фотография: архив. |
Непонятый и несчастный — Всем известно, что потеря работы — это, как правило, стресс. А вот про то, что продвижение по службе, вот это желанное взбегание по карьерной лестнице, тоже является стрессом, многие не задумываются. Вернее, об этом как-то не принято говорить. Хорошее же дело — карьерный рост, подъём, успех! Какой тут стресс? Между тем любое изменение условий жизни человека является стрессовым фактором, — поясняет врач-психотерапевт Оксана СОБИНА. — Условия изменились, и к ним приходится адаптироваться.
Более того. По словам собеседницы, подобная ситуация может спровоцировать даже более тяжёлые последствия, чем потеря работы. Почему? Потому что в случае увольнения всем всё предельно ясно: это стресс. Окружающие сочувствуют, стараются поддержать, с пониманием относятся к негативной реакции человека (настроение там у него снижено, не спит-не ест, апатия). Или вот зАпил человек — всем понятно: стресс, работу потерял.
А вот если человек стал злым и раздражительным из-за предложения о назначении на более высокую должность, понимания со стороны окружающих ему не дождаться.
— Тем более если он вдруг начнёт говорить о том, а не отказаться ли. Мол, ну, не его это повышение. Тут всякому пониманию точно конец. Кто же от такого станет отказываться? Только дурак. И человек обычно идёт на повышение, понимая, что его отказ будет выглядеть глупо. И после этого оказывается в весьма затруднительном положении. Тут и тревожные мысли, и бессонные ночи, и плохое настроение... Обычно в таком случае ему помогает какая-нибудь болезнь. Не то чтобы тяжёлая, но и не пустячная. Тревожное расстройство, паническая атака — вполне подходящий вариант. Бывает и что-нибудь посерьёзнее, — констатирует врач-психотерапевт.
Откуда тревога Для начала уточним. Далеко не каждый может впасть в депрессию после известия о повышении. Если человек давно этого ждал и хотел, если он готов к переменам морально и физически, скорее всего, всё ограничится лёгким волнением.
Другое дело, если человека полностью устраивала работа на прежнем месте.
— Был у меня клиент, мужчина средних лет, — вспоминает Оксана Вячеславовна. — Ему выпал невероятный шанс — повышение до «небожителя». До позиции топ-менеджера крупной федеральной компании. Ему бы радоваться, а он вдруг начал болеть. Просто повышение оказалось ненужным. Этого человека полностью устраивали прежняя позиция, функционал, уровень ответственности и зарплата. Он был внутренне не готов работать больше и нести бОльшую ответственность, что непременно влечёт за собой переход на более высокую ступень карьерной лестницы.
Бывает и так. Человек не то что не готов, а просто не может по складу характера. Оксана Собина считает, что есть люди, которым дано стать большими начальниками, а есть те, которым не дано. Для некоторых «потолок» — работа заместителем или помощником руководителя. Такая работа тоже очень важна и очень ответственна. Но она не предполагает публичности. Для людей, предпочитающих держаться в тени, быть этакими серыми кардиналами, это то, что «доктор прописал».
Кроме того, у них, как правило, более высокий уровень тревожности. А работа руководителем — не только публичность, но и готовность пойти ва-банк, то есть рискнуть. Такой человек умеет в определённых ситуациях играть против правил, ему присуща доля того, что называют «здоровым пофигизмом». Иное дело — человек с высоким уровнем тревожности: ему по душе игра по правилам.
— На одних амбициях далеко не уедешь, — считает врач-психотерапевт. — Конечно, непубличный и нерисковый человек гипотетически может стать руководителем, если сильно захочет. Но повышение причинит ему скорее вред, чем пользу.
Что делать? В случае, если известие о повышении вызвало тревогу и как следствие лишило сна и аппетита, рекомендуется начертить табличку и выписать в столбики плюсы и минусы перехода на более высокую ступень.
В числе плюсов могут быть, например, более высокая зарплата, рост авторитета и т. д. В числе минусов — большая нагрузка, ненормированных рабочий день и т. п.
Потом можно сделать другую табличку, куда внести положительные и отрицательные моменты отказа от повышения.
— Важно именно записывать, ведь так человек более конкретно формулирует свою мысль, — отмечает врач-психотерапевт. — Письменная речь сильно отличается от устной, ещё сильнее — от хаотичных мыслей в нашей голове.
После этого имеет смысл проанализировать написанное и сделать выводы. Кстати, когда вы сами для себя сформулируете аргументы «за» и «против», вам будет легче донести их до окружающих, чтобы объяснить свой выбор. Например, «да, дорогая, я буду зарабатывать больше, но смогу видеть тебя и детей только раз в неделю. А мне бы хотелось проводить с вами больше времени».
— Сейчас модно быть лидером. Но, как это ни банально, все люди разные, и что хорошо одному, будет плохо другому. Стресс — это повод лучше узнать себя и принять оптимальное решение, — резюмирует Оксана Собина.
Автор: Надежда Баяндина
Источник: Вечерний Екатеринбург
18.10.2018 11:06