Рынок бизнес-тренингов улучшается за счет падения объёмов. Долгий путь от престижа к полезности почти пройден: изложение теории более никому не нужно. О тонкостях изменений журналу «Екатеринбург» рассказывает Юлия Фёдорова, директор компании J.F.Consult.
— Юлия, как вы оцениваете ситуацию на рынке бизнес-тренингов в данный момент?
— На сегодняшний день рынок тренинговых услуг значительно сократился. Если раньше обучение в бизнес-школах или у именитых тренеров было вопросом престижа, то сейчас бизнесмены в первую очередь оценивают коэффициент полезности: какую отдачу они получат на вложенный в образование объём инвестиций. С упадком спроса снизился и объём предложений на рынке тренинговых услуг. В частности, и мы, будучи консалтинговой компанией, постоянно сталкиваемся с отзывами с открытого рынка о том, что бизнесменов вводит в ступор большое количество тренинговых компаний, предлагающих кардинальные изменения в бизнесе всего за три тренинговых дня.
— И какие перспективы у рынка бизнес-образования?
— Руководители готовы платить за реальные действия, за реальные изменения за понятный объём вложенных ресурсов (времени и денег), а не за изложение прописных истин управления бизнесом. И дело здесь не в том, что эти истины не работают (как раз наоборот, преуспевающие компании отличаются именно хорошо поставленным менеджментом), а в том, что в текущей ситуации у современного руководителя зачастую физически нет времени, чтобы грамотно проработать и внедрить технологии управления.
— Правильно ли я понимаю вас, что рынок бизнес-образования и рынок консалтинга — это разные рынки?
— Да, совершенно верно. Обучение и консалтинг — это разные услуги, решающие разные задачи бизнеса. Если образование дает модель управления бизнесом (будь то система продаж или система менеджмента качества), то консалтинг позволяет адаптировать и внедрить эту модель с учётом специфики и потребностей конкретного предприятия.
— Каким образом бизнесмен может, выйдя в интернет и получив там большой список консультантов, выбрать для себя стоящего партнёра?
— Это действительно проблема. Большинство серьёзных консалтинговых компаний, действующих на уральском рынке, так или иначе столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, в головах многих бизнесменов слово «консалтинг» приравнивается к бизнес-образованию. А во-вторых, есть опыт сотрудничества и получения услуг низкого качества. Это связано с неструктурированностью рынка консалтинга. Условно рынок бизнес-консультирования можно разделить на четыре составляющих: федеральные и мировые консалтинговые компании, уральские компании, консультанты-фрилансеры и компании, содержащие в названии слово «консалтинг», но фактически оказывающие услуги совсем иного характера.
— А существуют ли какие-то органы, контролирующие рынок бизнес-консультирования?
— Здесь уместно будет провести аналогию с рынком недвижимости 15 лет назад. Тогда обращение к риэлторам вызывало почти панический ужас из-за опасности быть обманутым. Сейчас же благодаря успешной работе Уральской палаты недвижимости большинство из нас не мыслит совершение операций с недвижимостью без риэлтора. На данный момент подобный процесс происходит с рынком бизнес-консультирования. Группа инициативных участников под патронажем КОБОН Администрации Екатеринбурга и лично Виктора Владимировича Контеева инициировала создание Федерации корпоративного консультирования, основные функции которой — это контроль качества консалтинговых услуг и доведение информации о возможностях консалтингового рынка до потребителей.
— А какие конкретные инструменты получат бизнесмены в результате деятельности федерации?
— Основным инструментом информирования бизнес-сообщества станет цикл событий, в который войдут как закрытые мероприятия (совещания, круглые столы для консалтинговых компаний), так и ряд открытых конференций и конгрессов, позволяющих выстроить информационный мост власть — консалтинг — бизнес. Первое мероприятие из данного цикла призвано показать бизнес-сообществу уровень консультантов федерального и международного масштаба. Конференция «Продажи и маркетинг. Две составляющие одного успеха» состоялось под патронажем заместителя главы города Екатеринбурга В. В. Контеева 24–25 июня 2010 года в отеле «Angelo». К участию были приглашены представители власти, руководители ключевых предприятий города, а также владельцы малого и среднего бизнеса, заинтересованные в развитии своих предприятий.
ВЫНОСЫ
Руководители готовы платить за реальные действия, а не за изложение прописных истин.
В головах многих бизнесменов слово «консалтинг» приравнивается к бизнес-образованию.