Эксперты рассказали о ситуации с полисами обязательной автогражданской ответственности в Свердловской области и УрФО. На пресс-конференции в "Интерфакс-Урале" представители банка, РСА и прокуратуры уточнили, что проблем в заключении договоров по ОСАГО возникать сейчас не должно.
Глава РСА по УрФО Вячеслав Тарасов рассказал, что за 2017 году стоимость выплат по ОСАГО не одинакова по региону. Например, в Свердловской области – это 79146 рублей, Челябинская пока лидирует – 94562, в Курганской – 72542, Тюменской – 61421, в Ханты-Мансийском автономном округе – 60667. В среднем, по России – 78 тысяч. В Челябинской области повышенные суммы эксперты связывают с распространенными автомошенничествами.
Правоохранительные органы занялись и автомошенниками, и страховымиКак отметил заместитель начальника управления генпрокуратуры РФ в УрФО Владимир Дроздецкий, в июне в Екатеринбурге под председательством заместителя генпрокурора РФ Юлия Пономарева прошло межведомственное совещание, посвященное борьбе со страховыми мошенничествами в Уральском регионе.
– Были озвучены вопросы от РСА, автомобилистов, обсудили опасность страхового мошенничества и другие проблемы ОСАГО. После этого были проведены массовые проверки и страховых компаний, и местных органов власти. В итоге стали организовывать в два раза больше судов по жалобам. Например, жаловались на массовый отказ в возбуждении дел в связи с недостаточным количеством материалов. За 3 месяца в УрФО 160 отказов отменили, завели по части из них уголовные дела, – отметил Дроздецкий.
Он также уточнил, что в ГУВД городов были созданы спецотделы, которые занимаются вопросами мошенничества по ОСАГО.
Жалобы на страховые продолжают поступатьКак рассказал начальник управления службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в УрФО Сергей Кокоулин, к ним за первую половину 2017 года поступило 3900 обращений по ОСАГО, 8% (300) из них касаются навязывания допуслуг и дополнительных полисов, а также отказов в заключении договора. При этом за этот период 2016 года поступило 2400 жалоб (460 из них за отказы).
– Количество жалоб сократилось благодаря появлению системы электронных полисов. При этом есть и обращения по проблемам с электронными полисами, их более 600. В апреле-мае 2017 года была проведена проверка крупных страховых компаний по всем жалобам, им выдали предписания. Но критического роста количества обращений нет, – уточнил он.
Напомним, с 1 января 2017 по всей стране была введена обязательная продажа электронных полисов ОСАГО при автостраховании. Полис можно оформить на сайте определенной страховой компании, указав все данные автовладельца и машины. При этом если вдруг у страховщика закончились полисы или квоты на их выдачу, по закону, клиента переправляют на сайт другой компании.
Несмотря на принятые меры, автовладельцы продолжают жаловаться на сложности при попытке получить ОСАГО: страховые агенты отказываются заключать договоры с начинающими водителями, не хотят страховать японские "праворульки", а также автомобили "в возрасте", пытаются продать дополнительный полис на страхование жизни или имущества. С электронными полисами возникают, чаще всего, технические проблемы.
С 1 августа 2017 года в Свердловской области на сайте РСА запущен "Е-гарант" – аналог системы единого агента по продаже полисов ОСАГО.
– Система "Е-Гарант" по номеру ПТС подбирает автовладельцу удобные страховые компании, тут же заключается договор в электронном виде, оплата, полис присылают на электронную почту. Главный плюс – доступность полиса, бывают технические проблемы при оформлении, работаем над ними, – уточнил руководитель представительства Российского союза автостраховщиков в Уральском федеральном округе Вячеслав Тарасов.
Как вернуть навязанный полисКак он пояснил, если не удается получить полис у агента или он навязывает допуслугу, надо обращаться напрямую в выбранную страховую компанию с заявлением, лучше за месяц до срока окончания действия вашего нынешнего ОСАГО. Подать туда два заявления, на втором, которое возьмете себе, – проставить печать с датой. В течение 30 дней они рассматривают заявление и либо отказывают вам, либо оформляют полис. Если договор не заключают – тогда обращаться в РСА, в контролирующий орган ЦБ РФ с жалобой.
– Если автовладельцу уже навязали оформление дополнительного полиса, в течение 5 дней с момента заключения договора он может спокойно написать в страховую компанию отказ и аннулировать полис без потери средств. Если же ему отказывают – повод для жалобы в РСА или в Банк РФ, – посоветовал Тарасов.
Он также отметил, что все больше автомобилистов выбирают система "натурального возмещения" по ОСАГО, когда страховая в сервисе, с которым у нее заключен договор, полностью ремонтирует пострадавший в ДТП автомобиль, а не выплачивает водителю деньги.
– Тут своя сложность: не у всех страховых есть договоры с автомастерскими, не все имеют соответствующие качество и стоимость работ, услуг, деталей. Это происходит по соглашению с автовладельцем, – отметил Тарасов.
Водители жалуются на проблемы с подсчетом по КБМЧасто возникает и вопрос по коэффициенту безаварийного вождения, так называемому КБМ, в 2017 году поступило 1500 жалоб на страховые по УрФО.
– Чтобы решить этот вопрос, надо написать заявление и отнести его в офис к страховщику, где проведут проверку по общей базе РСА. Если жалоба подтвердиться, то можно восстановить КБМ-премию. Автовладельцы часто жалуются на заниженный коэффициент и непредоставление скидки. Страховая заявление должна рассмотреть в течение 5 дней. При этом больше половины случаев – это вина автовладельцев. Кто-то теряет год, не оформляя ОСАГО, меняет права на новые. Женщины меняют фамилию – заводятся новые данные, теряется КБМ, - отметил Тарасов.
Марина Подкорытова