Если актеров нет достойных.
Свердловский академический Театр драмы в этом году отметил свое 85-летие. Народная артистка России Галина Умпелева служит в нем почти 50 лет. За это время она сыграла 150 ролей от Бланш в "Трамвае "Желание" до Комиссара в спектакле "У времени в плену". И, несмотря на свои годы, до сих пор остается востребована режиссерами. Сейчас у нее главная роль в спектакле "Игра в джин".
До премьеры чуть меньше месяца. И корреспондент " Уралинформбюро " отправился в гримерку Умпелевой с классическим набором вопросов "о времени и о себе".
- Галина Николаевна, за те десятилетия что Вы на сцене, как изменился зритель?
- Если прежде на сцене возникала драматическая напряженная пауза, была такая тишина… Зал дышал одним дыханием с нами. Сейчас этого, конечно, нет.
Время диктует. В зрительном зале люди торопятся, хотят, чтобы сюжет быстрее двигался к финалу.
Я не смотрю в зал. Я его чувствую. Причем достаточно минут 5-10 провести на сцене, и я понимаю, как зал будет принимать. Будут реагировать на какие-то такие не очень вкусные, пошловатые вещи или будут слушать и соучаствовать в спектакле.
Сейчас любят, когда ненормативная лексика звучит, что я категорически не приемлю. Я знаю эти слова, но зачем их со сцены говорить?
- Это добавляет экспрессии…
- Какая ерунда! Если у тебя нет этой экспрессии, добавление сквернословия ничего не прибавит, кроме мерзости.
Или когда показывают части тела. Бурная реакция в зале, я этого не понимаю. Режиссер ни пьесе, ни актеру, ни себе не доверяет, если ему такие вещи необходимы.
Видели фильм Клода Лелуша "Мужчина и женщина"? Там никаких нет откровенных сцен, но потрясающее кино! И совсем мне не нужно видеть, как они абсолютно голенькие валяются по кровати. Без этого все понятно и сексапильно.
Печально, что часто театр так хочет понравиться залу, что оказывается ниже него.
- Ради прибыли…
- Но не подряд же, и не каждый день. Все-таки иногда нужно, чтобы было над чем подумать, чему сопереживать, сочувствовать. Зрители готовы к этому, если мы их за собой поведем, а не будем под них подстраиваться.
- Как Вы относитесь к экспериментам современных театральных режиссеров?
- Я нормально отношусь. Режиссер Владимир Мирзоев в прошлом году поставил в нашем театре "Доходное место", Вы видели? Я могу соглашаться или не соглашаться с его позицией, но не признать, что это серьезный, интересный и яркий режиссер не могу.
- А если Вас канкан попросят станцевать?
- Пожалуйста, если этого требует пьеса, требует персонаж. Мы сейчас репетируем "Игру в джин" с молодым режиссером Виталием Дьяченко, совсем мальчик, 27 лет ему. У меня ни разу не возникло конфликтных ситуаций. Я понимаю, о чем он говорит, что от меня требует, и этого достаточно. Мне не нравится бессмыслица на сцене. Штучки ради штучек.
- Нужна ли театру господдержка?
- Безусловно, театр не выживет на самоокупаемости. У нас до 800 мест в зале. И редчайший случай, когда бывает аншлаг. Это при том, что у нас дешевые билеты.
Без господдержки театр может стать просто антрепризным. Мы это уже проходили. Ничего хорошего в этом нет. Стационарный театр должен быть обязательно. Другой вопрос, что их не должно быть много.
- А может, и антрепризы достаточно?
- Сколько я видела антрепризных спектаклей, все равно - халтура. Актеры собираются откровенно для заработка.
- Нынешнее время тяжелее для театральных актеров?
- Ничего не тяжелее… Ерунда это все. Маленькая зарплата? Она и в советское время была такой. В театре люди работают не за деньги.
Актер - это единственная профессия, когда человек хочет работать как можно больше, независимо ни от чего. Хоть по 12 часов в сутки – лишь бы была работа.
- Почему у Вас не сложилось с кино?
- Что Вы, что Вы! Я же в "Белом солнце пустыни" снималась. Там вот, знаете, когда в пустыне все бегут, так вот первая в красненьком, в чадре – это я ( хохочет ).
У меня не кинематографическая внешность, это самое главное. А потом не было интересных предложений. Не хотели снимать.
- А в сериалах?
- Звали меня, отказалась я. Зачем? В Голливуд не позовут после этого. Очень хорошо Раневская сказала: "Ну, снялась я, деньги истратила, а позор остался". Чтобы этого не было.
- Галина Николаевна, а тяжело ли бремя славы?
- Что Вы имеете в виду?
- Дефиле по красным дорожкам, вспышки камер папарацци…
- Я этого не имела, не знаю. Но, думаю, что это скорее для мамы с папой важно. А для актера – всего одна секунда, а завтра выходи на сцену и доказывай.
- Вас узнают на улицах…
- Когда я иду с авоськой с картошкой, чувствую себя жутко неловко. А когда я иду в нормальной форме, и подходят люди, слова добрые говорят, очень приятно.
- Что бы Вам хотелось сыграть еще?
- Ой, Боже мой! Главное, чтобы был хороший режиссер и хорошая пьеса. Пусть роль будет маленькая. Я уже столько наиграла, что мне даже неловко говорить, что что-то еще нужно...
Беседовала Ирина КАЛИНИНА