И с бумажкой ты — букашка?

Старая новогодняя традиция дарить подарки, видимо, окончательно уступила место другой — разводить на деньги. Ещё год назад, приобретая машину в канун Нового года, можно было рассчитывать на хорошую скидку или, к примеру, бесплатный комплект шин. Сегодня покупателей ждут совсем другие «сюрпризы»: повышение стоимости авто уже после внесения аванса, а то и расторжение договора.

Доплати или уходи

Самая распространённая ситуация — звонок менеджера с просьбой доплатить энную сумму уже после процедуры подписания договора и проведения авансового платежа.

— Моя машинка пришла в автосалон 15 декабря, — рассказывает екатеринбурженка Татьяна (фамилию девушка попросила не называть). — Мы съездили, подписали допсоглашение об изменении цены, так как итоговая сумма немного выросла, доплатили эти несколько тысяч, взяли документы для банка (покупаем в кредит) и 16-го заключили кредитный договор. Но накануне того дня, когда собирались забрать машину из салона, с нами связался менеджер и сообщил, что цена поднялась ещё на 30 тысяч. И пока мы не внесём эту сумму, авто нам не отдадут.

Татьяна с мужем деньги, конечно, нашли и машину забрали, но осадочек, что называется, остался.

Другим повезло меньше: их вообще оставили без машин.

«16.12 вносим аванс, причём менеджер уверяет, что 100-процентной оплаты не требуется: машина за нами закреплена. 17.12 настаиваем на полной оплате — отказ, а в 17.00 звонок: необходимо, чтобы машина покинула салон сегодня, иначе цена изменится. Приезжаем через 20 минут с деньгами и слышим: «Мы возвращаем вам аванс, договор расторгаем — таково, дескать, указание директора...» Сегодня в салоне стоит «наш» автомобиль по цене, превышающей прежнюю на 213 тысяч рублей», — рассказывает на одном из городских форумов пользователь с ником Katrin09_10.

А вот с парикмахером Жанной ДЕНИСОВОЙ произошла история, которая вовсе не укладывается в голове: жительнице нашего города не отдали полностью оплаченный автомобиль!

При разговоре Жанна чётко придерживается фактов:

— 14 декабря 2014 года между автоцентром «Автобан-Запад-Плюс» (г. Екатеринбург, ул. Металлургов, 67) и мной был подписан предварительный договор на покупку Volkswagen Polo седан и внесён аванс в размере 5 000 рублей. 15-го мне позвонил менеджер для подтверждения согласия на приобретение данного автомобиля. 17-го был выставлен счёт на оплату с указанием марки, цвета, VIN номера и стоимости авто. А 18-го я внесла в кассу оставшуюся сумму в размере 596 506 руб. После оплаты мне была выдана ксерокопия ПТС для оформления страховки. Потом в том же автосалоне я оформила ОСАГО и договорилась с менеджером о том, что 19-го машина пройдёт предпродажную подготовку и будет мне передана. Он даже показал на мониторе компьютера график подготовки и выдачи автомобиля. Я должна была приехать после 16.00, привезти зимние колёса и подписать необходимые бумаги.

Однако 19 декабря, когда я уже направлялась в сторону автосалона, позвонил менеджер и сообщил, что машину мне не отдадут, поскольку только что пришло распоряжение руководства салона о приостановлении продаж по старым ценам. То есть о том, что цена на мой автомобиль выросла на 50 000 рублей, я узнала уже тогда, когда приехала в автосалон с комплектом колёс! Может, сотрудники салона рассчитывали, что деваться мне будет некуда и я всё равно доплачу?

Руководитель отдела продаж от всех моих доводов о том, что автомобиль был оплачен 18.12.2014, а распоряжение о приостановлении продаж получено 19.12.2014, отмахнулся.

Жанна настроена по-боевому:

— Я бью во все колокола. Подготовила претензию, написала в Роспотребнадзор, обратилась к депутату, пообщалась по горячей линии с представителем производителя автомобиля, который сказал, что невыдача автодилером оплаченного автомобиля незаконна: Не знаю, что ещё можно сделать.

Дальше — хуже?

«Да заплатите вы эти 50 000 и забирайте автомобиль!» — советуют Жанне на форумах. Менеджер одного из автосалонов, попросивший не называть его имени и места работы, тоже считает, что это — наилучший выход.

— Судиться? Но законом предусмотрено изменение условий договора в одностороннем порядке в случае форс-мажора. А скачки курса валют как раз являются форс-мажором. То есть судиться бессмысленно, — убеждён собеседник.

— Реальность такова, что ценники приходится менять ежедневно, а машины всё равно разбирают как горячие пирожки. К примеру, Volkswagen Tiguan, стоивший на момент отправки из Москвы в Екатеринбург 1 млн. 400 тыс. рублей, по прибытии в автосалон подорожал до 1 млн. 700 тыс. руб. И был куплен чуть ли не в тот же день! А нового поступления по прогнозам пока не ожидается.

По информации менеджера автосалона, бешеный спрос на автомобили обусловлен тем, что люди, поддавшиеся панике по случаю неминуемого кризиса, боятся обесценивания денег и стремятся вложить их хоть в какое-то имущество. Этого опасаются и автодилеры (торговые компании, выступающие в роли посредника между производителями автомобилей и людьми, желающими произвести покупку транспортного средства. — Прим. авт. ), поэтому продолжают поднимать цены, несмотря на то, что выставленные в салонах авто собраны из комплектующих, купленных за рубежом по старой цене. Надо успеть извлечь прибыль сейчас, ибо никто не знает, что будет дальше. Вдруг валюта продолжит расти в цене? Не факт, что машины, собранные из подорожавших комплектующих, а потому и сами значительно выросшие в цене, будут интересны российскому потребителю.

— Многие автодилеры взяли сейчас паузу. Некоторые даже отправили сотрудников в отпуска до конца января. Это значит, что в январе машин в автосалонах не будет, — уверен собеседник. — А на более дальний срок я не загадываю. Скорее всего, будут, но совсем по другой цене. БОльшей.

Автосалоны надо наказывать

У председателя общественного движения «Комитет по защите прав автовладельцев» Кирилла ФОРМАНЧУКА иное мнение:

— Необходимо идти в суд и наказывать автосалоны. Дилеры просто наживаются на кризисе! А покупатели часто не знают, что действия автосалонов незаконны.

По словам Форманчука, главный документ — договор. В нём фиксируется срок поставки автомобиля и цена товара — окончательная и не подлежащая изменению в сторону увеличения, так как это — существенное условие договора. Таким образом, даже если вы внесли только часть денег (аванс), вы имеете право рассчитывать на получение товара по той цене, что указана в договоре. В обозначенный срок потребитель обязан оплатить, а автосалон — выдать оплаченный товар.

— Ни о каком досрочном расторжении договора по инициативе автосалона в случае нежелания покупателя доплатить сверх прописанной в документе суммы не может быть и речи! Закон запрещает односторонний отказ от исполнения обязательств, — отмечает правозащитник. — Что касается форс-мажора, то под этим словом понимается атомная война и стихийное бедствие, но никак не изменение курса.

Что же делать тем, кто столкнулся с подобной ситуацией?

— Писать претензию и под поспись сдавать её в автосалон, поскольку судебная практика идёт по пути необходимости претензионного порядка, — советует Форманчук. — Дальше есть два пути. Первый: доплатить, сколько требуют, забрать машину, а уже потом обращаться в суд. При этом важно не подписывать никаких дополнительных соглашений на увеличение стоимости. Факт доплаты подтверждается кассовым чеком, платёжкой или квитанцией. Если менеджер настаивает на дополнительном соглашении, укажите в нём, что не согласны на увеличение цены.

Второй путь — дождаться, когда истечёт срок выдачи автомобиля, и обратиться в суд. В этом случае потребитель, по словам эксперта, имеет большие шансы получить не только товар, но и существенную компенсацию (компенсация за несколько месяцев ожидания может достигать стоимости автомобиля), а также возмещение всех убытков, например, расходов по аренде автомобиля подобного класса.

Если в автосалоне отказываются принимать оставшуюся сумму, правозащитник советует перечислить деньги банковским переводом на счёт продавца (реквизиты указываются в договоре): с момента зачисления денежных средств ваши обязательства будут считаться полностью выполненными.

Договор надо знать!

Однако юристы подходят к анализу ситуации с большей осторожностью.

— Я бы остерёгся говорить о том, что действия автосалонов однозначно незаконны, — говорит директор юридической консультации «Правозащита» Павел БРУСКОВ. — Законы можно толковать как «за», так и «против», и судебная практика бывает противоречивой. Если в договоре указана конкретная сумма сделки (без всяких оговорок) и конкретный срок выдачи автомобиля, то автосалон не имеет права задержать исполнение, изменить его или отказаться от договора в одностороннем порядке. А если договором предусмотрено право продавца поднять цену в одностороннем порядке? Тут ситуация уже не так однозначна, как представляется обиженному потребителю. Как показывает судебная практика, если продавец действует с учётом принципов разумности и добросовестности (то есть сможет в суде доказать, что цену на авто он поднял не с целью «под шумок» ободрать автолюбителя, а вынужденно, в силу объективного экономического кризиса), то суд может признать такие действия законными.

Впрочем, опытный адвокат, по информации ещё одного юриста — Эдуарда ХОДАКА, попробует найти «лазейку». В частности, если в договоре прописано, что информация об изменении стоимости автомобиля будет передана покупателю путём направления письма-уведомления, на самом же деле никакого письма не было, а был лишь звонок от менеджера — можно попробовать отстоять свою правоту. То есть каждый договор надо рассматривать отдельно. И лучше, конечно, до заключения сделки. Но можно и по факту оповещения об увеличении стоимости авто — главное до консультации с юристом не подписывать новых бумаг.

— Продавцы довольно часто оказывают на покупателя психологическое давление, не подкреплённое никакими документами, — отмечает Эдуард Ходак. — Поэтому можно побороться за свои права, если есть желание.

Беда в том, что одного желания обычно недостаточно. Машина нужна людям, как правило, «здесь и сейчас», а времени (а у кого-то и денег) на судебные разбирательства, которые тянутся в нашей стране годами, у большинства просто нет. Поэтому многие предпочтут вариант «доплатить». А значит, «зло» в конечном итоге останется безнаказанным.

 

 
По теме
В Нижнем Тагиле мужчина украл миллион и изобразил нападение на себя В Нижнем Тагиле житель Астрахани потратил миллион рублей, инсценировал нападение на самого себя и сообщил в полицию о грабеже.
В Хакасии 15-летняя школьница стала фигуранткой уголовного дела после того, как в шутку разместила у себя в Telegram-канале ложный пост с предложением за деньги устроить подрыв стратегического объекта.
зенин.jpeg - ОТВ Отделение лучевой диагностики клиники «Здоровье 365» похоже на что-то космическое: мощные аппараты, куда «въезжает» человек, на экранах мониторов – разноцветные графики, схемы, проекции, выдающие максимально достоверную информацию.
ОТВ
В 2023 году процент смертей в СМП в Свердловской области оказался ниже, чем по стране Егор СОЛОВЬЕВ Догоспитальная летальность в Свердловской области оказалась на 0,8% ниже, чем в среднем по России Фото:
КП Екатеринбург
Я читаю и рисую 2024 - Библиотека Гавань Традиционная выставка картин Детской школы искусств памяти Владимира Алексеевича Кашкина.
Библиотека Гавань
Паруса надежды и веры в наших сердцах - GorodNS.Ru Театральная Салда начинает потихоньку привыкать, что время от времени на подмостках городского Дворца культуры происходит удивительное событие, имя которому – Премьера.
GorodNS.Ru
Маша Миронова - Рулить должна молодёжь - Газета Зареченская Ярмарка Маша Миронова - Рулить должна молодёжь Маша Миронова - Рулить должна молодёжь   Сегодня мы решили поговорить с необычной именинницей.
Газета Зареченская Ярмарка