Филолог-русист о феномене #крымнаш, национальных ценностях и пользе ЕГЭ

Портал 66.ru продолжает серию интервью с учеными университета

Ирина Трофимовна Вепрева рассказала о пользе риторики и эффективности ЕГЭ. Фото: Сергей Логинов для 66.ru

В  филологической среде  Ирина Трофимовна Вепрева   — личность известная. В  списке ее личных достижений  — два года работы в  Пекинском институте иностранных языков, участие в  Межведомственной комиссии по  русскому языку при  правительстве РФ, должность председателя предметной подкомиссии по  ЕГЭ Свердловской области.

Ирина Трофимовна изучает русский язык  — родной и  знакомый, но  в  то  же время удивительный и  непредсказуемый. Статьи о  результатах ее исследований печатают в  авторитетных иностранных журналах, а  сама она принимает непосредственное участие в  обсуждении словарей, определяющих, как  мы с  вами должны писать и  говорить.

О  смысле и  значении своей научной работы она рассказала журналистам 66.ru. Мы, как  обычно, выкинули за  ненадобностью все наши дилетантские вопросы. Оставили только самое интересное. И  там  — про  всё: про  кофе среднего рода, про  современных школьников и  про  то, как  на  международной конференции под  председательством украинцев встречали ее доклад о  новом слове  крымнаш   в  современном русском языке.

О  практической пользе риторики и  «мертвых языков»

Изучать язык невероятно интересно. Потому что  он одновременно мой, личный и  в  то  же время общий, коллективный.   Язык  — это и  нормы словаря, и  одновременно ваша привычка говорить так, а  не  иначе. Поэтому предсказать конкретные изменения в  языке очень сложно. Это как  прогноз погоды  — никогда точно не  определишь. Можно только сформулировать тенденции.

Русский язык можно изучать для  достижения очень понятных практических целей . К  примеру, наша кафедра риторики и  стилистики русского языка имеет прямую прагматическую направленность. У  нас студентов учат находить подход к  людям. У  нас учат быть успешными, потому что  грамотная речь  — это визитная карточка образованного человека. Студенты, например, учатся толерантному гармоничному общению, в  рамках которого все участники разговора получают удовольствие от  речевого взаимодействия.

Афиши в  Екатеринбурге пестрят приглашениями на  всевозможные тренинги «Успешных продаж». Обещают научить человека правильным алгоритмам общения. Мы на  самом деле учим тому же.   Но  есть одно отличие: мы студентам не  просто даем установку «говори так»  — мы объясняем, почему именно так, а  не  иначе, вскрываем механизмы речевого взаимодействия.

Зачем современному человеку латынь? Мертвый же язык. Для  чего же его тогда преподают студентам?  А  все для  того же: чтобы развить эрудицию и  аналитическое мышление. Достаточно в  компании умных людей к  месту вставить афоризм на  латыни  — и  положительное впечатление сформировано: «О! Человек-то  образованный». Кроме того, изучение, казалось бы, бесполезных языков заставляет мыслить системно. Реальная задача филолога  — обучить достаточное количество мыслящих людей. Правильно думать  — это находить выходы из  каких-то  ситуаций, это практическое занятие.

Об  эффективности ЕГЭ, умных школьниках и  глупых сочинениях

У  ЕГЭ есть один неоспоримый плюс.  Сдав единый экзамен, выпускник из  глухой уральской деревни получает возможность запросто поступить в  МГУ. Ради этого всё и  задумывалось. И  спорить с  правильностью такого подхода просто бессмысленно.

ЕГЭ  — это всего лишь форма сдачи экзамена.   Да, во  многих школах «натаскивают на  тесты». Но  винить только ЕГЭ в  том, что  школьники стали глупее (или  благодарить за  то, что  они умнеют), нелогично. Связь тут непрямая.

Сейчас говорят: давайте отменим тесты и  вернем сочинение. И  что, вы думаете, от  этого станет лучше?  Разве сама по  себе форма сдачи экзамена развивает ум школьника? Да  ничего подобного! Наверное, сейчас многие уже забыли книжки, которые раньше издавали для  выпускников: «Золотая коллекция. 500 лучших сочинений». Недобросовестный абитуриент выдирал оттуда страницы, списывал тайком на  экзамене текст дословно и  сдавал его. И  если комиссия не  смогла его на  экзамене со  шпаргалкой выловить, он получал свою незаслуженную пятерку и  поступал в  вуз. Именно поэтому стали думать о  других формах экзаменационной проверки.

Любую систему проверки знаний можно критиковать. ЕГЭ не  исключение. Но  необходимо сказать о  том, что  тесты ЕГЭ всё время дорабатывают, совершенствуют, сокращают возможность просто угадать правильный ответ, ужесточают систему контроля. И  это правильно.

Умному школьнику все под  силу: он и  тест, и  сочинение на  высокую оценку напишет. Потому не  надо  к  форме экзамена придираться. Надо  детей учить. И  не  просто что-то  втолковывать, а  научить правильно думать.

О  языке интернета и  о  Крыме без  политики

Какое счастье, что  у  нас есть интернет!  Он дал нам новую сферу общения, новую форму бытования языка, объединившую устную и  письменную речь. Для  лингвиста это еще одна область исследования языка, это настоящий Клондайк для  ученого!

В  интернет-общении часто пренебрегают нормами русского литературного языка. Но  мы не  выносим оценок, хорошо это или  плохо.   Мы изучаем языковые факты объективно. Наука  — вне  оценок и  вне  политики. Мои коллеги подтвердили это на  ХIII международном конгрессе преподавателей русского языка и  литературы. Конгресс проходил в  испанской Гранаде в  сентябре этого года. Я  выступала с  докладом о  новом слове «крымнаш». Согласитесь, опасная тема в  контексте современной международной обстановки. А  в  зале  — десятки иностранных специалистов. Председательствовал на  секции ученый из  Киева. И, к  чести ученых, никто из  них не  задал ни  одного провокационного политического вопроса. Даже украинская коллега задала только лингвистический вопрос: куда в  этом слове обычно ставят ударение  — на  первый или  второй слог.

Попытки языкового строительства всегда были, есть и  будут. Идеология и  политика пользуются языком как  своим инструментом. Это особенно очевидно проявилось, когда мы всей страной строили коммунизм, формировали советского человека  — человека нового типа. И  сейчас, возвращаясь к  «крымнашу», можно отметить, что  политика, конечно, влияет на  нашу речь. Но, повторяю, здесь оценочность нам не  нужна. Мы, русисты, ее снимаем и  просто изучаем новую языковую единицу: как  она появилась, в  каких контекстах употребляется, как  развивается ее значение.

О  среднем роде кофе и  о  том, как  словари берегут наследие Пушкина

Языковые нормы, закрепленные в  словаре, соединяют поколения.   Как  сказал однажды на  конференции известный ученый, «до  тех пор, пока хоть один образованный человек говорит так, норма не  должна меняться». И  он, по  большому счету, прав. Если бы словарь молниеносно фиксировал все изменения, происходящие в  повседневной речи, мы бы с  вами сегодня Пушкина без  перевода читать не  могли.

Студенты часто на  занятиях заявляют: «Никто так давно не  говорит, пора менять норму в  словаре».   Но  на  самом деле не  только академические ученые, но  и  мы с  вами очень консервативны в  вопросах нормирования русского литературного языка. В  качестве примера возьмем хотя бы такое слово, как  кофе . Школа хорошо научила нас норме: слово кофе   — мужского рода. Но, не  правда ли, нам интуитивно это слово хочется употребить в  среднем роде. Хотя бы просто по  аналогии, ведь все несклоняемые неодушевленные существительные на  «о» и  «е»  — среднего рода, например, кино , пальто , пенсне , кашне . Кроме кофе . Это исключение из  правил. И  оговорки с  этим словом встречаются часто. Но когда ученые решили унифицировать норму и  устранить исключение, допустив возможность употребления кофе среднего рода (закрепили эту новую норму в  словаре как разговорную), тут же лингвистов обвинили в  порче языка. Помните, как  народ против этого ополчился, и  журналисты в  первых рядах?

В  непрофессиональной среде любые изменения в  словарях перерастают в  разговоры о  «реформе языка»   и  о  грядущей отмене всех правил вообще. Это миф, что  изменения в  языке недопустимы. А  вывод здесь напрашивается один: надо  устанавливать более тесный контакт между  лингвистами и  широким кругом носителей языка.

О  том, как  филологи нашли настоящие национальные ценности

Давайте поговорим о  науке. В  этом году мы получили грант на  исследование темы «Национальные базовые ценности и  их  отражение в  коммуникативном пространстве провинциального города: традиции и  динамика» . Для  изучения речевого существования горожан-уральцев будут привлечены данные живой речи горожан-заводчан, региональных православных сообществ, региональных интернет-сообществ. В  частности, мы решили посмотреть, что  изменилось в  головах молодых людей, что  для  них сегодня ценно. Наша гипотеза была такова: провинциальный город меньше, чем столичный, поддается влиянию западной культуры, диктующей культ богатства и  личного успеха, традиционные для  русского человека ценности в  провинции сохраняются. Предварительное исследование позволило нам получить список из  59  базовых ценностей, среди которых дружба, любовь, красота, благополучие, семья, самореализация, вера, достоинство, здоровье, партия, сильное государство и  т.д. Анкетирование провели среди студентов-первокурсников УрФУ, получили 640 заполненных анкет. Обработали их. Результаты показали, что  гипотезу надо  корректировать.

Одна из  традиционных ценностей русской культуры  — это коллективизм или соборность.  Мы отметили своеобразную асоциальность молодых людей. Они ориентированы на  безопасность и  комфортность в  пределах «ближнего круга» (семьи и  друзей). Возрастает значимость Я-менталитета. Молодой уралец нацелен на  самореализацию, устремлен к  достижению личных целей. В  то  же время молодые люди сохраняют приверженность социоцентрическим традициям русской культуры, относя семью, первичную ячейку коллективистского общества, к  числу базовых ценностей.

Обладая знаниями о  базовых ценностях нового поколения, мы, лингвисты, можем внести свою лепту в  исследования специфики общественного сознания   наших современников, можем дать рекомендации, направленные на  формирование толерантного коммуникативного взаимодействия. Это важно для  государства, если его волнует, каким станет будущее поколение.

Материал портала 66.ru

УрФУ — участник Проекта 5-100, ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020-му году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.

Ещё новости о событии:

Портал 66.ru продолжает серию интервью с учеными университета Ирина Трофимовна Вепрева рассказала о пользе риторики и эффективности ЕГЭ.
13:09 29.10.2015 УрФУ им. Б.Н.Ельцина - Екатеринбург
Фото: Сергей Логинов для 66.ru Портал 66.ru и УрФУ представляют очередную серию спецпроекта об уральских ученых, двигающих мировую науку вперед.
08:47 29.10.2015 66.Ru - Екатеринбург
 
По теме
Более сотни представителей автошкол региона собрались в здании Управления Госавтоинспекции Свердловской области на совещании, организованном руководством межрайонного экзаменационного отдела,
Большая культурная программа   Центральная городская библиотека им. А. И. Герцена Ул.Чапаева,5 Тел.: 257-84-08   18:00 – «Отзвуки Серебряного века».
Пять причин, по которым следует побывать в Артеке - Газета Голос Верхней Туры Автор: Записала Мария АЛЕКСАНДРОВА    |    Фото: из архива Л. Сулеймановой Ученице 8-б класса школы №19 Лиане Сулеймановой посчастливилось побывать в лагере «Артек» в числе 60 активных детей Свердловской области.
Газета Голос Верхней Туры
Автор: 32 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по СО   28 марта на территории поселка Пудлинговый состоялись пожарно-тактические учения 32 пожарно-спасательного отряда с развёртыванием опорного пункта по тушению крупных пожаров.
KSK66.Ru
«Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
Центр соцобслуживания населения
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского