Без предисловий и отступлений. Новый балет в Театре оперы и балета — это пиршество для глаз, песня торжествующего дизайна, зачастую затмевающего все другие впечатления: от хореографии ли, от музыки ли, от истории ли, которой, впрочем, тут практически не осталось.
Что, конечно, не в минус. Балет вообще не стремится к рассказыванию историй, даже в так называемых драматических балетах вроде « Золушки », где сюжет все-таки прослеживается, действие поминутно замирает, отвлекаясь на дивертисменты и вставные танцевальные номера. А тем более нынешняя «Королева», которая получилась скорее сновидением по мотивам андерсеновской сказки, и, как полагается, сновидением вычурным, ярким, образным. Где каждый персонаж, даже в самой глубине массовки, достоин отдельного рассмотрения. Нет, не так — отдельного любования.
Особо фантазия художников (тандем московских дизайнеров Ирэны Белоусовой, оформившей не одну постановку в Оперном, и Эрика Белоусова) разгулялась во время воплощения в жизнь ледяного царства: Снежной королевы и ее причудливой свиты. Тут и обычные вроде танцовщицы-снежинки, одетые в черно-белые костюмы, будто снег, запачканный угольной пылью. И странные существа-знаменосцы со слоновьими хоботами, и некий вертлявый тролль, которого большая часть публики тут же прозвала Голлумом. Но монстры эти не страшные, напоминающие больше надувную нечисть из старого «Вия», ставшую за много лет «ламповой» и почти домашней, или странные игрушки из IKEA (тоже ведь нордический колорит), противненькие, но при этом все равно мяконькие и пушистые, так что больше хочется их тискать и мять, чем всерьез пугаться.
Ну, конечно, и сама Королева, образец застывшей красоты и фэшн-изыска, замораживающая мир и крадущая сердца во время отточенных, геометрических па.
В противовес черно-белому миру льда и снега — человеческая «половина» спектакля, по-летнему цветная и яркая. Даже солнечная: ярко-желтые парики украшают головы всех жителей северного городка. С одной стороны, понятно, они же скандинавы, белобрысые до канареечности нордические парни и девчонки. А с другой, что делать, если солнца в году не так много? Как каждый день противостоять холоду и даже находить силы танцевать посреди сугробов? Только самому стать немного солнцем и носить его часть на своей голове. Дополняют ансамбль цветные одежды со скандинавскими принтами: оленями и снежинками.
А это мы еще не вспоминали про буйство красок в фантастическом цветнике. Иначе можно застрять на описании костюмов всерьез и надолго.
Но к самому балету. Хореограф довольно жестко почистил сюжет оригинальной сказки, оставив из всех приключений только тот самый цветник да встречу с разбойниками в лесу. При том, что, как мы уже сказали выше, балет не особо располагает к рассказыванию закрученных и динамичных историй, к финалу у авторов все-таки получилось провернуть неожиданный сюжетный твист, который переводит все путешествие Герды в некий символический и даже философский план. И пока дети радуются тому, что главные герои внезапно оказались у себя дома, зрителю взрослому есть время почесать голову и поразмышлять на темы душевного холода, отчуждения и одиночества.
При этом Вячеслав Самодуров, бессменный постановщик балетных хитов в Екатеринбурге, создал балет внешне легкий, летящий, где даже декорации вписаны в хореографический рисунок и плывут по сцене согласно с движениями танцовщиков. Под стать легкой внешне хореографии — и музыка, специально написанная композитором Артемом Васильевым для екатеринбургской постановки. Ясная, кристальная, иногда напоминающая саундтрек к какому-то фэнтезийному кинохиту, и, кстати, сравнение это не надуманное. Широкому зрителю композитор знаком как автор музыки к большому количеству современных фильмов, включая главный отечественный кассовый хит этого года, «Экипаж».
Но понятно, легкость и кристальность эта только внешняя. Сам Васильев в многочисленных интервью рассказывал, как непросто и тяжело шла работа над музыкой: для одного из номеров композицию пришлось переписывать восемь раз.
Также и за внешней невесомостью Герды, то и дело взмывающей в поддержке и прыжках, за неугомонными пируэтами Кая, за роскошными массовыми сценами в городе и цветнике скрывается упорная и тяжелая работа хореографа и танцовщиков.
Галерея |
А в итоге получается яркий, летящий, легкий, разноцветный спектакль, в котором дети найдут, чему восхититься и чему удивиться, а взрослые — над чем задуматься. Хотя удивляться и восторгаться родителям тоже не запрещено.