В надежде Воскресения: Великопостные беседы в неделю преподобной Марии Египетской

Об аскетике православного христианина, о перемене ума, изменении жизни и опыте покаяния преподобной Марии Египетской рассуждает в очередном своем Великопостном наставлении руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.

- Великий Пост подходит к концу, и  в его завершении  Церковь ставит в пример покаянный подвиг великой святой.  О том,  что сделала Мария Египетская для того,  чтобы исправить свою жизнь, подробно рассказано в жизнеописании,  которое читалось на богослужении,  именуемом еще «Стояние Марии Египетской».  Мы еще вернемся к некоторым аспектам подвига Марии,  а сейчас хотелось бы обратить внимание на важнейшую деталь.

Особенностью аскетики православного христианина является то,  что духовные достижения,  к которым стремится христианин,  являются результатом его совместного усилия с Богом и Церковью.  Вне их  это лишь очередное падение в гордость и тщеславие.  Недаром один из монашеских светочей,  преподобный Антоний Великий,  говорил:  «Точное исполнение заповедей Божиих научает человека его немощи».  В этом наше здоровое отличие от восточных мистических практик.  Где «достижения» носят характер нарциссического самолюбования и эгоцентрической самовлюбленности подвижника в обнаруженный труд по преодолению примитивной биологической жизни  и попытке обнаружить свое духовное родство с иным миром.  Итогом этих попыток,  с точки зрения практики Православной Церкви, становится духовное фиаско «подвижника»,  который так и не смог выйти за рамки себя самого,  утонув в гордости и самодовольстве.

Обратим внимание на важную деталь жизни Марии Египетской.  Перед уходом в пустыню она причащается Тела и Крови Христовых,  Которые становятся залогом ее оздоровления. Удивительно!  В случае с великой грешницей Марией  причастие служит лекарством,  а не наградой за труды,  которых еще не обнаружено.  Обнаружена лишь решимость изменить свою жизнь.  Но решимость – одно,  а доведение замысла до конца – совершенно другое.  И как раз помощью в подвиге,  путеводителем и хранителем становится Сам Иисус Христос,  Чьих Даров Мария причащается и уже дальше – идет в пустыню.

И точно таков же итог ее жизни.  Жизни прожитой совершенно не зря,  ради спасения бессмертной души – в надежде Воскресения,  когда можно увековечить свою личность в полноте.  На исходе дней Мария также просит ее причастить, и здесь,  безусловно, мы видим причастие,  как награду за труды и единение с Церковью в Теле и Крови на Которых Церковь и стоит, и утверждается.  Нет никаких индивидуальных подвигов и мистических озарений, которые ставили бы подвижницу вне Тела Христова.  Наоборот – все эти достижения  только в Боге возможны и ради Бога же и совершаются.  Такова максима православного аскетизма и духовного совершенства.  Человек никогда не одинок,  у него нет повода унывать и отчаиваться из-за ощущения пустоты рядом,  это лишь эмоции – факт же тот,  что Бог – всегда рядом, и эту близость лучше всего обнаружить в Евхаристии и Церковном единстве.  Поэтому,  на какой бы стадии духовной жизни не находился христианин – поручительством его адекватной религиозности будет максимально частое приобщение Христовых Тайн.

Очень важно увидеть то, как произошла  перемена ума,  произошедшая с Марией Египетской.  Есть такой замечательный современный историк,  публицист и общественный деятель Евгений Николаевич Панасенков.  Он,  действительно,  один из лучших специалистов по истории  XIX  века,  и,  в особенности,  истории Наполеоновских войн,  но вот как исследователь религий он специалист,  к сожалению,  очень слабый,  точнее сказать, простонародным выражением -  никакой.  Вот его объяснение быстрого распространения христианства в Риме,  в начале первого тысячелетия:  «проповедники и проповедницы небольшой новоиудейской секты приходили к старым матронам Рима,  пресытившимся сексуальной жизнью в молодости,  и успокаивали их речами,  что Бог им все простит,  если сейчас они примут крещение.  Тем эта индульгенция нравилась,  и для успокоения совести они легко крестились -  так христиане «купили» себе популярность».  Смешно,  конечно, слышать такое от человека,  именующего себя ученым,  потому  что даже ученик церковно-приходской школы в курсе,  что христианство,  особенно раннее,  да и сейчас – это религия молодых.  Можно вспомнить святую Екатерину,  или Варвару,  или Пантелеимона – это все юные,  очень юные люди,  девушки и юноши,  для которых проповедь о Христе Воскресшем оказалась самой важной вестью в жизни.

Но вот  пример и Марии Египетской – действительно,  пресытившаяся в молодости грехами женщина,  это так;  но далеко не в преклонных же годах  решившая переменить свою жизнь.  И каких усилий ей это далось! 17  лет бесстрашно грешила и  17  же лет добровольно,  жестоко страдала от страстей,  воспоминаний и помыслов так,  что вынуждена была истязать собственную плоть удалением в пустыню,  ограничением в пище и комфорте,  борясь за собственную свободу.  Полное несоответствие с тем,  о чем очень уверенно пытаются рассуждать некоторые далекие от Бога люди.  Опыт и практика Церкви всегда обнаруживает несостоятельность такого поверхностного ироничного критиканства.  Потому  что речь идет о самом главном – подлинном счастье человека и настоящем смысле его жизни,  который можно продлить в вечности,  не ограничивая временными рамками.

 

Смотрите также:

Великопостные беседы: «Лествица» преподобного Иоанна - «золотой фонд» Православной Церкви

Великопостные беседы: «Крест как вольное страдание ради избавления»

Великопостные беседы: «Память Григория Паламы - непаханое поле для подвижничества»

О прославлении Бога: миссионерский отдел продолжает серию Великопостных бесед

Миссионерский отдел начинает серию Великопостных бесед

 
По теме
К Дню православной книги в Екатеринбургской епархии традиционно проводят книжные ярмарки, выставки, устраивают чтения духовной литературы, лекции по православной культуре, конференции,
На состоявшемся под председательством Людмилы Бабушкиной заседании Законодательного Собрания принят закон «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области».
Интеллектуальная игра “Ума палата” - Нижнетагильская епархия 23 марта в Покровском храме состоялась очередная встреча воспитанников воскресных школ в рамках празднования Дня православной книги на интеллектуальной игре “Ума палата”.
Нижнетагильская епархия
Выплата донорам крови увеличена по инициативе Евгения Куйвашева - TochkaNews.Ru Губернатор внес законопроект в Заксо Свердловской области Депутаты Законодательного Собрания Свердловской области приняли изменения в региональный закон «Об охране здоровья граждан в Свердловской области»,
TochkaNews.Ru
зенин.jpeg - ОТВ Отделение лучевой диагностики клиники «Здоровье 365» похоже на что-то космическое: мощные аппараты, куда «въезжает» человек, на экранах мониторов – разноцветные графики, схемы, проекции, выдающие максимально достоверную информацию.
ОТВ
В 2023 году процент смертей в СМП в Свердловской области оказался ниже, чем по стране Егор СОЛОВЬЕВ Догоспитальная летальность в Свердловской области оказалась на 0,8% ниже, чем в среднем по России Фото:
КП Екатеринбург
Паруса надежды и веры в наших сердцах - GorodNS.Ru Театральная Салда начинает потихоньку привыкать, что время от времени на подмостках городского Дворца культуры происходит удивительное событие, имя которому – Премьера.
GorodNS.Ru
Маша Миронова - Рулить должна молодёжь - Газета Зареченская Ярмарка Маша Миронова - Рулить должна молодёжь Маша Миронова - Рулить должна молодёжь   Сегодня мы решили поговорить с необычной именинницей.
Газета Зареченская Ярмарка