерв, чувство опасности, чувство вскрытия изнутри городской среды.

«Хорошая работа не  может стоить меньше тысячи долларов»

  — Одно из  немногих мест, где уличный художник может заработать на  своем искусстве,  — это галереи. «Свитер» тоже давал такую возможность…
  — Продажи  — это лишь небольшая, я  бы даже сказал, смежная деятельность. Главное  — это выставки. Скорее, это музей искусства с  постоянно меняющимися экспозициями, а  не  место, в  котором что-то  можно купить или  продать. То  есть мы никогда не  делали на  это ставку. Если бы это было не  так, то  мы бы не  смогли сделать семиметровую русалку или  поставить машину Славы ПТРК, которая во  время одной из  выставок была вмонтирована в  потолок. То  есть то, что  делается ради одной выставки, ради двух фотографий, а  потом просто убирается. То, что  создано не  для  продажи, а  для  искусства. Мы выбрали именно такой формат, потому что, как  только художник начинает задумываться о  деньгах, он начинает что-то  делать для  того, чтобы потом это выгодно продать. Он уже не  будет делать такую машину, как  у  Славы ПТРК, потому что  это непродаваемое искусство.

  — Можете вспомнить пример, когда художнику удалось заработать на  своем искусстве?
  — Это как  раз Слава ПТРК и  его бомжи (проект «Уличная грязь»,  — прим. 66.ru). Это просто очень хороший проект, который он вместе с  Владимиром Абихом создал на  фанере с  помощью грязи и  скотча. Казалось бы, этот проект никак не  может быть монетизирован. Ну кто будет покупать фанеру, на  которой грязью нарисованы бомжи? В  своей гостиной ты такое не  повесишь. Но  так сложилось, что  Слава выиграл очень крутой европейский конкурс и  получил большую сумму денег, которую он потом потратил на  машину. Кто бы мог подумать? Но  дело в  том, что  они вовсе не  стремились заработать на  этом, это само получилось. На  мой взгляд, когда так происходит, это самое классное.

— На  сайте «Свитера» можно найти работы, стоимость которых варьируется от  30  тысяч до  нескольких сотен тысяч рублей. Кто и  как  назначает цену?
  — Есть такое мнение, что  хорошая работа не  может стоить меньше тысячи долларов. Кто-то  из  крутых галеристов, вроде Саатчи, сказал, что  это минимум. Художники делают эту работу для  искусства и  только потом задумываются о  том, как  ее продавать. Если бы все было наоборот, то, думаю, эти работы стоили бы дешевле. Потому что  то, что  делается ради продажи,  — это совсем другое.

— Кто сегодня покупает работы уличных художников?
  — Коллекционеры. Часто бывает, что  и  сами художники. Они просят нас сделать им скидку, мы связываемся с  авторами и  спрашиваем их  мнение. Они обычно говорят: «Да». В  результате художники как  бы обмениваются своими работами. Ну и  работы ведь бывают разные. Одни хорошо подходят под  интерьер, другие просто умные. Кто-то  покупает именно автора. Работы Славы ПТРК покупали московские коллекционеры, которые собирают уличных звезд. Щиты Тимы Ради (выставлялись у  нас во  время первой выставки «Соседи») тоже были проданы в  Москву. То  есть там  есть покупатели. Есть ребята Гриша Риск и  Сережа Закат, которые делают работы в  формате холста. Их  работы будут смотреться хорошо в  любом интерьере. При  этом цены у  них достаточно демократичные.

— Уличному художнику легко было попасть на  выставку в  «Свитер»?
  — Очень легко. Для  этого нужно было просто подать свой проект. Мы часто проводим открытые конкурсы. У  нас есть кураторы  — люди, с  которыми мы советуемся. Но  нужно иметь в  виду, что  у  каждого куратора свой, субъективный взгляд. Готовя выставку, они выстраивают цельное произведение со  своей драматургией, композицией. Иногда бывает, что  некоторые работы в  него просто не  вписываются. Мы много работаем с  авторами, объясняем, какая часть его произведения, на  наш взгляд, осталась недожата. Хороший пример в  этом плане  — работа с  Сергеем Лавушкиным. Он известный в  Екатеринбурге живописец и  в  то  же время делает крутые работы и  для  улицы, и  для  нас. Такие тотальные инсталляции. Они и  смешные, и  хорошие, и  очень, что  ли, точные. Мы объявляем тему  — и  он приносит нам сразу пачку из  50 идей. Начинающие художники приходят, как  правило, с  одной идеей, она по  какой-то  причине не  подходит, и  они расстраиваются и  уходят. А  Сергей, видимо, эту стадию уже когда-то  прошел и  сейчас поступает хитро.

  — Что  никогда не  могло у  вас появиться? Например, если говорить о  политических высказываниях, насколько они уместны?
  — Мы выставляли те работы, которые не  провоцируют вражду. Поэтому в  том, что  касается политических высказываний, есть некоторые ограничения.

— То  есть работу на  тему «Крым наш» или  «Крым не  наш» у  вас вряд ли можно когда-нибудь увидеть?
  — Да, эта работа будет провоцировать. Нужно, чтобы работа была сделана тонко, чтобы она заставляла человека думать. Она должна что-то  объяснять, рассказывать. Если вот так вот в  лоб делать, то  мы, скорее всего, не  возьмем. Это нам неинтересно. Нам интересны те вещи, которые можно назвать искусством, которые созданы для  потомков, в  том числе  — в  символическом плане.

«На  улице много рисунков, которые стоило бы сохранить»

— Вы наверняка помните историю со  старинным зданием на  Карла Либкнехта, на  котором появилась надпись Ильи Мозги. Ее тут же закрасили коммунальщики   — почему-то  белой краской. Эта работа заставляет размышлять, или  она больше провоцирует?
  — Он указал на  проблему. И  эта проблема в  итоге была исправлена так, как  часто исправляют проблемы коммунальщики. То, как  они закрашивают граффити на  фасадах,  — это отдельная история…

— Но  ведь в  итоге стало еще хуже, чем было.
  — Очень смешно видеть на  домах заплатки, которые не  попадают в  цвет. Может быть, кто-то  просто поленился подобрать его правильно. Илья обратил внимание на  то, что  за  домом никто не  следит, что  за  ним плохо ухаживают, а  коммунальщики это просто подтвердили.

— Нужно ли чиновникам из  районных администраций обращаться за  советом к  экспертам в  области современного искусства, чтобы понять, какая работа  — произведение искусства, которое со  временем может стать визитной карточкой города, а  какая просто вандализм?
  — Мнение эксперта тоже субъективно. Другое дело  — нужно ли задаваться целью сохранить работы. Сами художники прекрасно понимают, что, делая работу на  улице, они делают ее не  на  всю жизнь. Часто она и  не  должна быть на  всю жизнь. Такое тоже есть. Естественно, есть такие работы, которые стоило бы сохранить, которые стали уже чем-то  важным для  нас. Стрит-арт  — это же еще ощущение внутренней свободы. Когда видишь, что  вокруг много хороших рисунков, ты сам как  будто становишься свободнее. Это очень хорошее ощущение.

— В  городе есть неофициальные места уличных художников, на  которые коммунальщики уже просто закрывают глаза?
  — Есть определенные места, вроде площадки у  Театра драмы. Сколько раз ты там  ни  закрашивай  — художников все равно туда тянет. Это одно из  тех мест, которое как  бы само просит, чтобы именно там  делали полноценные работы. Лучше, конечно, чтобы это делалось официально: у  художников будет больше времени, и  они будут делать лучше.

— Если уличным художникам разрешат рисовать официально, они не  уйдут с  этого места, чтобы найти другое, где рисовать нельзя?
  — Мне кажется, это не  про  Драму. На  Драме, наверное, уже все порисовали. Просто так исторически сложилось. Если там  разрешат рисовать, то  хуже от  этого точно никому не  станет. Наоборот, только лучше. Это в  целом сделает образ района более привлекательным. Можно ведь объединиться с  художниками, придумать концепцию и  сделать все очень аккуратно и  хорошо.

— Это первый совет, который можно дать чиновникам. Что  еще?
  — Нужно замечать такие места, которые сами диктуют, что  на  них нужно нарисовать. И  наоборот: где-то  не  закрашивать, а  докрашивать. Это, на  мой взгляд, бывает уместно. Есть очень хороший прецедент во  Владивостоке. К  нам на  «Стенограффию» приезжал Павел Шугуров, который был главным художником Владивостока. При  этом он еще и  уличный художник. У  него было много хороших проектов. Например, «Арт-субботник». Он собирал жителей двора и  просил их  обратить внимание на  те объекты, которые они хотели бы выделить. Говорил, что  для  этого нужно, сколько краски и  так далее. Они все покупали, выходили во  двор и  сами начинали рисовать по  эскизам, приготовленным Пашей. Потом он уже дорабатывал, чтобы это было красиво. Я  думаю, что  мы тоже можем это делать.

  — Вместе с  уличными художниками?
  — Можно специально пригласить уличных художников, если вы хотите, чтобы ваш дом выделялся из  ряда точно таких же домов. Есть много художников, которые очень хотят рисовать на  больших поверхностях, на  фасадах. Если бы администрация районов выложила эти фасады в  свободный доступ где-нибудь в  интернете, выбрала бы другие площадки, которые можно разрисовать, и  объявила бы конкурс на  них, я  уверен, желающих было бы много. Чиновники выбрали бы лучшую работу, может быть, выделили краску и  отдали эту площадку художникам. То  есть мы за  сотрудничество. Мы же все равно так или  иначе работаем с  административными органами.

  — Чиновники охотно идут на  контакт?
  — По-разному. Иногда бывает инициатива изнутри, иногда бывает наша инициатива. В  последнем случае тяжело. Например, сейчас мы хотим создать место для  временных инсталляций, которые будут жить два месяца. По  сути это те же малые архитектурные формы. Можно договориться с  администрацией района, провести конкурс и  выбрать лучшие работы. В  Екатеринбурге же практически нет памятников нового, современного искусства. Разве что  памятник невидимке и  клавиатура. Клавиатурой город гордится. Значит, запрос на  подобные вещи есть. Нужно стимулировать создание умных, смешных памятников, которые со  временем могут стать одним из  символов Екатеринбурга.

 
По теме
Прокуратура Свердловской области утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении  жителя ЗАТО г. Новоуральска, 2004 г.р.
Прокуратура Свердловской области утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении жителя г. Нижнего Тагила, 1974 г.р.
Кировский районный суд г. Екатеринбурга на основании доказательств, представленных государственным обвинителем, вынес приговор по уголовному делу в отношении 3 жителей г. Екатеринбурга.
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила на основании доказательств, представленных государственным обвинителем, вынес приговор по уголовному делу в отношении ранее неоднократно судимого уроженца пос.
Прокуратура Железнодорожного района г. Екатеринбург утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении иностранного гражданина, 1989 г.р.
В бизнес центр Екатеринбурга нагрянули силовики Дарья ЧИПУРИНА Мужчину задержали после того, как он повздорил с сотрудниками бара Фото: Алексей БУЛАТОВ В бизнес-центр «Высоцкий» приехали вооруженные силовики.
В Нижнем Тагиле вынесли приговор мужчине, который убил знакомого и выкинул труп из окна - Фото 1 - JustMedia Суд назначил ему 10 лет строгача.   Ленинский районный суд Нижнего Тагила вынес приговор уроженцу Красноярского края 1992 года рождения, который зарезал собутыльника и выкинул труп с балкона.
JustMedia
«Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
Центр соцобслуживания населения
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского