Мы потеряли гиганта

Фото: digit.ru На 98 (!) году жизни от нас ушел Юрий Любимов…

С ним ушла Эпоха. Лучше всего это настроение выразил Николай Сванидзе: «Завершилась огромная жизнь очень крупного большого человека. Юрий Петрович Любимов немного не дожил до столетнего рубежа.

Природа ради него не поскупилась: талант, воля, ум, физическая крепость и мужская красота. Он много повидал, его любимая присказка: «Я видел Ленина в гробу», и это — чистая правда (потрясающий образец чисто интеллигентского стеба! — Д. С.). Он многое пережил, очень многое превозмог. Он всегда оставался самим собой и никогда себе не изменял, а ведь измена себе — самая страшная измена…  Гигант ушел. Светлая память».

  Прекрасно написал про него в эти траурные дни главный режиссер театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз: «Ушел тот, кто в середине прошлого века был вместе с Георгием Товстоноговым и Анатолием Эфросом одним из столпов не только режиссуры, но и всей отечественной культуры.  Но сейчас время сказать о другом его величайшем призвании, которое ставит его в один ряд с Андреем Сахаровым, Александром Солженицыным и теми одиночками, которые способны противостоять системе, всеобщему вранью и массовому оболваниванию. Юрий Петрович был тем человеком, который всю жизнь говорил правду, который не боялся при общем хоре, вопящем: «Это белое», произнести: «Нет, это черное». 

И это его качество, его место в истории страны, его миссия, его совесть, все это намного важнее и больше, чем театр... Его самого тоже выгоняли, закрывали спектакли, а он не боялся ничего и никогда не присоединялся к лояльной толпе, к исступленной травле тех, кто по какой-то причине оказался не в одной связке с властью...  Первый его спектакль, который потряс театральный мир Москвы, — «Добрый человек из Сезуана». Брехтовские строчки «Шагают бараны в ряд, бьют барабаны; кожу для них дают сами бараны» — интеллигенция подхватила и повторяла как заклинание. Когда в СССР приезжали, то шли к нему, на Таганку, а не в верноподданические театры, которым давались премии и награды». 

Любимов — создатель феномена,    который уже никогда не сможет повториться, потому что выпестованный им Театр на Таганке неотделим от уникальной и драматической общественной атмосферы времен умирающего коммунизма, времен пресловутого «застоя». Когда ушел липкий страх сталинской эпохи — но на смену ему пришел «тоталитаризм с выпавшими зубами», «диктатура с запашком дома для престарелых» (зубодробительные определения, данные выдающимся польским правозащитником Адамом Михником). Когда по язвительному сарказму Черчилля, по-прежнему «у русских все «нельзя», а что можно, то обязательно». В этих условиях оставалась грандиозная творческая мотивация, породившая все художественные шедевры того времени, — потребность высказаться «вопреки». И легендарная любимовская Таганка стала рупором этого великого творческого и социального нонконформизма — что и сделало ее феноменальным явлением, взрывом невиданной творческой энергии и властителем дум лучшей части народа. Время и духовный континуум Владимира Высоцкого и Аллы Демидовой, Валерия Золотухина и Леонида Филатова… Все «таганские» спектакли Любимова, будь то «Бесы» или «Мать», «Пугачев» или «Кабала святош», «Мастер и Маргарита» или «Живой», — мгновенно становились событиями не только театральными, но и социально-политическими: воистину — «поэт в России больше, чем поэт»…

Но сага о Юрии Любимове — это и печальная повесть о том, как художник такого масштаба непременно входит в конфликт с властями предержащими. В высшей степени характерно, что речь идет о человеке, совершенно не собиравшемся становиться политическим протестантом, — прославленный режиссер просто был человеком, свободным по определению (отсюда и «сила высоты» его искусства). Уже эстетика Таганки, созданная творческой волей Любимова и гением работавших с ним мастеров сцены,   шла в полный разрез с пресловутым мертворожденным «соцреализмом», и уступка здесь была невозможна ни с какой стороны «баррикады». Уже это выстраивало напряжение в отношениях «поэта» и «царя», да и сильнейший социальный отклик любимовских постановок не мог не тревожить «вельможных старцев». В этих условиях должен был произойти какой-то толчок, приводящий в движение обвал лавины, — и этим толчком стали похороны Высоцкого. Как известно, в дни его кончины в Москве шла Олимпиада, и кремлевская верхушка не хотела «портить праздник» (фактически — под благовидным предлогом смазать прощание с кумиром страны). В этой обстановке Любимов проявил завидную принципиальность — и добился открытых похорон. Что на них происходило — общеизвестно: само прощание с всенародно любимым бардом превратилось в политическую демонстрацию. Вот этого власть Любимову не простила никогда — и все дальнейшее не заставило себя ждать: запрет спектакля памяти Высоцкого, запрет постановки пушкинского «Бориса Годунова», запрет репетиций булгаковского «Театрального романа»… А в 1984 году, воспользовавшись тем, что на зарубежных гастролях режиссер дал в «Таймс» довольно откровенное критическое интервью по поводу культурной политики в СССР, Политбюро заочно лишило великого театрального деятеля советского гражданства. Сделало это по подлому, вдогонку… Дальнейшее вряд ли стоит комментировать: дальше была работа в Израиле, США, Англии, Германии, Италии, Франции, странах Скандинавии; дальше было триумфальное возвращение Любимова уже в «перестроечный» Союз — и тот скандальный конфликт с труппой 2011 года на гастролях в Чехии, и драматический разрыв с Таганкой, и даже некоторая творческая инволюция (например, крайне проблематичная постановка «Князя Игоря» в ГАБТе). Все логично: Любимову была нужна «его» Таганка, его детище, его театр эпохи духовного сопротивления — а он вернулся из-за рубежа уже другим человеком, и в его отсутствие театр тоже стал другим (да и время стало иным, и даже сама цивилизация в России сменилась!). Увы, увы: как сказано у Бродского — «мы, оглядываясь, видим лишь руины»…

И все-таки мы будем помнить  величайшие взлеты гения и духа. Будем помнить «золотой век» театра на Таганке, будем вспоминать потрясающие постановки и царившую вокруг них атмосферу великой сопричастности. А об ушедшем Мастере — скажем прекрасными стихами Давида Самойлова: 
  Вот и все. Смежили очи гении. 
  И когда померкли небеса, 
  Словно в опустевшем помещении 
  Стали слышны наши голоса. 
  Тянем, тянем слово залежалое, 
  Говорим и вяло и темно. 
  Как нас чествуют и как нас жалуют! 
  Нету их. И все разрешено... 

Ещё новости о событии:

Мы потеряли гиганта - Уральский рабочий
Фото: digit.ru На 98 (!) году жизни от нас ушел Юрий Любимов… С ним ушла Эпоха.
14:31 06.10.2014 Уральский рабочий - Екатеринбург
. На 98-м году жизни 5 октября в Москве скончался знаменитый режиссер, актер и основатель Театра на Таганке Юрий Любимов, - сообщает ТАСС.
11:15 06.10.2014 АПИ - Екатеринбург
Ему было 97 лет. Фото: artlib.ru Сегодня в Москве на 98-м году жизни скончался выдающийся режиссер, основатель Театра на Таганке Юрий Любимов, сообщает «Интерфакс».
03:44 06.10.2014 Argument-E.Ru - Екатеринбург
В Москве на 98-м году жизни скончался выдающийся режиссер, основатель Театра на Таганке Юрий Любимов.
03:44 06.10.2014 Argument-E.Ru - Екатеринбург
Основатель Театра на Таганке Юрий Любимов скончался 5 октября в Москве на 98-м году жизни.
03:43 06.10.2014 Argument-E.Ru - Екатеринбург
Предположительно, церемония пройдёт во вторник. Проститься с Юрием Любимовым можно будет в Театре имени Вахтангова.
03:43 06.10.2014 Argument-E.Ru - Екатеринбург
Стало известно, когда пройдет гражданская панихида и прощание с основателем Театра на Таганке Юрием Любимовым, который скончался в воскресенье в Боткинской больнице в Москве.
21:16 05.10.2014 КП Екатеринбург - Екатеринбург
В Москве на 98-м году скончался знаменитый режиссер, актер и общественный деятель Юрий Любимов, сообщает ТАСС .
20:03 05.10.2014 Администрация г. Екатеринбург - Екатеринбург
Юрий Любимов скончался в Боткинской больнице. В Москве на 98-м году жизни скончался выдающийся режиссер, основатель Театра на Таганке Юрий Любимов.
19:40 05.10.2014 JustMedia.Ru - Екатеринбург
В Москве на 98-м году скончался знаменитый режиссер, актер и общественный деятель Юрий Любимов, сообщает ТАСС .
19:39 05.10.2014 Ekburg.Ru - Екатеринбург
Предположительно, церемония пройдёт во вторник. Проститься с Юрием Любимовым можно будет в Театре имени Вахтангова.
19:09 05.10.2014 E1.Ru - Екатеринбург
Основатель Театра на Таганке Юрий Любимов скончался 5 октября в Москве на 98-м году жизни.
16:56 05.10.2014 КП Екатеринбург - Екатеринбург
В Москве на 98-м году жизни скончался выдающийся режиссер, основатель Театра на Таганке Юрий Любимов.
15:52 05.10.2014 Ural.Ru - Екатеринбург
Ему было 97 лет. Фото: artlib.ru Сегодня в Москве на 98-м году жизни скончался выдающийся режиссер, основатель Театра на Таганке Юрий Любимов, сообщает «Интерфакс».
15:37 05.10.2014 66.Ru - Екатеринбург
Театральному деятелю было 97 лет. Юрий Любимов скончался на 98-м году жизни.
14:48 05.10.2014 E1.Ru - Екатеринбург
 
По теме
Целый спектр живых эмоций, богатая палитра литературных произведений, душа - в каждом слове.
зенин.jpeg - ОТВ Отделение лучевой диагностики клиники «Здоровье 365» похоже на что-то космическое: мощные аппараты, куда «въезжает» человек, на экранах мониторов – разноцветные графики, схемы, проекции, выдающие максимально достоверную информацию.
ОТВ
В 2023 году процент смертей в СМП в Свердловской области оказался ниже, чем по стране Егор СОЛОВЬЕВ Догоспитальная летальность в Свердловской области оказалась на 0,8% ниже, чем в среднем по России Фото:
КП Екатеринбург
Паруса надежды и веры в наших сердцах - GorodNS.Ru Театральная Салда начинает потихоньку привыкать, что время от времени на подмостках городского Дворца культуры происходит удивительное событие, имя которому – Премьера.
GorodNS.Ru
Маша Миронова - Рулить должна молодёжь - Газета Зареченская Ярмарка Маша Миронова - Рулить должна молодёжь Маша Миронова - Рулить должна молодёжь   Сегодня мы решили поговорить с необычной именинницей.
Газета Зареченская Ярмарка