Ежегодно 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. Его тема в 2018 году – «Всеобщий охват услугами здравоохранения: для всех и везде», лозунг - «Здоровье для всех».
Всеобщий охват услугами здравоохранения (ВОУЗ) означает возможность любого члена общества получить доступ к услугам здравоохранения. В основе обеспечения всеобщего охвата лежит устав Всемирной организации здравоохранения 1948 года, одним из основных постулатов которого является справедливость в получении услуг здравоохранения.
В связи с этим следует отметить важность не только всеобщего охвата услугами здравоохранения, но и охват услугами, не ущемляющими права потребителей медицинских услуг.
В 2017 году в территориальные отделы г. Екатеринбурга поступило 163 жалобы в сфере защиты прав потребителей платных медицинских услуг, что составляет 1,9% в общей структуре обращений по городу.
В отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих платные медицинские услуги, проводятся надзорные мероприятия, удельный вес проверок с нарушениями составил 75%.
Среди субъектов, оказывающих платные медицинские услуги, наибольшее число надзорных мероприятий приходится на стоматологические клиники и медицинские центры, оказывающие дорогостоящие косметологические услуги.
Основные нарушения, выявленные при осуществлении надзора в отношении медицинских организаций:
• не доведение до сведения потребителей платных медицинских услуг в наглядной и доступной форме Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. № 1006;
• отсутствие на вывеске, информационных стендах, сайте медицинской организации, в договоре информации о месте нахождения учреждения (месте его государственной регистрации); квалификации и сертификации специалистов; перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости; об условиях и сроках предоставления платных медицинских услуг и др.;
• включение в договор оказания платных медицинских услуг условий, ущемляющих права потребителей, установленных законодательством о защите прав потребителей (одностороннее изменение исполнителем условий договора (в том числе – условия о цене договора, сроках, способов оказания услуги),
• отсутствие у потребителя возможности выражения согласия или отказа в предоставлении дополнительных платных медицинских услуг.
Только за последние два года самыми актуальными потребительскими проблемами екатеринбуржцев стали навязанные дорогостоящие косметологические услуги и потребительские кредиты на их оказание, приобретение в рассрочку фильтров для воды и различных медицинских аппаратов.
В 2017 году за оказанием юридической помощи в отношении юридических лиц и предпринимателей, допустивших нарушение прав потребителей при оказании медицинских услуг, только в Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге обратилось 155 горожан, что на 23% больше чем в 2016 году.
По обращениям граждан специалистами консультационного пункта составлено 3 иска, 15 претензий, из которых 10 удовлетворены в досудебном порядке на общую сумму 300 тысяч 800 рублей.
Когда и как потребителю при оказании платных медицинских услуг следует обращаться в суд? На что следует обращать особое внимание при их приобретении? Как не стать жертвой мошенников, приобретая необходимые для сохранения здоровья товары или услуги?
Эти и все другие интересующие вопросы по теме защиты прав потребителей при оказании платных медицинских услуг горожане с 6 по 12 марта могут задать по телефону горячей линии (343) 272-00-07, организованной в рамках Всемирного дня здоровья Центральным Екатеринбургским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и Консультационным пунктом для потребителей в г. Екатеринбурге.
Горячая линия будет работать в рабочие дни с 9.00 до 17.00 (перерыв с 12.00. до 13.00). Вопросы на неё также принимаются по электронной почте oezpp_08@66.rospotrebnadzor.ru и логину в Skype: konsultant.dlya.potrebiteley.