Самая распространённая ситуация — звонок менеджера с просьбой доплатить энную сумму уже после процедуры подписания договора и проведения авансового платежа.
— Моя машинка пришла в автосалон 15 декабря, — рассказывает екатеринбурженка Татьяна (фамилию девушка попросила не называть). — Мы съездили, подписали допсоглашение об изменении цены, так как итоговая сумма немного выросла, доплатили эти несколько тысяч, взяли документы для банка (покупаем в кредит) и 16-го заключили кредитный договор. Но накануне того дня, когда собирались забрать машину из салона, с нами связался менеджер и сообщил, что цена поднялась ещё на 30 тысяч. И пока мы не внесём эту сумму, авто нам не отдадут.
Татьяна с мужем деньги, конечно, нашли и машину забрали, но осадочек, что называется, остался.
Другим повезло меньше: их вообще оставили без машин.
«16.12 вносим аванс, причём менеджер уверяет, что 100-процентной оплаты не требуется: машина за нами закреплена. 17.12 настаиваем на полной оплате — отказ, а в 17.00 звонок: необходимо, чтобы машина покинула салон сегодня, иначе цена изменится. Приезжаем через 20 минут с деньгами и слышим: «Мы возвращаем вам аванс, договор расторгаем — таково, дескать, указание директора...» Сегодня в салоне стоит «наш» автомобиль по цене, превышающей прежнюю на 213 тысяч рублей», — рассказывает на одном из городских форумов пользователь с ником Katrin09_10.
А вот с парикмахером Жанной ДЕНИСОВОЙ произошла история, которая вовсе не укладывается в голове: жительнице нашего города не отдали полностью оплаченный автомобиль!
При разговоре Жанна чётко придерживается фактов:
— 14 декабря 2014 года между автоцентром «Автобан-Запад-Плюс» (г. Екатеринбург, ул. Металлургов, 67) и мной был подписан предварительный договор на покупку Volkswagen Polo седан и внесён аванс в размере 5 000 рублей. 15-го мне позвонил менеджер для подтверждения согласия на приобретение данного автомобиля. 17-го был выставлен счёт на оплату с указанием марки, цвета, VIN номера и стоимости авто. А 18-го я внесла в кассу оставшуюся сумму в размере 596 506 руб. После оплаты мне была выдана ксерокопия ПТС для оформления страховки. Потом в том же автосалоне я оформила ОСАГО и договорилась с менеджером о том, что 19-го машина пройдёт предпродажную подготовку и будет мне передана. Он даже показал на мониторе компьютера график подготовки и выдачи автомобиля. Я должна была приехать после 16.00, привезти зимние колёса и подписать необходимые бумаги.
Однако 19 декабря, когда я уже направлялась в сторону автосалона, позвонил менеджер и сообщил, что машину мне не отдадут, поскольку только что пришло распоряжение руководства салона о приостановлении продаж по старым ценам. То есть о том, что цена на мой автомобиль выросла на 50 000 рублей, я узнала уже тогда, когда приехала в автосалон с комплектом колёс! Может, сотрудники салона рассчитывали, что деваться мне будет некуда и я всё равно доплачу?
Руководитель отдела продаж от всех моих доводов о том, что автомобиль был оплачен 18.12.2014, а распоряжение о приостановлении продаж получено 19.12.2014, отмахнулся.
Жанна настроена по-боевому:
— Я бью во все колокола. Подготовила претензию, написала в Роспотребнадзор, обратилась к депутату, пообщалась по горячей линии с представителем производителя автомобиля, который сказал, что невыдача автодилером оплаченного автомобиля незаконна: Не знаю, что ещё можно сделать.
Дальше — хуже?«Да заплатите вы эти 50 000 и забирайте автомобиль!» — советуют Жанне на форумах. Менеджер одного из автосалонов, попросивший не называть его имени и места работы, тоже считает, что это — наилучший выход.
— Судиться? Но законом предусмотрено изменение условий договора в одностороннем порядке в случае форс-мажора. А скачки курса валют как раз являются форс-мажором. То есть судиться бессмысленно, — убеждён собеседник.
— Реальность такова, что ценники приходится менять ежедневно, а машины всё равно разбирают как горячие пирожки. К примеру, Volkswagen Tiguan, стоивший на момент отправки из Москвы в Екатеринбург 1 млн. 400 тыс. рублей, по прибытии в автосалон подорожал до 1 млн. 700 тыс. руб. И был куплен чуть ли не в тот же день! А нового поступления по прогнозам пока не ожидается.
По информации менеджера автосалона, бешеный спрос на автомобили обусловлен тем, что люди, поддавшиеся панике по случаю неминуемого кризиса, боятся обесценивания денег и стремятся вложить их хоть в какое-то имущество. Этого опасаются и автодилеры (торговые компании, выступающие в роли посредника между производителями автомобилей и людьми, желающими произвести покупку транспортного средства. — Прим. авт. ), поэтому продолжают поднимать цены, несмотря на то, что выставленные в салонах авто собраны из комплектующих, купленных за рубежом по старой цене. Надо успеть извлечь прибыль сейчас, ибо никто не знает, что будет дальше. Вдруг валюта продолжит расти в цене? Не факт, что машины, собранные из подорожавших комплектующих, а потому и сами значительно выросшие в цене, будут интересны российскому потребителю.
— Многие автодилеры взяли сейчас паузу. Некоторые даже отправили сотрудников в отпуска до конца января. Это значит, что в январе машин в автосалонах не будет, — уверен собеседник. — А на более дальний срок я не загадываю. Скорее всего, будут, но совсем по другой цене. БОльшей.
Автосалоны надо наказыватьУ председателя общественного движения «Комитет по защите прав автовладельцев» Кирилла ФОРМАНЧУКА иное мнение:
— Необходимо идти в суд и наказывать автосалоны. Дилеры просто наживаются на кризисе! А покупатели часто не знают, что действия автосалонов незаконны.
По словам Форманчука, главный документ — договор. В нём фиксируется срок поставки автомобиля и цена товара — окончательная и не подлежащая изменению в сторону увеличения, так как это — существенное условие договора. Таким образом, даже если вы внесли только часть денег (аванс), вы имеете право рассчитывать на получение товара по той цене, что указана в договоре. В обозначенный срок потребитель обязан оплатить, а автосалон — выдать оплаченный товар.
— Ни о каком досрочном расторжении договора по инициативе автосалона в случае нежелания покупателя доплатить сверх прописанной в документе суммы не может быть и речи! Закон запрещает односторонний отказ от исполнения обязательств, — отмечает правозащитник. — Что касается форс-мажора, то под этим словом понимается атомная война и стихийное бедствие, но никак не изменение курса.
Что же делать тем, кто столкнулся с подобной ситуацией?
— Писать претензию и под поспись сдавать её в автосалон, поскольку судебная практика идёт по пути необходимости претензионного порядка, — советует Форманчук. — Дальше есть два пути. Первый: доплатить, сколько требуют, забрать машину, а уже потом обращаться в суд. При этом важно не подписывать никаких дополнительных соглашений на увеличение стоимости. Факт доплаты подтверждается кассовым чеком, платёжкой или квитанцией. Если менеджер настаивает на дополнительном соглашении, укажите в нём, что не согласны на увеличение цены.
Второй путь — дождаться, когда истечёт срок выдачи автомобиля, и обратиться в суд. В этом случае потребитель, по словам эксперта, имеет большие шансы получить не только товар, но и существенную компенсацию (компенсация за несколько месяцев ожидания может достигать стоимости автомобиля), а также возмещение всех убытков, например, расходов по аренде автомобиля подобного класса.
Если в автосалоне отказываются принимать оставшуюся сумму, правозащитник советует перечислить деньги банковским переводом на счёт продавца (реквизиты указываются в договоре): с момента зачисления денежных средств ваши обязательства будут считаться полностью выполненными.
Договор надо знать!Однако юристы подходят к анализу ситуации с большей осторожностью.
— Я бы остерёгся говорить о том, что действия автосалонов однозначно незаконны, — говорит директор юридической консультации «Правозащита» Павел БРУСКОВ. — Законы можно толковать как «за», так и «против», и судебная практика бывает противоречивой. Если в договоре указана конкретная сумма сделки (без всяких оговорок) и конкретный срок выдачи автомобиля, то автосалон не имеет права задержать исполнение, изменить его или отказаться от договора в одностороннем порядке. А если договором предусмотрено право продавца поднять цену в одностороннем порядке? Тут ситуация уже не так однозначна, как представляется обиженному потребителю. Как показывает судебная практика, если продавец действует с учётом принципов разумности и добросовестности (то есть сможет в суде доказать, что цену на авто он поднял не с целью «под шумок» ободрать автолюбителя, а вынужденно, в силу объективного экономического кризиса), то суд может признать такие действия законными.
Впрочем, опытный адвокат, по информации ещё одного юриста — Эдуарда ХОДАКА, попробует найти «лазейку». В частности, если в договоре прописано, что информация об изменении стоимости автомобиля будет передана покупателю путём направления письма-уведомления, на самом же деле никакого письма не было, а был лишь звонок от менеджера — можно попробовать отстоять свою правоту. То есть каждый договор надо рассматривать отдельно. И лучше, конечно, до заключения сделки. Но можно и по факту оповещения об увеличении стоимости авто — главное до консультации с юристом не подписывать новых бумаг.
— Продавцы довольно часто оказывают на покупателя психологическое давление, не подкреплённое никакими документами, — отмечает Эдуард Ходак. — Поэтому можно побороться за свои права, если есть желание.
Беда в том, что одного желания обычно недостаточно. Машина нужна людям, как правило, «здесь и сейчас», а времени (а у кого-то и денег) на судебные разбирательства, которые тянутся в нашей стране годами, у большинства просто нет. Поэтому многие предпочтут вариант «доплатить». А значит, «зло» в конечном итоге останется безнаказанным.