Пластилиновый мир

Фото: repnoe.net Мультипликатор Гарри Бардин считает, что художник должен говорить о вечных вещах

«Обычный гений!» — крикнул кто-то из зала, когда Гарри Бардин вышел на сцену. В Екатеринбург известный мультипликатор приехал впервые. Однако здесь преподает в детской студии «Мультилин» любимый ученик режиссера Александр Шипулин.

— Я человек азартный, — признается Бардин, — поскольку, будучи актером со Школой-студией МХАТ за плечами, пошел в мультипликацию. Сергей Владимирович Образцов предложил мне быть режиссером-постановщиком. И вот мы с Василием Ливановым сочиняем сценарий по «Дон Жуану». Хохочем до упаду. Наутро приходим к Образцову, и он выливает на нас ушат холодной воды, называя наше произведение «пузырчатой фантазией». Это было обидно… Вечером все повторялось сначала. «Дон Жуана» мы потом ставили полтора года. В это время на «Союзмультфильме» лежали два моих сценария: «Радуга» и «Достать до неба». Директор киностудии, несмотря на мою неопытность, настоял, чтобы я работал: «Мне сказали, что вы режиссер». И теперь я молодым говорю: нужно очень доверять себе. Когда есть вера в себя, внутреннее «могу», пусть и ни на чем не основанное, иди и пробуй! Если ты в молодости не рискуешь, то жизнь скучна. Надо рисковать!

Конечно, я искал себя, искал, чем отличаюсь от других. Эта профессия проклятая. Никакие твои заслуги не защитят тебя от злобного: «Ну, все, исписался». Поэтому каждый фильм — это экзамен на профессионализм, своего рода ЕГЭ.

В «Брэке» у меня работали замечательные актеры Миша Державин (американский тренер) и мой друг Зиновий Гердт (итальянский тренер и испанский рефери на ринге). Когда я показывал фильм в США, американцы мучительно вслушивались, пытаясь понять, что за говор у этого тренера. Спрашивали меня: «О чем он говорит?!». Я пожимал плечами. Свинью мне подложил Зяма. С «Необыкновенным концертом» они поездили по всему миру, он легко говорил на всех наречиях. На озвучке ему было велено говорить абракадабру, он якобы так и сделал. Я ему поверил. Привожу фильм в Мадрид, показываю. И после того, как рефери говорит: «Аста маньяна!» — в зале хохот. Еще бы, ведь, как выяснилось, это означает «до завтра». Самая отличная находка получилась с доктором. Помните, на ринг время от времени выходит врач с чемоданчиком… А что внутри? В голову пришло простое решение: три полоски пластилина.

…Те, кто смотрел «Брэк», конечно же, помнят изумительный, искрометный поединок двух пластилиновых боксеров. «Поврежденные» в процессе схватки физиономии действительно «лечит» пластилином из чемоданчика выходящий на ринг врач. Голоса Зямы и Державина буквально имманентно присущи их пластилиновым героям, а абракадабра (с вкраплениями «асты маньяны») только усиливает комический эффект. Если вы еще не видели этот шедевр 1985 года рождения, очень рекомендую.

Бардин пришел в кукольные мультики из рисованных, абсолютно не зная особенностей технологии этого производства. Да и вообще, кукольные мультики он … не любил. На самом деле он не любил плохую кукольную мультипликацию. Называл это «движениями в реабилитационном центре после инсульта». Так, не любя, он снял фильм «Конфликт», полагая, что «разок вильнув налево», вернется в рисованную мультипликацию. Не тут-то было. Задержался на много лет.

— Я пытался уходить разными галсами от привычной кукольной мультипликации. И от ненависти пришел к любви. Я придумывал трехмерный пластилин. Первым опытом стал «Тяп-ляп маляры». Сценарий не пускали. Главный редактор Госкино сказал, что это глумление над рабочим классом, и — только через его труп. Фильм я снял, редактор жив, слава богу. Потом я решил усложнить задачу и придумал «Брэк». Следом пошли «Брак», «Выкрутасы», «Банкет. Застолье без персонажа», и, наконец, «Серый Волк и Красная Шапочка». «Красная Шапочка» стала триумфом, мы собрали весь возможный урожай призов. Я был страшно горд, когда ко мне подошел старик, мультипликатор из Уолта Диснея и сказал, что «фильм снят одной рукой». А его снимали три мультипликатора! Это был для меня высший комплимент. Мне близка объемная мультипликация, на своей студии я леплю, не стесняясь. Я чувствую мир кончиками пальцев…

— Для кого снимает Гарри Бардин? Все же мультики — это детский жанр.

— Не делю свою аудиторию на детскую и взрослую. У детей есть такая слабость — они вырастают. — Дети считывают верхний слой, эмоциональный сюжет, они лишены ассоциативного ряда и мудрости прожитой жизни. Взрослые, когда смотрят, допустим, «Конфликт», быстрее экстраполируют финал, понимают, к чему это все может привести. Дети так не могут. Поэтому я нескромно надеюсь, что мои фильмы будут смотреть по два раза: в детстве и став взрослыми. Так и происходит. Мой внук, видевший «Адажио», сказал: «Знаешь, дедуль, я посмотрел и понял, как же это все несправедливо!» Он вначале смотрел просто, а потом непросто. Взрослеет человек. Мы очень высокомерны по отношению к детям, думаем, что много о себе понимаем. Они тоже очень многое понимают и очень многое чувствуют.

«Адажио» один из новых мультфильмов мастера. Трагический и философский, бумажные герои играют перед нами вечную историю белой вороны, светлого ангела, которого обычные серые персонажи пытаются затоптать. А когда им это удается — готовы нести его на своих знаменах. Все как в жизни. Силу воздействия музыки Альбинони знает всякий, кто когда-либо ее слышал…

Отдельная тема в творчестве режиссера — музыка. Мультфильмы Бардина вполне способны привить детишкам хороший вкус. Тут и Массне, и Бетховен, и Чайковский…

— Меня недавно Люся Улицкая спросила, что я больше всего люблю, — улыбается Бардин. — Мультипликацию. Больше нее — музыку, а больше музыки — женщин. Я действительно люблю музыку, в какой-то степени ее знаю и стремлюсь поделиться любимым со зрителем.

Я выбрал музыку для «Кота в сапогах» и обратился к Володе Спивакову, попросив его записать с  оркестром аранжировку. Он удивился: «Как, ты будешь аранжировать Чайковского?». Но у меня в группе есть замечательный музыкант Сережа Адашкин, Спивакову партитура понравилась. Судьба ко мне благоволит, я в своей жизни встречал очень талантливых, ярких людей, рядом с которыми хотелось тянуться и тащить из себя самое лучшее, чтобы соответствовать. Так было с Сергеем Владимировичем Образцовым и с Володей Спиваковым, и с Юлием Кимом, написавшим слова на балетную музыку. Казалось бы, когда человек достигает в профессии тех вершин, каких достигли Ким и Спиваков, можно почивать на лаврах. Однако когда я задавал Юлику тему, он писал, затем читал мне: «Ты смотри, если что, я перепишу».

А потом Спиваков стал меня мучить, не осталось ли у меня каких-нибудь положительных героев, которых можно озвучить… Я признался, что есть петух.

«Можно я озвучу петуха?» …А у него красивый баритон, он артистичен. И вот он меня стал донимать звонками: «Ну, когда?». Потом я узнаю, что его ЮНЕСКО наградила званием «Артист мира». Звоню ему в Париж, на вручение, поздравляю. Слышу, бокалы звенят, ужин… Он говорит: «Спасибо, дорогой, но ты скажи мне главное: я буду озвучивать петуха?!» — «Знаешь, Володь, — отвечаю. — У меня были сомнения на твой счет, но сейчас, когда ты получил звание «Артист мира»…  Ты достоин!»

В ноябре прошлого года Гарри Бардин получил приз «Скрипач на крыше» в номинации «Человек-легенда».

— Формой нужно пользоваться умело и, конечно, закладывать туда смыслы. Причем они должны быть не сиюминутны! Режиссер — человек публичный, социальный, естественно, я переживаю за все, что происходит у нас в стране и за ее пределами. Пытаюсь найти ту форму, в которой можно выразить свои мысли и переживания, поделиться ими со зрителем. 

 
По теме
22 марта в г. Екатеринбурге губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев вручил губернаторские премии сотрудникам культурно-досуговой, библиотечной и музейной сфер по итогам 2023 года.
Автор: Подслушано в школе №7   «Театр — это целая жизнь, которая не зависит от времени и обстоятельств!» Это, действительно, так!
На трассе недалеко от Североуральска произошло ДТП с пассажирским автобусом - Фото 1 - JustMedia В аварии пострадали водитель автобуса и пассажир легкового автомобиля. Фото: ГИБДД На 94-м километре трассы Серов – Североуральск – Ивдель произошло ДТП с участием пассажирского автобуса, в него врезался легковой автомобиль.
JustMedia
Подросток под кайфом - ЦРБ Верхотурского района Подросток под «кайфом». Памятка для встревоженных родителей Как действовать родителям, если они заподозрили, что их ребенок начал употреблять наркотические средства,
ЦРБ Верхотурского района
Носительство стафилококка — это состояние, при котором бактерия Staphylococcus aureus обитает на коже или в носу, но не вызывает никаких клинических проявлений инфекции.
Администрация г. Первоуральск
Автор: Подслушано в школе №7   «Театр — это целая жизнь, которая не зависит от времени и обстоятельств!» Это, действительно, так!
KSK66.Ru