Главными критериями новой маршрутной сети Екатеринбурга должны стать ее удобство и безопасность для горожан. Так сформулировал задачу проекта его инициатор Евгений Липович.
В идеале новая маршрутная сеть призвана настолько увеличить авторитет общественного транспорта, чтобы горожане предпочитали пользоваться им, а не личными авто.
«Сегодня тот факт, что общественный транспорт неудобен, признают практически все. Предлагаемые изменения призваны побороть эту тенденцию. Если ничего не предпринимать, то мы можем потерять общественный транспорт, как это произошло в других городах России», - отметил Евгений Липович.
Что имеем на сегодня?
Существующая маршрутная сеть сформировалась в уральской столице еще до 2000 года. В начале двухтысячных на улицы города выплеснулся поток частных маршрутных такси. В 2009 году Минтранс РФ выпустил приказ, который упразднил само понятие «маршруток». Однако частники не исчезли, а фактически дополнили существующую маршрутную сеть. В результате километраж, наматываемый городским общественным транспортом единовременно, возрос до 4 тысяч 246 километров. При этом, качество обслуживания граждан нисколько не улучшилось. Наоборот, частные перевозчики устраивают гонки друг с другом за право первым подъехать к остановке, выводят на маршрут количество машин намного меньше регламентированного (например, четыре вместо восьми), что приводит к увеличению продолжительности ожидания транспорта на остановке и давке в салонах городских «дилижансов». Получается, что в одном направлении спешат десятки рейсовых транспортных средств, но люди стараются дождаться определенного маршрута, который подвезет их максимально близко к цели путешествия - ведь при пересадке приходится снова платить за проезд. А вот пассажиропоток с конца прошлого века упал в три раза - люди пересели на личный автотранспорт, что привело к возникновению заторов на дорогах в часы пик.
Что предлагают разработчики новой маршрутной сети?
Новая схема призвана, в первую очередь, сократить количество дублирующих друг друга маршрутов, уменьшить время ожидания транспорта на остановках за счет повышения интенсивности его потока. Грубо говоря, екатеринбуржцам больше не придется стоять по 15-20 минут, высматривая на горизонте трамвай, троллейбус или автобус своего маршрута. Транспортные средства будут приходить с интервалом три-четыре, максимум семь минут.
В этом есть некоторый негативный момент - пересадок избежать не удастся. Неудобство этой процедуры предполагается компенсировать сближением остановочных пунктов в местах пересадки на 20-30 метров друг от друга. В этих ключевых местах обычные остановочные комплексы планируется заменить на отапливаемые. Такая реконструкция ждет более сотни объектов. Она пройдет в несколько этапов и займет примерно три года.
Чтобы граждане не страдали от обилия пересадок финансово, предполагается внедрить карты повременной оплаты на 45, 60 и 90 минут. Впрочем, желающие смогут по старинке пользоваться наличным расчетом. По словам Евгения Липовича, при отсутствии пробок астрономического часа вполне достаточно, чтобы добраться с одного конца города на другой. Бороться с затруднениями дорожного движения позволит наличие выделенных для общественного транспорта полос, которые запрещено будет занимать автолюбителям. Нарушителей собираются выявлять с помощью камер видеофиксации и сурово наказывать рублем. Кстати, наличие выделенных полос является одним из требований ФИФА к городам, принимающим у себя матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. Одним из таких городов, как всем прекрасно известно, является Екатеринбург.
Следить за тем, чтобы общественный транспорт двигался предсказуемо для пассажиров, проще говоря, строго по графику, будет единая диспетчерская служба.
А вот рельсовая сеть трамваев и проводная сеть троллейбусов меняться не будет. Существующую паутину коммуникаций предполагается использоваться более рационально, группируя маршруты по сторонам света - с востока на запад и с севера на юг. Задача: доставить пассажиров от периферии к центру и обратно. Маршрутов от одной окраины до другой практически не останется.
Тем не менее, заверил Евгений Липович, ни одна из существующих остановок общественного транспорта не останется неохваченной. Всего разные части Екатеринбурга свяжут 12 трамвайных, 10 троллейбусных и 44 автобусных маршрута, а общий одновременный пробег городского транспорта сократится до 1 тысячи 604 километров. Для всех видов наземного транспорта будет принята единая система нумерации. Иными словами, четвертый, например, маршрут будет только один, а не свой у каждого вида транспорта, как сейчас.
Борьба за качество услуг
Изменится регламент взаимоотношений муниципалитета с частными перевозчиками. Согласно федеральному законодательству, городские власти отныне будут выступать в роли заказчика транспортной деятельности по перевозке жителей. Это означает проведение торгов за право перевозки пассажиров на определенном маршруте. С победителем власти заключат муниципальный контракт. Неисполнение условий этого документа, особенно в той части, которая касается комфорта пассажиров, будет опять-таки караться штрафными санкциями.
Что касается финансирования деятельности перевозчиков из бюджета, а также получения бюджетом прибыли от перевозки пассажиров, то здесь возможны две схемы организации денежных потоков. Первый: создание муниципальной службы кондукторов, которая будет передавать все собранные средства в городскую казну. Бюджет же, в свою очередь, оплатит труд перевозчиков согласно заключенному контракту. Второй: исключение суммы собранной выручки из субсидии, перечисляемой перевозчику муниципалитетом.
Польза для экологии
Новая схема позволит сократить количество транспорта, одномоментно заполняющего городские улицы, на тысячу машин. Речь идет о тех самых автобусах средней и малой вместимости, которые в просторечии именуются «маршрутками». Что останется практически неизменным, так это количество единиц экологичных видов транспорта: трамвая и троллейбуса. Одновременно на улицах Екатеринбурга будет находиться 250 вагонов трамвая (сейчас 260) и 170 троллейбусов (сейчас около 190). Не изменится существенно и количество автобусов большой вместительности, вот только на смену стареньким «Икарусам» окончательно придут низкопольные машины на газомоторном топливе.
В часы пик их число на улицах Екатеринбурга составит чуть более 500 (237 большой вместимости и 271 - средней). В настоящее время общее количество таких машин во время максимальной транспортной нагрузки почти в три раза больше.
Данная мера позволит городу несколько сократить протяженность автомобильных пробок, а также объем вредных выбросов в атмосферу. Ведь главным фактором, загрязняющим воздух больших городов, являются отнюдь не выбросы промышленных предприятий, как предполагали ранее, а отходы «жизнедеятельности» автомобильного транспорта. Это изношенная резина с шин, перетертый в песок асфальт и конденсат автомобильного выхлопа. В результате, как отмечают специалисты, на улицах города ежегодно скапливается до 100 тысяч тонн пыли. Это более 1600 железнодорожных вагонов.
Если все пойдет так, как планировалось, сократится и количество личных авто на улицах города, что также снизит нагрузку на экосистему.
Мировой опыт
«Мы изучили зарубежный опыт внедрения новой маршрутной сети. Выяснилось, что нигде, ни в одном городе мира люди не хотят отказываться от старого. Однако после резкого отрицания новшеств, которое длится примерно три месяца, горожане осознают преимущества новой маршрутной схемы, и авторитет общественного транспорта начинает расти», - заверил Евгений Липович.
В России подобного опыта в настоящее время нет ни у кого, и даже столичный общественный транспорт, несмотря на внедрение ряда новшеств, пока работает по канонам советской эпохи. Екатеринбург выступает пионером, и после успешной реализации проекта встанет в один ряд с такими известными городами, как Прага и Сидней.
Когда произойдут перемены и как на них повлиять?
Новая маршрутная сеть начнет функционировать уже 1 июля 2017 года. А за три месяца до этого, с 1 апреля, городские власти совместно с общественниками из организации «Город.PRO» развернут активную разъяснительную кампанию - в интернете, в электронных и печатных СМИ и, как сейчас принято говорить, в офлайне. На остановках общественного транспорта будут дежурить волонтеры. Они ответят на вопросы горожан и выдадут им необходимые графические материалы.
Уже сегодня каждый может принять участие в обсуждении проекта. Для этого на Официальном портале Екатеринбурга создан специальный раздел, в котором опубликован план развития маршрутной сети в уральской столице, итоговый отчет и отчет об альтернативах. Обсудить схему можно на форуме , а оставшиеся вопросы - задать специалистам.
Планируется, что до внедрения новой маршрутной сети также пройдет опрос горожан. Анкеты в настоящее время разрабатывают специалисты. Рабочая группа изучит результаты исследования, а также ознакомится с комментариями, оставленными в форуме, и на основании собранных сведений при необходимости внесет соответствующие корректировки в схему маршрутов.
Текст подготовил Дмитрий Мигалин, фото Антона Буценко