Кому от таможни добро

Поможет ли изменить ситуацию новый закон?

Далеко не все знают, что налоги — не главный источник доходов федерального бюджета. Большая часть поступлений в него — это таможенные платежи.

Однако чем дальше, тем больше в стране задумываются над негативными последствиями «таможенных строгостей». Платить в конечном счете приходится обычным гражданам. Такой факт, к примеру, — всемирно-известный мебельный концерн IKEA попросту не мог начать работу в России, пока здесь существовал механизм расчета пошлины на мебель «по весу» — изделия IKEA при пересечении границы дорожали втрое, а дешевизна — неотъемлемая составляющая идеологии концерна. В итоге данный конкретный маразм устранили — но сколько их еще осталось? Тормоз в форме

Сегодня работа таможни привлекла к себе внимание в связи с планами модернизации. Технологии, оборудование, материалы, которые служат отправной точкой для развития наших собственных инноваций, нужно импортировать — и вот тут-то и начинаются реальные проблемы. К слову, на состоявшихся этим летом в Екатеринбурге выставке и форуме «Иннопром-2010» многие участники назвали таможенников одной из главных преград на пути инноваций. А руководитель Российской венчурной компании Игорь Агамирзян продемонстрировал это на примере того, как был загублен проект изготовления современных электронных плат у нас в стране. Таможня потребовала отдельно оформлять весь пакет документов на каждый из сотен компонентов платы. И оказалось выгодней собирать платы за рубежом и ввозить их в готовом виде. — Издержки, связанные с пересечением таможенной границы, подчас носят непредсказуемый характер и приводят к отказу от размещения в России новых производств, — подчеркнул президент Дмитрий Медведев. — Эти проблемы затрагивают и отечественных производителей, включая потенциальных экспортеров высокотехнологичной продукции. По его мнению, все это ставит Россию «в очень сложные условия». «Мы просто проигрываем по отношению к нашим конкурентам», — констатировал глава государства. Что подтверждается и международными рейтингами эффективности работы российской таможни. Как признает глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, по комфортности таможенных процедур наша страна занимает одно из последних мест в мире. И это вполне заслуженно с учетом того, что, например, в США и Германии досматривается всего 3% груза, а в Англии и вовсе — 2% против 44% в России. И если у нас для экспорта компания должна в среднем со­брать 8 документов, а для импорта — 13, то в развитых странах в два раза меньше — 4 и 6 соответственно. И это, по оценке министра, увеличивает продолжительность российской «растаможки» на пять дней. Причем огромные пакеты документов нужно собрать не только на какой-то «сложный» груз, но и обычную древесину. Таможня запрашивает прайс-лист отправителя, заверенный его местной торгово-промышленной палатой, при том что в расчетах руководствуется собственными ценами. Муниципальных, региональных или отраслевых чиновников судьбы бизнеса заботят хоть как-то — ведь за успехи этого бизнеса можно красиво отчитаться. Таможенников судьбы отечественного бизнеса не волнуют ни в коей мере. Все расходы, связанные с задержками груза в таможенных терминалах, вынуждены брать на себя сами импортеры. Более того, импорт определенных видов продукции вообще могут задержать на неопределенный срок, тем самым напрочь провалив сезонные продажи. В текущем году, к примеру, на пять месяцев остановили импорт подвесных моторов для лодок. Справедливости ради следует признать, что имеются объективные предпосылки для неверной мотивации сотрудников таможни, отмечает Галина Баландина из «Пепеляев Групп». Делая такое заключение, она исходит из опыта своей прошлой работы в качестве директора департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития. По ее словам, с таможенников главным образом спрашивают за то, сколько денег они принесли в бюджет. И пока это будет основным критерием эффективности их работы, сотрудники таможни будут стремиться чаще проверять, чтобы собрать побольше денег. И не только для государства. Презумпция виновности

Как говорит начальник отдела таможенного оформления компании Smart Logistic Group Николай Путятин, «таможня — самое коррумпированное ведомство. Всем понятно, что они искусственно создают проблемы для добропорядочных граждан. В итоге тем ничего не остается, как только заплатить взятку». В помощь себе российские таможенники взяли презумпцию виновности. Согласно ей любое физическое или юридическое лицо рассматривается ими как потенциальный контрабандист — пока гражданин или компания не докажут обратное. При том, что сама таможня легко идет на произвольное толкование любых правил в свою пользу, не останавливаясь и перед нарушением Конституции РФ. И это не столь безобидные игры, как может показаться. Ведь в результате вполне законопослушный человек может превратиться в уголовника. Представьте себе ситуацию, когда во время поездки за рубеж вы приобрели достаточно дорогую вещь, которая стоит больше 10 тыс. долларов. Но вы купили ее на распродаже за сумму гораздо меньшую названной. И при ввозе в страну не внесли ее в таможенную декларацию, исходя из того, что предметы дешевле 10 тыс. долларов не облагаются пошлиной. Но у таможни свой счет, основанием для которого служит оценка «придворных» компаний, а они всегда дают завышенную цену. И появляются все основания, чтобы завести на «контрабандиста» уголовное дело. Ну, а дальше, как говорится, дело техники: либо вы поддаетесь шантажу и платите, либо — в худшем случае — оказываетесь за решеткой. Большие надежды по «исправлению» таможни возлагаются на новый закон «О таможенном регулировании», который должен заменить Таможенный кодекс в связи с тем, что с 1июля текущего года заработал Таможенный союз (ТС) в составе России, Белоруссии и Казахстана. Он уже прошел первое чтение в Госдуме и обещают, что его примут до 1 октября 2010 года. Но вот уверенности в том, что он «разошьет» нынешние проблемы, нет. Иначе бы президент Медведев не ставил эффективность его будущей работы в зависимость от выполнения в ближайшее время некоторых предварительных условий. Так, президент считает настоятельно необходимым «максимально сократить нормы непрямого действия в законе и общее бремя таможенной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности». Еще одно важное условие — обеспечить «зеленый коридор» для экспорта-импорта высокотехнологичных товаров. Плюс к этому ставится задача — «создать условия и механизмы для эффективного взаимодействия таможенных органов и самих участников торгового оборота». И наконец — «обеспечить анализ влияния таможни, других контрольных органов на увеличение торгового оборота и повышение деловой активности». У таможенников тоже конкуренция

Подписание договора о Таможенном союзе явно было продиктовано соображениями высокой политики, за которыми и забыли о разных мелочах. В частности, о том, что теперь импортеры трех стран смогут выбирать себе таможню по вкусу, поскольку унифицированы будут только общие контуры таможенной нормативной базы, но никак не частности, и уж тем более не стиль работы таможен РФ, Казах­стана и Белоруссии. По мнению заместителя декана факультета мировой экономики Высшей школы экономики Андрея Суздальцева, партнеры России по ТС замкнут китайские товарные потоки на себя. «Тот же Лукашенко уже вторую неделю приглашает в Таможенный союз через Белоруссию, — рассказывает ученый. — Он хочет открыть даже промышленную зону китайских товаров. Лукашенко рекомендует китайским производителям не создавать свой бизнес в России, переманивая их в Белоруссию». «В случае изменения маршрутов товаропотоков — а это возможно в такой ситуации — за ними, естественно, тянется цепочка логистического бизнеса, а затем подстраивается и производство», — предупредил об опасности президент Медведев. То есть, если российские таможенники и дальше продолжат «кошмарить» бизнес, то многие предпочтут перенести свою деятельность на территорию сопредельных стран-участниц ТС. Следствием чего станет потеря россиянами рабочих мест и налоговых поступлений.


Андрей МОРОЗОВ

 
По теме
В Екатеринбурге пьяный водитель пытался дать взятку автоинспекторам Автоинспекторы в Екатеринбурге поймали водителя в алкогольном опьянении, однако мужчина не хотел остаться без прав и предложил им «выкуп».
В Нижнем Тагиле виновник смертельного ДТП хотел избежать наказания на СВО По словам инсайдера, водитель Range Rover, по вине которого после ДТП скончался житель Нижнего Тагила, сбежал на СВО.
«Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
Центр соцобслуживания населения
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского