Накануне открытия, в полдень, организаторы представили журналистам самый юный музей Екатеринбурга. В основе музейного собрания – работы наивных художников, народные иконы и деревянная резьба, подаренные городу Евгением РОЙЗМАНОМ. На первой предвернисажной встрече Евгений Ройзман как коллекционер с 25-летним стажем отметил, что создание этого музея менее, чем за два года, после дарения – уникальный случай. За столь короткий срок администрация города, её управление культуры приняли решение, выделили здание и средства для его ремонта и организации в нём музейного пространства, причём и само здание уникально – бывшая усадьба лесничего Г.С. Кудрина, памятник архитектуры XIX века.
Куратор музея и выставки Андрей БОБРИХИН рассказывает о первой экспозиции. Фото: Александр ИСАКОВ.
В 11 залах нового музея разместилась его первая выставка «Ангелы и другие жители Земли. Избранные произведения Музея наивного искусства». Первую экскурсию для нас провёл её куратор, автор концепции и всех текстов, сопровождающих выставку, - кандидат философских наук, заведующий отделом наивного искусства ЕМИИ Андрей БОБРИХИН. Начинается экспозиция в холле – документальным прологом, рассказывающим историю открытия уральского наива», чем мы обязаны искусствоведу Нине ХАДЕРИ, художникам Мише БРУСИЛОВСКОМУ, Геннадию МОСИНУ, к которым присоединились Алексей БУРЛАКОВ, Анатолий ЗОЛОТУХИН, Николай ЧЕСНОКОВ… Самая первая выставка наивного искусства была организована ещё в 1971 году, в ДК им. Дзержинского (ныне Музей истории и археологии Урала Краеведческого музея). Первая в стране, и была она посвящена творчеству художника-самоучки из Алапаевска Анны Ивановны ТРОФИМОВОЙ.
Стекло Альберта КОРОВКИНА. Фото: Александр ИСАКОВ.
В зале Алексея ЯЗЫКОВА. Фото: Александр ИСАКОВ.
Три зала Музея наивного искусства отданы работам, представляющим разные направления «наива», созданных семьёй художников ТРОФИМОВЫХ – Анны Ивановны, её сына Юрия и её невестки Людмилы. Куратор выставки Андрей Бобрихин рассказал, что выставка и сформирована по авторским залам, чтобы зрители ясно увидели разнообразие манер и техник художников. Так, в зале Альберта КОРОВКИНА мы видим и художественное стекло, и живопись маслом по дереву, и аппликации, и акварель, линогравюры и монотипии. Залы Нины ВАРФОЛОМЕЕВОЙ, Алексея ЯЗЫКОВА, Вадима КОЛБАСОВАВА, Нины ГОРЛАНОВОЙ и других художников открывают особенный внутренний мир каждого из создателей. Объединяет же всех позитивное восприятие внешнего мира, желание и умение увидеть многоцветье жизни и поделиться этим с людьми.
Ангелы Нины ГОРЛАНОВОЙ. Фото: Александр ИСАКОВ.
«Ангелы» же появились в названии выставки не только потому, что начинается она в залах истоков «наива» - народной иконы из юго-западных регионов бывшей Российской Империи и деревянной скульптуры, резных работ по дереву с Русского Севера, где ангелы и святые представлены в библейских сюжетах. Наивным художникам в новейшем времени так же свойственно стремление к возвышенному, как их предшественникам, богомазам и резчикам, и они находят это «ангельское» на земле – в природе, в повседневных простых вещах, в людях, близких и дальних, в самих себе, в конце концов…
Цветы в дар – в зале натюрморта «Букет роз для Розочки». Фото: Александр ИСАКОВ.
«В основании Музея наивного искусства заложена идея Дара - дара творчества, обретённого непрофессиональными художниками благодаря их трудам и зачастую на склоне лет; дара чистой радости и бесспорной истины, переданных авторами зрителям; дара, как формы создания и способа существования музея на все времена…» - это своеобразная декларация нового музея.
Коллекции наивного искусства имеются и в других художественных музеях – например, в Оренбурге, в Перми, в музейной усадьбе «Царицыно». Есть замечательное собрание «наива» в екатеринбургском Музейном центре народного творчества «Гамаюн». Но до сих пор в стране действовал единственный специализированный музей – Музей русского лубка и наивного искусства в Москве. Теперь открылся ещё один, и он в нашем городе.