«Охота на василиска» — современный вариант

15+ Как же меняется время! В моём детстве был КРАПИВИН с его «Мушкетёром и феей» и «Голубятней на Жёлтой поляне», где подростки также искали себя и своё место в этом непростом мире, очерченном рамками одного класса или двора. Там тоже были Добро и Зло, но Добро побеждало всегда!

Потом наступило безвременье 1990-х, когда книг, казалось бы, не читал никто. И вот на смену мальчишеским поискам и даже произведениям Крапивина пришли новые герои — Гарри Поттер с друзьями, где действительность полностью заменил вымышленный мир жанра фэнтези.

Месяц назад «Ломка» рассказала о появлении книги минских писателей Андрея ЖВАЛЕВСКОГО и Евгении ПАСТЕРНАК «Охота на василиска». Это новый вариант подростковой литературы, где ребята сталкиваются лицом к лицу со страшной реальностью нашего времени. Книга о… синтетических наркотиках, ворвавшихся в школьную среду и пустивших там «в-о-о-т такие корни». Василиск из названия повести — это синоним спайса. Повесть сразу же получила наивысшие отзывы не только специалистов разного уровня (наркологов, психологов, педагогов), но и стала популярна среди самих подростков.

Фото: Мария ДЁМИНА.

Что говорили взрослые

Стоит напомнить признание авторов. Если вначале они поставили задачу найти ответ на вопрос: «Как с этим бороться?», то к концу работы пришли к проблеме: «Как с этим жить?». Может быть, взрослым бесполезно бороться с наркоманией, нужно бороться за здоровый образ жизни. И дело не в формальном подходе — скажем, обливании прохладной водой по утрам и беге до изнеможения, а в общей жизненной философии.

Более того, авторы книги категорически заявляют: надо начинать с себя. Самим не употреблять ни наркотиков, ни сигарет, ни алкоголя... Только так можно будет удержать детей от неверного шага. Дело в том, что ребёнок всегда острее воспринимает проблемы своих родителей. Если взрослые каждый праздник встречают с алкоголем, то и в руках их сына для поднятия настроения могут появиться рюмка, «косяк» или шприц.

Дети перешли на спайсы не потому, что они «прогрессивнее». Это произошло по очень банальной причине — экономической. В какой-то момент спайсы стали дешевле алкоголя. И ещё: если подросток пьёт или курит, то его выдаёт запах, а спайсы не пахнут.

«Знакомый нарколог, — признавался Андрей Жвалевский, — как-то сказал запавшую в душу фразу: «Ни у одного моего пациента нет счастливых родителей». Нормальные родители — это не те, у которых просто всё хорошо, а те, кто, прежде всего, нормально общается со своими детьми, уважает их и открыт для контакта.

Отсюда и совет родителям: как бы ни сложилась судьба, что бы ни случилось, важно сохранять контакт с ребёнком.

Тот же нарколог, когда мы спросили его, что делать, если мы уже поймали ребёнка со спайсом, ответил совершенно парадоксальную вещь: «Обнять и сказать ему, как вы его любите. Сказать, что вам очень плохо от того, что он употребляет, что вы против. Но, несмотря ни на что, вы его любите. Поверьте, это очень сложно…»

Безусловно, «Охота на василиска» — это новый профилактический ресурс, которым нужно активно пользоваться. Не случайно же в своё время столько поклонников в детско-подростковой среде появилось у Гарри Поттера. Кстати, в книге минских авторов этому литературному персонажу отведена более чем значимая роль. Главная героиня книги Ксюша ходит в клуб, где разыгрываются ролевые игры поклонников этого фантазийного направления литературы. Да и василиск появляется в книге не случайно.

В школе Чародейства и Волшебства Хогвартс с Гарри случаются самые разные вещи, и одна из историй связана как раз с Василиском, змеем, живущим в школе волшебников. А в минской книге, как мы уже говорили, василиском назван новый вид спайса.

Там есть о чём порассуждать, причём в разных аудиториях — родительской, педагогической и… подростковой.

Итак, о чём всё-таки книга? Если кратко, то в некой школе случается экстраординарное событие. После употребления спайсов умирает девочка по прозвищу Мышка, а ещё группа из четырёх подростков попадает в больницу с острым отравлением наркотиками. Начинается следствие, и главная героиня Ксюша (подруга Мышки) оказывается втянутой в самый эпицентр событий. В действительность, которую она как бы старается не замечать, живя своими подростковыми переживаниями: влюблённостью, «играми» в Гарри Поттера, общением (или необщением) с собственной мамой, отношениями с одноклассниками, живущими тоже СВОЕЙ жизнью.

В классе добрая половина её сверстников уже знает, что такое наркотики, а кто-то пытается и подзаработать на их распространении, заложить фундамент для будущего бизнеса.

Что ж, это их выбор, какое это отношение имеет к ней, Ксюше?! Но, всё больше погружаясь в расследование (часто своё собственное — ведь не стало её лучшей подруги!), Ксюша остаётся один на один со страшной действительностью и меняется сама, как и мир вокруг неё, как и её отношение к этому миру.

В книге довольно спорный финал, где всё как бы кончается хеппи-эндом: корпоратив, проводимый Ксюшиной мамой с помощью дочери, удался, появились новые друзья и новые жизненные ориентиры.

Но авторы не столь наивны, и книга заканчивается отрывком из разговора с психологом — не подростка, а взрослого человека (читатель понимает, что это как раз и есть Ксюшина мама). Разговор страшный, показывающий ещё одну грань осознания себя в мире наркотиков. Это страх и полная растерянность от незнания, как помочь своему ребёнку.

Что говорили подростки

Мы решили обсудить эту книгу «Охота на василиска» с 10-классниками екатеринбургского лицея № 110. Наша встреча проходила в аудитории не совсем обычной, тут собрана лицейская история в стендах и портретах бывших директоров. Для разговора столы решили поставить кругом. За ними разместились 22 подростка и их классный руководитель — Елена Алексеевна АХУНОВА. Предполагалось построить обсуждение по типу круглого стола, который должен был перерасти в некий интерактив.

Екатерина ЛАШЕВСКАЯ, ведущий специалист отдела координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией администрации Екатеринбурга (психолог по образованию), приглашает ребят «немного поиграть». Кидая мячик то одному, то другому, просит сказать несколько слов о прочитанной книге.

Главная мысль, которую высказали практически все подростки: «Такого в жизни не бывает, здесь всё преувеличено». Ну что ж, ребятам, как видно, не приходилось столкнуться с проблемой спайсов «лицом к лицу».

А вот и следующий вопрос ведущей: «Остались у вас какие-то вопросы после прочтения, может быть, что-то непонятно?». На удивление в ответ прозвучало только: «Неужели нельзя ничего сделать в этой ситуации?». Странно! Думалось, что вопросов будет больше. Или ребята невнимательно прочли книгу?

Екатерина Львовна просит всех подняться — интерактив так интерактив! Далее ребятам было предложено утверждение: «За то, что происходит с ребёнком, ответственность несут родители и школа». Ребята могли выбрать одну из трёх позиций: «Согласен», «Несогласен» и «Сомневаюсь», а потом в образовавшихся группах найти ответ, почему сделали такой выбор.

Больше всего подростков присоединилось к «не согласным»: каждый должен отвечать сам за себя, ведь мы уже сформировавшиеся личности.

«Согласные» мотивировали своё решение тем, что по юридическим нормам ответственность до совершеннолетия ребёнка несут взрослые — родители, школа.

Следующий тезис ведущей: «Пока не случилось большой беды, все будут делать вид, что ничего не происходит, и только беда может заставить действовать» — взят из предсмертного письма Мышки.

История в повести начинает раскручиваться только после смерти девочки-подростка, которая вызывает у всех разную реакцию.

«Согласные» (а здесь это была основная масса) мотивировали своё согласие тем, что в нашей стране вообще так — пока гром не грянет…

«Несогласные» ссылались на так называемую «степень тяжести». И тут же получили отпор от «согласных»: мол, вопрос был задан про равнодушие, а не про юридическую казуистику.

Зато «сомневающиеся» были уверены: формулировка тезиса неверна — всё зависит от самого человека (его жизненной позиции, характера и так далее).

«А если в вашем классе случится аналогичная ситуация? Ваши действия?» — попыталась спровоцировать ребят Екатерина Львовна.

Например, Глеб заявил, что он «не будет принимать меры»» (тут же ребята начали проводить параллели со «стукачеством»). София пояснила: «Зачем принимать меры к другому человеку — у него своя голова на плечах!»

Напрашивался вопрос: «А как же твоя гражданская позиция? Твой одноклассник может попросту умереть, если вовремя не принять меры. Однако ребята стояли на своём: «Нет! Каждый в ответе сам за себя, у каждого свой выбор!»

Третье утверждение, заданное ведущей для размышления-обсуждения: «От наркотиков можно отказаться в любой момент?»

Это ошибочная позиция многих людей, употребляющих наркотики. Зачастую уже глубоко зависимые подростки таким образом обманывают и самих себя, и своих близких. А это, кстати, один из ярчайших показателей стойкой зависимости.

«Согласных» было не так уж много, но они были, и, честно говоря, это пугает. Их тезисы: «Всё зависит от выбора человека, к тому же многие наркотики не вызывают привыкания». И уж конечно, «если есть сила воли — бросит человек сам».

У «несогласных» ответ звучал скорее заученно, как по учебнику: «Любой наркотик вызывает привыкание». Ответ-то верный, но почему-то в уверенности ребят сомневаешься.

И тут на первый план вышел «сомневающийся» Семён. Он типичный «нарушитель спокойствия», такие, как правило, есть в любом коллективе — тут хватает и позёрства, и игры на публику… Но в конечном счёте всё это для привлечения внимания к своей персоне.

Здесь выделялись ещё несколько подростков: Андрей, Полина, Мурад, Иван, Лена, Саша… Каждый обращал на себя внимание по-своему, но главное — все они старались рассуждать, а ведь именно для этого ребятам и был предложен интерактив.

Вопросы-установки вытекали из прочитанной книги, но были сформулированы так, что могли существовать и отдельно от неё. Задача была одна — выявить личную позицию каждого.

Общение продолжилось за круглым столом. Например, ребятам предлагалось подумать: «Кто из героев книги несёт ответственность за принятые решения?»

Ответы.

Стас — молодой человек, лидер, в которого влюблена героиня книги. Его решение участвовать в антинаркотических акциях, то есть в борьбе «ПРОТИВ». Его же решение: не участвовать в акции, которую придумала героиня Ксюша. Почему? Его «наркотик» — всеобщее внимание. Но как только появился другой лидер, он попросту пасует, а то, что таким поступком он может подвести других, его уже мало волнует. Жизненно? Да, конечно! И абсолютно не обязательно, чтобы ситуация была связана с наркотиками.

Решение принимает и Мышка, хотя и несколько нелепое, повлекшее за собой её смерть. Решение в знак протеста против всеобщего употребления спайса-василиска. Решение принимает и сама Ксюша, хотя многим участникам обсуждения было непонятно, почему она всё время мечется и часто сама не понимает, чем вызваны её действия и поступки, совершённые под чьим-то влиянием (просто полицейского и полицейского наркоконтроля, мамы, одноклассников и так далее). Решение принимает и даже классный «горе»-руководитель — совсем молодая училка, которая тоже соглашается «покурить» спайс…

Фото: Мария ДЁМИНА.

Из обсуждения.

Никита:

— Позиция школы в книге ненормальна: все озабочены показухой, рейтингом учебного заведения, а не тем, чтобы жёстко пресечь случившееся.

И снова Семён со своим желанием быть в центе внимания:

— Школа не может считаться лучшей, если в туалетах курят!

Полина:

— Не случайно всё происходит именно в стенах школы. Читатели, мы с вами, должны видеть, как всё далеко зашло.

Лена:

— А разве не важны в повествовании взаимоотношения героини Ксюши с мамой? Мама просто не знает о дочери ничего, и Ксюша научилась без этого обходиться…

А вот новый вопрос: «Важно ли, чтобы родители были счастливы?»

Андрей:

— Важно внимание родителей. Мне лично важно понимание с их стороны! А мы получаем только их наставления.

Никита:

— Тут вопрос превращения индивидуума в личность (индивидуумами мы рождаемся, а личностями становимся). Меня в детстве родители отдали в музыкальную школу и в спортивную секцию. Теперь я выбрал спорт, но именно родители дали мне возможность выбора. Если бы они не предоставили такую возможность, я бы не смог выбирать, не смог развивать свои способности… В общем, старт в жизни был бы уже нет тот!

Екатерина Львовна задаёт новый вопрос: «А что бы лично вы сделали, чтобы изменить ситуацию с наркотиками?»

Семён:

— НИЧЕГО!

Полина:

— Мой выбор — не употреблять, и я не буду этого делать.

Никита:

— Я не буду этого делать, ведь наркотики слишком дорого обходятся для здоровья!

София:

— Буду — не буду употреблять… Это не ответ на вопрос: «Что лично я могу сделать?». Это только выбор! Выбор для себя!!! Никто никогда не сможет повлиять на других людей.

И опять слово взрослым

Елена Алексеевна (классный руководитель 10 «Д», заметим — в интерактиве она принимала самое деятельное участие):

— Книга произвела огромное впечатление. Мой муж не любит вспоминать молодость и сожалеет о тех годах, ведь из его класса только треть сверстников осталась в живых.

К разговору присоединилась и я, ведущая медиапроекта «Ломка», так как почти 15 лет занимаюсь профилактикой наркомании и иных зависимостей:

— На практике ещё ни один подросток не смог остановиться сам! Никто из тех, кто начинает употреблять, не воспринимает это всерьёз… Бросить очень сложно, ведь ни твоя психика, ни физиология уже не принадлежат тебе… Результат?! Буквально на днях я узнала, что умирает сын моей подруги и одноклассницы. У него СПИД, гниют ноги, он уже не встает… А ведь я помню его улыбающимся мальчиком, отличником, всегда старающимся помочь маме… Так что же случилось, когда из улыбающегося ребёнка получился наркоман, готовый за дозу продать и мать родную?..

Уже после обсуждения я задержалась с классным руководителем ребят.

— К сожалению, — поделилась она, — у них нет лидера. Все разбиты на группы, но если их удаётся собрать — класс способен на многое. Да, говорить красиво и, главное, «правильно» могут все. Вопрос в том, для чего и кому это нужно. Я специально не стала обсуждать с ребятами книгу до нашей встречи, чтобы не было «заученных» ответов. Вот та же Лена или Полина — им невозможно что-то навязать, они не боятся выражать своё мнение. Да и Сашка, который рядом со спортсменом Никитой сидел, тоже никогда не будет для кого-то что-то делать. Это либо его, либо не его. Он говорит так, как чувствует…

Познакомилась я и с директором лицея Ириной Юрьевной ВИНОГРАДОВОЙ.

— На общешкольной линейке, — рассказала она, — я нет-нет да говорю, что общество устало от безымянных нарушителей. Все в школе знают, что не имеет смысла изворачиваться и врать, любого правонарушителя можно найти и быстро вывести на чистую воду. У нас для этого система видеонаблюдения есть. А ещё у нас принято проводить в 7—11-х классах анкетирование по проблемам лицейской безопасности (там и про наркотики могут быть вопросы). Я это называю «облавой», позволяющей определить «общую температуру» в лицее и своевременно выявить факторы риска и опасности.

Сегодня, чтобы достучаться до подростков, нужны иные мерки, нежели в те времена, когда было развито чувство коллективизма. До современных детей надо уметь донести смысл того или иного действия, идеи, установки. Им нужна чёткая мотивация. Удалось замотивировать — они твои! Тогда они твои единомышленники и первые помощники.

Всё ведь достаточно просто: мы стремимся к гражданскому обществу, но в первую очередь это выражается в том, что гражданин берёт на себя ответственность! А ответственность, она разная: и за тех, кто рядом, и за здоровый завтрашний день, и за честь школы… Вот к этому мы и стремимся, воспитывая наших мальчишек и девчонок.

Врезка:

Васили́ск (от греч. βασιλίσκος — царёк), кокатрис, regulus (от лат. малый король) — мифическое создание с головой петуха, туловищем жабы и хвостом змеи. На голове василиска имеется красный хохолок, который похож на корону (отсюда название).

Однако согласно Плинию Старшему (VIII, 21) на голове василиска не хохолок, а «белое пятно, похожее на корону или диадему».

Василиски несколько раз упоминаются в Библии. В Средние века они считались вполне реально существующими животными.

Полагали, что василиски обладают ядовитыми клыками, когтями и дыханием, кроме того, они способны убивать лишь одним своим взглядом (сравните: Медуза Горгона).

 
По теме
В бизнес центр Екатеринбурга нагрянули силовики Дарья ЧИПУРИНА Мужчину задержали после того, как он повздорил с сотрудниками бара Фото: Алексей БУЛАТОВ В бизнес-центр «Высоцкий» приехали вооруженные силовики.
Житель Двуреченска хотел купить питбайк, а в итоге стал жертвой мошенников В середине марта мужчина лишился без малого 80 тысяч рублей.
В Нижнем Тагиле вынесли приговор мужчине, который убил знакомого и выкинул труп из окна - Фото 1 - JustMedia Суд назначил ему 10 лет строгача.   Ленинский районный суд Нижнего Тагила вынес приговор уроженцу Красноярского края 1992 года рождения, который зарезал собутыльника и выкинул труп с балкона.
JustMedia
«Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
Центр соцобслуживания населения
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского