Макаронник Траволта спасает мафию от позора. Павел Матяж о фильме «Кодекс Готти»

Фото: Павел Матяж для 66.ru Выдающаяся роль Джона Траволты в третьесортном биографическом фильме о боссе нью-йоркского клана Гамбино.

Италоамериканцы внесли огромный вклад в развитие Голливуда. Начиная с великого Валентино, который был суперзвездой в 1920-е, макаронники рулили кинобизнесом. Вот уже сотню лет они придают американскому кино свой колорит.


Династия кинопродюсеров Де Лаурентис, Альберто Гримальди, Джузеппе Торнаторе, Карло Понти давали работу своим землякам-режиссерам Серджио Леоне, Фрэнсису Форду Копполе, Мартину Скорсезе, Брайану де Пальме, и многим другим. А те сделали звездами Де Ниро и Пачино, три поколения семейства Фонда, Джо Пеши, Чазза Палминтери, Миру Сорвино, Лайзу Минелли и Леонардо ди Каприо. Сильвестр Сталлоне, Денни Де Вито, Моника Белуччи, Джон Туртурро, иногда кажется, что в половине голливудских кинематографистов течет итальянская кровь. Даже Квентин Тарантино итальянец.

На лучшую половину.

В одном из самых популярных фильмов XX века «Крестный отец» вскользь упоминается влияние, которое оказывает коза ностра на американский шоу-бизнес. Италоамериканца Фрэнка Синатру, который стал прототипом одного из второстепенных персонажей фильма, неоднократно обвиняли в связях с мафией. Но главным популяризатором итальянского бандитского шика стал, конечно, сам «Крестный отец», получивший три премии «Оскар». Его влияние на общественное сознание было таким мощным, что даже спустя много лет в постсоветской России бандиты создавали свои организации с оглядкой на работу команды актеров Марлона Брандо, Аль Пачино и Роберта Де Ниро.

Джеймс Каан, Марлон Брандо, Фрэнсис Форд Коппола, Аль Пачино, Джон Казале — вечная классика

Насколько это вообще этично создавать положительный имидж гангстерам, представлять их истовыми католиками и хранителями семейных ценностей, создавая при этом какой-то странный извращенный образ семьи и католичества, а полицейских и прочих государственных служащих выставлять в лучшем случае просто неприятными, а в худшем – коррумпированными идиотами? Может быть, стоит считать фильмы Копполы и Скорсезе снятыми по заказу мафии? Особенно если удастся каким-то образом доказать причастность мафиозной семьи Гамбино к их финансированию.

Фрэнк Синатра и бандиты из клана Гамбино

Всерьез эти вопросы никто не станет обсуждать только благодаря таланту италоамериканских создателей «Крестного отца», «Славных парней», «Казино», «Бешеного быка», «Лица со шрамом», «Донни Браско» и соответствующе запредельно высокому рейтингу этих фильмов у зрителей и кинокритиков. Монолог Джо Пеши про ограбление банка в Сикокосе, мастер-класс по торговле кокаином от Аль Пачино, «ничего не покупать!» Роберта Де Ниро и та штука с Марлоном Брандо и розой огромными буквами навсегда вписаны в историю кинематографа. И даже если вдруг выяснится, что Коппола и Скорсезе получили все до последнего доллара лично из рук Большого Пола Кастеллано, — это ничего не изменит.

Скорсезе снял «Славные парни» по заказу мафии? Забудь об этом.

Но в этом же кроется проблема последователей, тех, кто хочет снять свою версию «Крестного отца», сиквел «Казино» или сериал про итальянских бандитов из Нью-Йорка, чтоб точно, как у Скорсезе, только вместо Роберта де Ниро возьмем Джеймса Гандольфини. Чтобы снимать фильмы про коза ностру в США, нужно быть Мартином Скорсезе, «стопроцентным итальянцем до десятого колена», родиться в Квинсе и ходить в католическую школу вместе с детьми соседских мафиози. Снимать в каждом фильме собственную маму, чтобы подчеркнуть, что персонажи истории – не просто какие-то абстрактные негодяи из детективного романа, нет, это все его друзья, соседи и практически родственники. Такое невозможно подделать, скопировать.

По-итальянски это звучит смешнее.

Но тем не менее уже многие пытались. Тут можно вспомнить и «Черную Мессу», про бостонского гангстера Уайти Бладжера, которая провалилась несмотря на Джонни Деппа в главной роли, и «Малавиту» Люка Бессона, которую не спасли ни Де Ниро, ни Томми Ли Джонс, или тот же «Клан Сопрано», который, конечно, имеет своего зрителя, но все равно самое лучшее в нем – это перевод Гоблина.

Гандольфини тоже, кстати, италоамериканская суперзвезда, как ни крути

«Кодекс Готти» 2018 года – еще один фильм из этого печального списка подражателей. За всех италоамериканцев тут отдувается Джон Траволта, остальные участники проекта – люди более чем случайные. Ну, может быть, кроме одного из сценаристов – Лео Росси (он работал вместе с Де Ниро над фильмом «Анализируй это»). Съемочный процесс длился 7 лет, в основном оттого, что из проекта один за другим уходили люди. Список тех, кто от проекта отказался, гораздо внушительнее того, кто его все-таки доделал. Фильм покинули актеры: Джо Пеши и Аль Пачино, режиссеры: Ник Кассаветис («Дневник памяти»), Барри Левинсон («Человек дождя», «Спящие», «Плутовство»), Джо Джонстон («Первый мститель»). И только после всего этого режиссер, более известный как актер Кевин Коннолли («Кодекс Готти» – его второй режиссерский проект), доснял байопик «Тефлонового Дона».

«Тефлоновым» Готти прозвали за пристрастие к серым двубортным костюмам

Из-за этого «Кодекс» больше других напоминает «фильм, снятый по заказу мафии». Такое ощущение, что в семье Гамбино не хотели, чтобы фильм снимал не итальянец. Сценарий очень напоминает все классические ленты о коза ностре понемногу. Костюмы из «Славных парней», интерьеры из «Донни Браско», есть кусочки из «Черной Мессы» и из «Крестного отца», на своих местах обязательные свадьба и похороны. Ну можно, конечно, сказать, ну это же правда, вот так они выглядели, так одевались, ездили в таких машинах на свадьбы и похороны, сидели за такими столами и девчонки у них носили именно такие вот прически.

Итальянская свадьба

Но кастинг у «Кодекса» такой, что создается ощущение, что им занимались как раз те самые девчонки. Ну как можно взять на роль Анжело «Кря Кря» Руджеро, лучшего друга Джона Готти, Прюитт Тэйлор Винса, ну какой из него сицилиец? Такой же, как из Криса Малки («Твин Пикс», «Загадочная кожа») Фрэнк де Чикка?

Прюитт Тэйлор Винс – настоящий король эпизода, он, например, играл алкоголика-медиума в «Константине», помощника шерифа в «Прирожденных убийцах» или детектива в «Сердце ангела», но до капо нью-йоркской мафии его еще не повышали

Без каких-либо сомнений можно сказать, что фильм снят с большим почтением к давним традициям итальянских мафиозных кланов в Нью-Йорке и к Джону Готти, ярчайшему их представителю. Так же как и в большинстве подобных фильмов, гангстеры там не обижают «гражданских», не трогают полицейских, убивают и мучают они только друг друга. Совершенно непонятно, где они вообще деньги берут и чем занимаются в перерывах между стрелками и отсидками. Жены их не уважают, дети не слушаются, сами они все время рыдают и умирают чаще не от пули, а от рака.

Итальянские похороны

От первого кадра до последнего разваливающийся на куски сценарий и кустарную работу пытается спасти единственный настоящий макаронник Траволта. Он то обращается к зрителю как Рэй Лиотта, то копирует (или пародирует) Джо Пеши и его переговоры со Спайдером. То ему 30 лет, то 60, то он вызывает улыбку жены обещанием выбить ей зубы (это у них такая шутка), то из тюремной камеры дает советы семейной жизни сыну Джонни Готти-младшему.

У них там в Бруклине одна подворотня на всех. Такая же была в «Донни Браско»

Сценарий написан на основе мемуаров малыша-Готти, поэтому эти беседы с сыном в тюремной камере тут пронизывают весь сюжет, и все это выглядит как одно большое отеческое наставление потомкам. Еще там время от времени вмонтирована документальная хроника, в которой добрые жители Бруклина и Бронкса говорят на камеру что-то вроде: «Какой молодец был этот Джон Готти, вот так всех держал» или «Наш Джонни всегда помогал простым людям», «Таких, как он, больше не будет» и вообще, «Свободу Джону Готти».

Добро пожаловать в семью!

Такой фильм-посвящение нашему красавцу Джонни от всех пацанов. А голуби летят над нашей зоной. Невозможно представить подобные кадры в фильме Скорсезе или Копполы (а они ведь считались авангардистами в свое время). Но даже так непонятно, что это за кодекс такой у Готти, в чем он заключался. Моральный? Так он же предал своего босса. Семейный? Так он же всю жизнь в тюрьме просидел, и оба его сына тоже. Но может, это и не нужно объяснять.

В семье Гамбино все всё прекрасно понимают

Ну да это дело семейное. А вот остальная Америка довольно однозначно отреагировала на этот фильм — на агрегаторе Rotten Tomatoes «Кодекс Готти» получил рекордно низкий рейтинг — 0%. Ну то есть положительных рецензий ни одной. Ноль, зеро, к черту кодекс!

 
По теме
В Екатеринбурге пьяный водитель пытался дать взятку автоинспекторам Автоинспекторы в Екатеринбурге поймали водителя в алкогольном опьянении, однако мужчина не хотел остаться без прав и предложил им «выкуп».
В Нижнем Тагиле виновник смертельного ДТП хотел избежать наказания на СВО По словам инсайдера, водитель Range Rover, по вине которого после ДТП скончался житель Нижнего Тагила, сбежал на СВО.
«Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
Центр соцобслуживания населения
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского