Профессия педагога вновь стала престижной. По крайней мере, в уральской столице. Об этом свидетельствует уже хотя бы немалое число молодых специалистов, которые пришли работать в школы. По словам начальника Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Екатерины Сибирцевой, только в 2016 году в учреждения образования пришло 300 молодых специалистов.
Что движет молодыми людьми, выбравшими профессию педагога: карьерные амбиции или стремление сделать мир лучше? Об этом интервью с самым молодым педагогом Екатеринбурга, учителем математики средней школы № 64 Даниилом Ляховцом. Проработав в школе всего два года, он уже стал лауреатом городской премии «Молодой педагог».
- Даниил, как начался ваш учительский путь?
- Я окончил гимназию № 9, поступил в Институт математики и компьютерных наук УрФУ. В настоящий момент готовлюсь к сдаче экзаменов на степень магистра.
Во время учебы в гимназии и вузе я целиком погрузился в математическое олимпиадное движение - участвовал в соревнованиях, ездил по стране. И загорелся идеей поднять олимпиадное движение в Екатеринбурге на новый уровень.
В какой-то момент меня пригласили вести математический кружок в школе № 64, я согласился. Пошел с намерением создать команду талантливых математиков. Понятно, что в кружок ходят дети заинтересованные, мотивированные. Поэтому работать с ними легко. А вот когда мне по окончании бакалавриата дали вести общий курс математики в пятых классах, задача оказалась посложнее. Ведь в одном классе занимаются дети, для которых сложны обычные математические задачи, и дети, которые без проблем щелкают олимпиадные задания. Подобрать универсальный подход ко всем непросто.
- Как вышли из положения?
- Даю на уроках задания базового уровня. Для тех, кто быстро с ними справился, - задачи посложнее.
- Нет проблем во взаимопонимании с учениками?
- Мы прекрасно находим общий язык. На переменах многие подходят, чтобы что-то уточнить, а то и просто поболтать за жизнь. Когда я в этом учебном году участвовал в конкурсе «Молодой педагог», многие ученики пришли поддержать.
- Стали лауреатом...
- Занял второе место. Для меня это был большой стресс. Особенно первые конкурсы - «Визитка» и так далее. Я привык соревноваться по математике, а такой формат конкурса для меня в новинку. Но у нас очень дружный школьный коллектив, очень хорошие ученики. Когда увидел в зале больше тридцати человек с плакатами в свою поддержку, было очень приятно.
- С пятиклассниками ладите. А с подростками находите общий язык?
- Понятно, что с детьми постарше работать сложнее. Те же седьмые и восьмые классы - я у них уроки не веду, но вижу со стороны - там ребята немного теряют интерес к учебе. Но они все равно воспринимают информацию и потом наверстывают.
Проблема школьного образования в том, что ученик еще не умеет оценивать долгосрочную перспективу, не видит результата своих усилий. А вот как раз участие в соревнованиях дает такое видение. Это как в спорте: победил - результат очевиден. И человек стремится развиваться, получать новые знания и навыки. Простое обучение, когда ты тренируешься с одними и теми же людьми, не дает такого стимула к росту.
- Как к вам относятся родители учеников?
- Вы знаете, с большим уважением. Я общаюсь с педагогами из школ, где отношение немного другое: родители считают, что учитель должен выполнять ровно то, что хотят они. В нашей школе ситуация обратная - преподаватель пользуется большим авторитетом.
- Какова, на ваш взгляд, миссия учителя?
- Наверное, дать детям понять, чем они будут заниматься в жизни, как найти свое призвание. Вспоминаю свою первую учительницу в начальной школе, которая сказала: из тебя выйдет хороший математик. И потом в пятом классе другой учитель математики подтвердила этот «диагноз». Именно тогда я начал соревноваться, участвовать в олимпиадах. Ездил на летнюю математическую школу в Киров. С тех пор у меня не было сомнений - хочу быть математиком.
- Как вы оцениваете уровень екатеринбургских школ?
- У нас очень сильные учителя. Разумеется, я говорю о математике, оценивать другие дисциплины не имею морального права. Мы проводили математические конкурсы в других городах Урала. Была возможность сравнить. В Екатеринбурге профессиональный уровень школьных учителей весьма высок.
- Какие цели вы ставите для себя? Как представляете будущую карьеру?
- На данном жизненном этапе для меня важно, как я уже сказал, вместе со своими товарищами-единомышленниками развить городское олимпиадное движение. К этому и буду стремиться.
Беседу вел Дмитрий Мигалин («Вечерний Екатеринбург»),
фото предоставлено Даниилом Ляховцом