Анна БЕРСЕНЕВА: «Мир держится на законе любви»

Наверное, писательница Анна Берсенева (Татьяна Сотникова) не нуждается в отдельном представлении читателям. Тем, кто не знаком с ее достаточно популярными романами, скорее всего знают не менее популярные сериалы «Ермоловы», «Капитанские дети» или «Слабости сильной женщины».

Недавно этот список пополнился вышедшим на канале «Россия» сериалом по мотивам книги Анны Берсеневой «Гадание при свечах». Впрочем, любителей чтения тоже ожидала новинка: этим летом на прилавках появилась книга «Французская жена» – заключительная часть новой семейной трилогии писательницы. О своих новых работах, творчестве как таковом и собственной семейной жизни и рассказала нам автор.

 

– Татьяна, в ваших книгах удивительно тонко прорисованы нюансы взаимоотношений, семейные связи. Трудно понять, что больше определяет ваших героев – личная индивидуальность или влияние воспитания и наследственности?

– На самом деле именно этот вопрос меня и волновал больше всего, хотя, пожалуй, предметно эта тема стала меня серьезно интересовать именно в последней трилогии, где показаны три дочери одного отца, рожденные в разное время и в совершенно разных обстоятельствах. Мне всегда было интересно рассматривать человека не как оторванную от всего и всех личность. Ведь его кто-то воспитывал, в его семье были какие-то традиции, и он либо следует им,  либо идет вопреки. Именно это мне и было важно показать прежде всего. Потому, собственно, я и начала писать какие-то семейные истории, и когда создавала первую из них – «Капитанские дети», посыл был именно таким.

В последней трилогии был еще один особый момент. В ней показаны три сестры и их потомки – люди с совершенно разными характерами, но в которых, тем не менее, присутствует абсолютно одинаковый семейный стержень, который просто преломляется в разных темпераментах и судьбах, даже в разных эпохах.

– В героине последней книги, Нине, этот стержень проявляется в любви и жалости к пятилетнему мальчику, Жану-Люку?

– Конечно. Она должна была понять любовь, при которой ты ничего не хочешь брать, а желаешь только отдавать. С мужчинами у нее не получилось встретить человека, который  оценил бы такую любовь и ради которого можно было бы жертвовать. Впервые она находит человека, который действительно нуждается в такой любви, – маленького ребенка. И тогда сама Нина  меняется, начинает другими глазами смотреть на все вокруг, в том  числе понимает отношения своей матери и отчима, – как только понимает, что такое настоящая жертвенная любовь.

– И как вам удается так детально прорисовывать характеры? У героев есть прототипы?

– Раньше на этот вопрос я отвечала просто: прототипов нет, и точка. По крайней мере ни по одному из моих героев я не могу указать конкретного человека, который являлся бы его прототипом. Но вместе с тем я не могу сказать, что все герои абсолютно вымышлены. Когда я начинаю понимать характер своего героя, что тоже происходит не сразу, то сразу появляется множество воспоминаний как из личного опыта, так и других самых разных ситуаций, эпизодов, черт характера как знакомых, так и незнакомых людей. Например, одну документальную эмигрантскую историю, которая вошла в последнюю книгу, я прочитала в одной из ваших статей, и так далее. В итоге получается очень тесный сплав правды и вымысла.

– Какой, на ваш взгляд,  должна быть идеальная семья, и может ли она вообще существовать в природе?

– Мне не  очень нравится слово «идеал»: сразу представляется что-то такое, чего в мире быть не может, а может быть, и не должно существовать. Но близкой к идеалу мне  представляется семья, в которой существуют какие-то очень живые отношения между людьми, в которой жизнь ее членов одухотворена и осмысленна. Люди в ней не просто сосуществуют друг рядом с другом, а ощущают общий смысл, понимая, что их судьбы не случайны, а являются частью какого-то большого замысла. Семья в этом смысле – частичка этого большого замысла.

– Может быть, вы расскажете нам и о своей семье?

– С удовольствием. Мой муж – писатель Владимир Сотников. Как «взрослый» писатель он начал печататься очень давно, еще в литературных журналах, а сейчас у него вышел трехтомник. Но читателям он скорее всего больше известен по детским книгам. Это яркие, интересные и живые приключенческие повести, которых написано уже больше  двадцати. Очень радует, что они пользуются большим спросом в детских библиотеках.

Мы познакомились, когда мне было семнадцать лет, на первом университетском сборе картошки, когда учились на журфаке в Белорусском государственном университете. На четвертом курсе Володя уехал в Литературный институт в Москве, куда перед этим он послал несколько своих рассказов и получил приглашение учиться в нем. На тот момент мы были уже женаты и у нас родился первый ребенок – сын Ваня. Когда я окончила университет, я сразу же поехала к нему.

В Москве Володя вынужден был работать дворником, чтобы получить хоть какую-то жилплощадь. Так мы сразу попали в центр Москвы, на Малую Дмитровку, где были удивительно счастливы, хотя в плане быта было неимоверно тяжело. Жильем служила жуткая коммуналка с ужасными соседями. По стенам ползали клопы, на кухню было просто страшно выйти, а к соседям периодически могли приехать пятьдесят родственников из Киргизии, которые без стеснения брали наши зубные щетки. После чистоты и уюта родного дома меня это шокировало, но ведь мы с Володей были молоды, любили друг друга, а потому переносили  все тяготы быта.

Я пыталась устроиться на работу журналистом, но нужно понимать, что это были советские времена. Без прописки в Москве нельзя было находиться больше трех дней. Ко мне приходил участковый, поднимал с кровати в шесть утра и заявлял: «Убирайтесь, вас не должно здесь быть». Соответственно без прописки я не могла найти никакой работы, при том что была не только журналисткой, но и стенографисткой, и машинисткой, то есть вариантов теоретически было множество – это к вопросу о том, как многие сегодня любят вспомнить, как «хорошо» жилось при советской власти. В то время студент мог подработать только дворником или сторожем. Снять квартиру легально тоже было нельзя, словом, это был сплошной тупик.

Выход был один – поступить в аспирантуру, тем более что в Литературном институте я увидела совсем иные отношения между людьми: неформальные, проникнутые творчеством. Я поступила туда, хотя это было нелегко, и очень рада, что судьба свела меня с профессором Львом Адольфовичем Озеровым, руководителем моей диссертации, который уже умер в 1996 году. В свое время он очень мне помог. Директором Литинститута тогда был Евгений Ильич Сидоров – человек, который невероятно много нам помогал и никогда при этом ни о чем нас не попросил взамен. При Ельцине он стал министром культуры и сразу предложил Володе работать у него. К моменту окончания аспирантуры у нас была очень тяжелая ситуация: в аварии я получила травму, в результате которой потеряла ногу. Тогда мне казалось, что жизнь кончена. Евгений Сидоров помог нам всем, чем только мог, включая помощь с квартирой и работой. Словом, мне невероятно повезло с людьми, которые встретились мне в жизни.

– Помимо помощи этих людей что еще давало вам силы справляться со столь серьезными трудностями?

– Наверное, то, что мы с Володей были молоды и любили друг друга, как, впрочем, любим  и сейчас. К тому же у нас было то самое чувство общего единого смысла, о котором я вам говорила вначале.

– Расскажите немного о плодах этой любви – о ваших детях.

– Первый ребенок, Ваня, родился в 83-м году, когда я была на третьем курсе вуза. Я привезла его в Москву, когда ему было два года, что тоже, конечно, было очень непросто: оказаться без родителей, которые могли  хотя бы ненадолго за ним присмотреть, в коммуналке при необходимости учиться и работать. Он вырос при нас, но всегда ощущал  себя взрослым и ответственным. Сейчас я уже вижу многие ошибки, которые мы с мужем совершали, считая Ваню слишком взрослым, когда он все же был еще ребенком. Второго ребенка, Данила, я родила уже после травмы, в 92-м году, когда уже работала.

– Насколько у мальчиков различаются характеры, кто больше похож на маму, а кто на отца?

– Их характеры настолько индивидуальны, что я не могу сказать, что у них есть прямое сходство с кем-то из нас. Они очень хорошие дети. Главная черта характера Вани – ответственность. Если  попросить его о чем-то, то можно быть уверенным – это обязательно будет сделано. В чем-то я вижу, что это даже немного ему мешает: излишняя серьезность давит, и, мне кажется, нужно иметь в характере небольшую долю безалаберности. По профессии он журналист-международник. Совсем недавно Иван подарил мне внучку, Александру, так что теперь я стала  бабушкой. Я очень рада, поскольку мечтала о девочке, еще ожидая второго ребенка.

Даня – чудный ребенок, я его просто обожаю. Он очень одухотворенный, невероятно коммуникабельный. У него миллион друзей, притом ребята не просто прожигают вместе время, а вместе думают, читают, путешествуют. Он учится на факультете психологии в Высшей школе экономики. Он сам хотел быть психологом и, как мне кажется, просто создан для этого. Скорее всего Даня найдет себя в науке – ему очень нравится осмыслять какие-то вещи в философском и политологическом ключе. Читая его рефераты, я поражаюсь, насколько у него уже сейчас зрелое понимание жизни. Сейчас Данил с друзьями поехал в Париж.

– Татьяна, если вновь обратиться от реальности к книгам – в большинстве ваших произведений любовь – это очень сильное и страстное чувство, мгновенно вспыхивающее между  героями. Верите ли вы, что любовь может возникнуть и иначе?

– Ну конечно! Не забывайте, что у меня 27 книг, и любовь с первого взгляда встречается в нескольких, но далеко не во всех из них. Мне кажется, любовь может вырасти из благодарности, из дружбы, из ненависти – да из чего угодно! Люди могут десяток лет работать бок о бок за одним столом, и вдруг окажется, что они стали особенно дороги друг другу. Одному человеку может вначале не нравиться другой, а потом он вдруг ощутит, что любит его. Вообще прелесть любви заключается в том, что она является одним из самых естественных проявлений жизни.

– Мне кажется, что закон, на котором держится мир, – это закон любви.

– Конечно, поэтому ненависть и другие выпадения из этого закона ведут к саморазрушению. Помню, когда-то я прочитала у Тургенева, что любовь может возникнуть из ненависти, но никогда – из благодарности, и уже  тогда понимала, что это неправда, – любовь может возникнуть из благодарности и из чего угодно. Когда говорят, что браки по любви непрочны, а прочны браки по расчету – это самая настоящая глупость! Другое дело, что и в браке, заключенном только головой, тоже может появиться любовь – и вот тогда он станет прочным.

– Я знаю, что помимо романов пишете сценарии к фильмам и сериалам, притом не только по своим книгам. Расскажите, пожалуйста, о последней своей работе в этом качестве.

– Недавно мы написали сценарий вдвоем с мужем. Это современная социальная драма, которая была навеяна несколькими печальными ситуациями, связанными с элитными машинами. Это и знаменитая авария, когда «Мерседес» насмерть сбил двух женщин, и другие происшествия такого рода. Называется драма «Личные обстоятельства», в ней восемь серий, и скоро должны начаться съемки. Предполагается, что в главный ролях будут играть Меньшов, Соколов и другие известные актеры.

Беседовала Ксения Кириллова



 
По теме
В Хакасии 15-летняя школьница стала фигуранткой уголовного дела после того, как в шутку разместила у себя в Telegram-канале ложный пост с предложением за деньги устроить подрыв стратегического объекта.
В 2023 году процент смертей в СМП в Свердловской области оказался ниже, чем по стране Егор СОЛОВЬЕВ Догоспитальная летальность в Свердловской области оказалась на 0,8% ниже, чем в среднем по России Фото:
зенин.jpeg - ОТВ Отделение лучевой диагностики клиники «Здоровье 365» похоже на что-то космическое: мощные аппараты, куда «въезжает» человек, на экранах мониторов – разноцветные графики, схемы, проекции, выдающие максимально достоверную информацию.
ОТВ
В 2023 году процент смертей в СМП в Свердловской области оказался ниже, чем по стране Егор СОЛОВЬЕВ Догоспитальная летальность в Свердловской области оказалась на 0,8% ниже, чем в среднем по России Фото:
КП Екатеринбург
Я читаю и рисую 2024 - Библиотека Гавань Традиционная выставка картин Детской школы искусств памяти Владимира Алексеевича Кашкина.
Библиотека Гавань
Паруса надежды и веры в наших сердцах - GorodNS.Ru Театральная Салда начинает потихоньку привыкать, что время от времени на подмостках городского Дворца культуры происходит удивительное событие, имя которому – Премьера.
GorodNS.Ru