Паломники в Екатеринбурге: репортаж из главного палаточного городка страны

Паломники в Екатеринбурге: репортаж из главного палаточного городка страны
Паломники в Екатеринбурге: репортаж из главного палаточного городка страны
Паломники в Екатеринбурге: репортаж из главного палаточного городка страны
Паломники в Екатеринбурге: репортаж из главного палаточного городка страны
Паломники в Екатеринбурге: репортаж из главного палаточного городка страны
Паломники в Екатеринбурге: репортаж из главного палаточного городка страны
Паломники в Екатеринбурге: репортаж из главного палаточного городка страны
Фото: eanews.ru

В Екатеринбурге открылся палаточный городок для православных паломников,  прибывших, чтобы принять участие  в Крестном ходе. Места в палатках, как заявляли в  Екатеринбургской епархии, были предназначены малоимущим верующим. Корреспондент  ЕАН присоединился к  одной из паломнических групп, чтобы изнутри осмотреть устройство  лагеря и узнать атмосферу.

Под видом царебожника

Палаточный городок для пилигримов обустроен в парковой зоне между  ККТ «Космос» и Дворцом игровых видов спорта. Из ожидаемых на Крестный ход 100  тыс. человек в лагере могли разместиться около 3 тыс. Соответственно, подразумевался некий  отбор, хотя четких условий заселения епархия не обозначила. В  частности, не были прописаны критерии, по которым будут судить о достатке паломника.

Исходя из этого, я решил внедриться под видом так называемых «царебожников»,  пришедшего издалека. Из старого календаря с изображением царской семьи была сделана  икона, которую можно повесить на шею наподобие бейджа. Из гардероба взята самая  поношенная одежда.

Моя легенда звучала так: «Я прихожанин такого-то храма, расположенного в 300 км от  Екатеринбурга, но в пределах Свердловской области. Пришел на Царские дни пешком».

Название села, где расположена церковь, было взято из расчета, что никто оттуда на  Царские дни не приедет. На случай ажиотажа при заселении в лагере я захватил с собой  спальный мешок — попроситься переночевать под открытым небом.

В воскресенье, 15 июля, в 09:00 (за полчаса до предполагаемого открытия городка) я  подошел к ККТ «Космос». К этому времени была полностью перекрыта улица Толмачева  на отрезке между Первомайской и Шевченко. По всей видимости, это сделано для  свободного перемещения паломников между Храмом-на-Крови и палаточным городком.

Как устроен лагерь

Палаточный городок в парковой зоне условно можно разделить на большой и малый.  Справа от основной территории было разбито три палатки, в которой обитали казаки. На  «большой земле» разместили  около 25 армейских палаток и еще шесть с символикой  МЧС.

Внешний периметр совместно с полицией охраняли казаки. На контрольно-пропускном пункте возле металлодетектора дежурили ЧОПовцы (после открытия лагеря с  пропуском верующих через рамку возникнут проблемы).  Внутри городка работали спасатели и епархиальные волонтеры (они были набраны в  основном из православной молодежи, в том числе школьников). Они отвечали за  встречу пилигримов, организацию питания и заселения.

Каждая палатка рассчитана на 14 мест. Один казак рассказал, что при  желании в одной палатке можно поселить и 60 человек, если «укладывать их штабелями».  Спальные места или пенки, как предполагалось, паломники должны принести с собой —  внутри палаток была голая земля.

В  городке работают  штаб, медсанчасть, отдел по работе с  молодежью, трапезная на открытом воздухе, комната матери и ребенка, камера хранения,  а также полтора десятка биотуалетов. Помимо этого, еще около 20 мобильных уборных можно было  найти неподалеку от Храма-на-Крови или ККТ «Космос». Для личной гигиены в городке  ближе к ДИВСу организаторы установили три колонки.

Водоотвода не  предусмотрено — струя бьет прямо по газону, размывая его.  Пополнить запасы питьевой воды паломники могли из автоцистерны, также людям  раздавали бутылированную воду.

Никаких очередей и толпящихся пилигримов возле КПП с утра не было. Неподалеку от  входа на скамейке под деревом расположились шесть паломников — в основном пожилые женщины. Остальные прибывшие верующие либо ушли на  службу в Храм-на-Крови, либо расположились в соседней «Кулинарии».

Правда, люди  жаловались, что там непостная еда. Многие готовились к причастию в ночь на 17 июля, и по православному обычаю  перед этим обрядом полагался трехдневный пост. Однако тот же обычай предписывал
причащаться по воскресеньям, что для некоторых верующих стало дилеммой.

«Свидетели Николая II» 

Я расположился возле паломниц, занявших поляну у дерева. Как выяснилось, это не одна  группа: некоторые приехали из Белгорода, некоторые — из Новосибирска.

Самой  разговорчивой среди них оказалась жительница Белгорода Марина. Прежде она работала в торговле, но после того, как ей «открылся Господь», она перешла работать  в храм. Правда, после этого Марина, по ее признанию, разучилась молиться. Она ветеран паломнических поездок и походов. В Дивеево, где расположен одноименный монастырь, женщине приходилось бомжевать.

— Но я всегда верила, что Господь все образует, что деньги падают с неба, и  действительно, так и было, — говорит она.

Там же, в Дивеево паломница обрела свою главную святыню — некто продал ей  маленький отрезок скатерти со стола, где обедала семья Николая II. Эту реликвию Марина  привезла с собой в Екатеринбург. Лоскут был микроскопического размера — 5 мм на 1,5 мм. Где  именно проходил обед с участием этой скатерти и каким образом эта «святыня» ушла в  частные руки, осталось непонятным. Но с ее обретения женщине «открылся  царь», она его «прочувствовала». С того времени Марина обрела уверенность, что при сохранении в России царской власти был бы порядок.

— Был бы царь, и не было бы этой пенсионной реформы. Мне 20 дней до пенсии  оставалось бы, а после повышения на целый год удлинят теперь. Обидно, — рассказывает она.

Другая паломница из Новосибирска поддержала разговор, указав, что Пенсионный фонд  разворовало мировое правительство. Далее разговор между женщинами протекал в  подобном русле со ссылками на различных «старцев-предсказателей». Один из них, в  частности, предрекал возвращение царя, другой вымерял, что, если 60% граждан России  принесут покаянную молитву, страна сразу спасется.

Закончилась душеспасительная беседа тем, что женщины обменялись контактами  некой фирмы, которая меняет паспорта современного образца на советские, но работает  эта контора исключительно в Москве. Верующие из числа поклонников Николая II не  принимают паспорт гражданина РФ. Он содержит в себе устройства слежения и «печать  Антихриста». По этой причине одна верующая, с ее слов, не получала семь лет пенсию,  поскольку отказывалась менять паспорт.

Интернет также оказался среди паломников не в почете. По этой  причине некоторые верующие из других городов не могли найти ни храмы, ни  православную ярмарку и бесцельно плутали по городу. О значении голубой линии они  тоже не знали.

Дружелюбный казак

Открытие лагеря между тем затягивалось: от городка поступала противоречивая  информация. Сначала на КПП ожидали визита некоего духовного лица, затем от казаков  пришли новости, что открытие перенесено или на 15:00, или на 19:00.

Городок в итоге  открылся в 11:00 — без помпы и благословения духовных лиц. Вход оказался свободным  для всех. Примерно через полчаса развернул работу штаб, который начал регистрацию  участников Крестного хода.

Однако с первыми же гостями у ЧОПовцев возникли сложности: паломница из  Новосибирска категорически отказалась проходить рамку металлодетектора, опасаясь  облучения. Первые минуты в лагере также вызвали у нее недовольство.

— В палатках мало того что душно, так еще и опрыскано чем-то. На КПП облучают, в  метро облучают. Все делают, чтобы нас травить, — жаловалась мне паломница.

В палатках действительно было душно, но не людно. На моей импровизированной улице в  10 палаток я оказался единственным постояльцем. Впрочем, вокруг было достаточно  много пространства, где можно отдохнуть на свежем воздухе в тени.

Сотрудники МЧС и  казаки и сами не ожидали в день открытия особого наплыва постояльцев. Организаторы  полагают, что паломники начнут массово пребывать вечером 16 июля.

Пока я в полупустом лагере изучал расписание, ко мне подошел молодой казак — захотел познакомиться, что меня удивило. За все время моего общения с казаками на массовых  мероприятиях это первый такой случай. Как правило, они собирались в свой кружок и  шли на контакт с незнакомцами неохотно.

Дмитрий оказался работником одного из предприятий  в сфере ракетостроения. Родом он с Алтая, откуда он несколько раз приезжал на  Урал. В  Челябинской области поступил в казаки, но в Екатеринбурге местные порядки ему не понравились. В его представлении казак — человек самостийный, который держится  особняком от политических событий.

— У нас в Челябинске был хороший атаман, за которым можно пойти, на которого можно  положиться. А сюда приехал — у одних какая-то патриотическая дребедень, другие  ратуют за какое-то реестровое казачество, то есть забесплатно патрулировать. Но это  работа Росгвардии, мы же не Росгвардия. Должна быть какая-то самостийность в этом вопросе, ну хотя бы Уральское казачество возродить, которое было, — говорит Дмитрий.

— А много ли религиозных казаков?

— Хороший вопрос на самом деле. Атаман наш в Челябинске, тот точно религиозный. Я  же сам когда-то очень радикально настроенным верующим был, пока на учебе не понял,  что это не с другими что-то не так, это со мной не так. Мне кажется, и церкви нужно  менять свое отношение к людям, и людям к церкви — без этого контакт не наладить.

Некоторые фразы Дмитрий говорил полушепотом, поскольку за его  спиной сидел казак по чину выше (судя по нескольким звездам на погонах). Несмотря на  своеобразное положение дел в казачестве в Екатеринбурге, молодой человек движение  покидать не собирается.

«На нем же не написано, что он лжесвященник»

С 12:00 в западной части лагеря открылась полевая кухня, которая стала основным местом  притяжения паломников на ближайшие три часа. Гостей обещали  накормить кашей с рыбой, но вместо этого была подана гречка с фасолью.

Также  полагался кусок хлеба и стакан чая. Ограничений в порциях не было.

Примерно через полчаса в трапезной появился гость, сконцентрировавший на себе  внимание остальных, — некий иерей Георгий из Нижегородской епархии, который  представился учеником преподобного Серафима Саровского. В разговорах с  окружающими священник называл себя «псом смердящим».

Внешне он был похож на известного в Свердловской области схиигумена Сергия  (Романова), только на голову выше его. Нижегородский иерей, когда его путали с  схиигуменом, обижался.

«Романов кто? Цыган! Чем он известен? Бесов изгоняет? Он колдовство применяет,  которое заставляет бесов в людях говорить. Экстрасенс он!» — уверенно заявил коллега  Сергия (Романова).

(Схиигумен Сергий Романов — духовник женского монастыря «Спорительница хлебов»  под Среднеуральском. В Свердловской области священнослужитель имеет  неоднозначную репутацию. Одни верующие воспринимают его как целителя и «старца»,  который предвидит будущее. Другие, из числа православной интеллигенции, относятся к
его деятельности настороженно. Известно, что схиигумен призывает своих  сторонников отказываться от ИНН и паспортов.)

В ходе общения с людьми нижегородский священник особенно насел на девочку-волонтера (по ее признанию, она была верующей). Поговорив с ней немного, иерей  Георгий заявил, что школьницу «терзает плоть из-за прелюбодеяния», и велел ей  идти в монашество. Девочка перепугалась, поскольку она хотела замуж. Но священнослужитель продолжал засыпать ее советами: настойчиво  рекомендовал ей выбросить серьги, поскольку в них «заключено колдовство».  По мере того, как «ученик Серафима Саровского» все дальше уходил в рассуждения, на  лицах верующих появлялась усмешка, однако никто ему не перечил.

Выяснилось, что  взгляды Георгия мало чем отличались от мировоззрения схиигумена Сергия Романова.  Тревога в толпе появилась после заявления иерея о том, что все таинства в РПЦ  не имеют силы. У паломников от таких высказываний появились уже сомнения  относительно легальности сана прибывшего гостя. Сидевшие в трапезной люди  недоуменно глядели на казаков. Те лишь разводили руками: «На нем же не написано, кто
он? Как его проверишь? Удостоверений у священников нет».

Апофеозом этой картины стала попытка иерея Георгия увести девушку-волонтера с собой. Ее, впрочем,  сразу увели от священника две  пожилые женщины. В течение получаса они проводили с ней профилактическую беседу на тему «этот батюшка — сектант».

«Да, по сути все мы — сектанты», — с горечью сказала девочке одна из паломниц.

Другой свидетель этой сцены лишь подметил, что на такие случаи в палаточном городке  должен дежурить грамотный священник. Но за исключением «ученика Серафима  Саровского» других духовных лиц в лагере не было.

В 15:00 полевую кухню из городка увезли, и вместе с ней исчезли и первые паломники.

Ещё новости о событии:

Паломники в Екатеринбурге: репортаж из главного палаточного городка страны - EaNews.Ru
В Екатеринбурге открылся палаточный городок для православных паломников, прибывших, чтобы принять участие в Крестном ходе.
09:41 16.07.2018 EaNews.Ru - Екатеринбург
15 июля митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл проверил готовность городка для паломников.
21:50 15.07.2018 Екатеринбургская Епархия - Екатеринбург
Валентин Тетерин Накануне финала ЧМ-2018 глава государства посетил гала-концерт в Большом театре.
14:50 15.07.2018 Областная Газета - Екатеринбург
Валентин Тетерин Площадку с палатками разместили на территории парка между ККТ «Космос» и Дворцом игровых видов спорта.
12:20 15.07.2018 Областная Газета - Екатеринбург
Палаточный городок для православных паломников в центре Екатеринбурга с двухчасовым опозданием, но начал свою работу.
11:31 15.07.2018 EaNews.Ru - Екатеринбург
 
По теме
12 июля 2018 года, в день открытия XVII Международного фестиваля православной культуры «Царские дни», в Екатеринбургской епархии стартовал информационный проект,
12 июля, в день открытия XVII Международного фестиваля православной культуры «Царские дни», в Екатеринбургской епархии стартовал информационный проект «Почему я иду Царским крестным ходом?».
12 июля 2018 года, в день открытия XVII Международного фестиваля православной культуры «Царские дни», в Екатеринбургской епархии стартовал информационный проект,
19 марта – празднование Ченстоховской, Шестоковской и именуемой «Благодатное Небо» икон Божией Матери - Екатеринбургская Епархия Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука (память 18 октября).
Екатеринбургская Епархия
Епископ Феодосий совершил Великое повечерие в Троицком соборе - Нижнетагильская епархия 18 марта 2024 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий молился за уставным богослужением в Свято-Троицком кафедральном соборе города Нижнего Тагила.
Нижнетагильская епархия
Здоровье в тренде - Газета Время Почему диспансеризация это не просто визит к врачу и пара анализов Для чего нужна диспансеризация, кто может ее пройти в 2024 году и какие патологии можно выявить на первом этапе, рассказывает Анастасия Солодухина,
Газета Время
Автор: Красноуфимский филиал ГБПОУ "СОМК"   14 марта волонтёрами Красного креста Красноуфимского филиала ГБПОУ «СОМК» Поповой Валерией и Мугаттаровой Азизой проведено мероприятие для обучающихся 9 «Б» и 9 «В» классов
KSK66.Ru
Отряд юнармейцев «Кудрявцевцы» Исовской средней школы совместно с ветеранской организацией пос. Ис (председатель Н. А. Балахонцева), ветераном боевых действий Ю. А. Звековым возложили цветы на могилу В. С. Кудрявцева, погибшего в Афганистане, а также участвовали в митинге у памятника «Черный тюльпан» в пос. Ис - Газета Время Отряд юнармейцев «Кудрявцевцы» Исовской средней школы совместно с ветеранской организацией пос.
Газета Время