Забота или пиар: зачем парламентарии хотят ограничить рекламу лекарств на ТВ

Уже неделю в  сети обсуждается новая инициатива парламентариев о  запрете рекламы лекарств на  телевидении. Законопроект находится на  рассмотрении в  Госдуме и  уже получил статус весьма спорного документа.

Как утверждают авторы инициативы, новая мера направлена прежде всего на  защиту граждан. Мол, реклама на  ТВ провоцирует человека на  самолечение и  вводит в  заблуждение относительно качества препарата.

Мнение странное, поскольку за  тем, как реклама влияет на  потребителя, в  стране следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая в  прошлом году проявила беспрецедентную активность по  выявлению нарушений как раз в  сфере фарминдустрии. Штрафы выписывались пачками именно за  то, что текст, подача рекламы  — и  не  только на  телевидении  — вводила человека в  заблуждение. Чаще всего это касалось фраз типа «лучшие цены в  городе», «дешевле не  найдете», «в  50  раз эффективнее, чем...» и  т.д..

Законодательная база

В  России уже работает ведомство, которое контролирует содержание рекламы, и  зачем в  стране нужен закон, который отчасти будет дублировать деятельность ФАС, непонятно.

—  На  мой взгляд, законопроект выдвинут ради демонстрации работы парламентариев,  — считает председатель правления общественной организации защиты потребителей медицинских услуг «Здравоохранение» в  Екатеринбурге Максим Стародубцев. —  С  одной стороны, да: любая реклама стимулирует спонтанную покупку, а  в  случае с  лекарствами провоцирует самолечение и  мешает исполнению рекомендации врачей. С  другой  — мы  живем в  мире навязчивого маркетинга, и  не  думаю, что данный запрет сможет существенно что-то изменить. Ведь если оценивать контент, то  рекламируются средства от  гриппа и  простуды, спазмалитики, противогрибковые препараты  — они не  опасны для здоровья, даже если используются в  самолечении,  — считает эксперт.

Если оценить меры, которые уже сегодня действуют в  стране, то  человек и  так достаточно защищен от  покупки лекарств, которые при самолечении могут нанести огромный вред. В  частности, запрещена реклама рецептурных препаратов; с  прошлого года значительно сузился список лекарств, которые можно купить без рецепта, например все виды антибиотиков и  ряд успокоительных. В  целом наша законодательная база в  сфере рекламы и  продажи медикаментов мало чем уступает европейской или американской.

Оценка эффективности препаратов

Проблема здесь кроется в  другом. Современный мировой рынок фарминдустрии лишен качественной и  объективной оценки эффективности лекарств. Чтобы проверить, насколько тот или иной препарат воздействует на  организм, нужны огромные деньги, и  чаще всего в  достаточном количестве они не  выделяются. Зато предусмотрен большой бюджет на  пиар-компании.

Активность такой политики фармпроизводителей могут подтвердить и  екатеринбургские врачи. Тема неоднозначная, поэтом открыто  — на  диктофон  — говорить о  таких случаях никто не  хочет, но  «не  для записи» рассказывают, что предложения «сотрудничества» всегда очень выгодные и  зачастую преподносятся как приглашение на  конференцию в  европейскую страну с  полной оплатой перелета и  проживания. Сложно сказать, насколько эффективны препараты, которые явно или скрыто презентуются на  таких форумах, но  то, что это часть ведения фармбизнеса  — однозначно, считают в  местном медицинском сообществе.

—  Фармацевтический рынок очень прибыльный, и  реальность такова, что в  мире действует «фармацевтическая мафия», определяющая, что и  как продвигать,  — поддерживает мнение врачей Максим Стародубцев. —  Я  соглашусь, что медики сегодня втягиваются в  маркетинг, и  остается только надеяться, что в  основном нас лечат квалифицированные врачи, назначающие лишь необходимые лекарства.

Ответственность врачей

Реклама нас сопровождает везде. Как правильно отметил Максим Стародубцев, мы  живем в  мире навязчивого маркетинга, и  если оценивать масштабы вреда, то  от  телевизионной рекламы средства от  кашля его в  разы меньше, чем от  авторитетного назначения врачом нового антибиотика, свойства которого до  конца не  исследованы. И  на  фоне этого возникает вопрос: может быть, стоит разрабатывать законопроекты, связанные не  с  невинной рекламой лекарств на  ТВ, а  направленные, например, на  обоснованное врачебное назначение дорогостоящих рецептурных препаратов? Такая мера будет больше похожа на  защиту пациента.

Ольга Плехова, фото ok.ru

 
По теме
Законопроект о запрете распространения в телепрограммах рекламы лекарств внесен 17 апреля на рассмотрение Госдумы.
Мужчина обвиняется в причинение смерти по неосторожности Дарья ЧИПУРИНА Уголовное дело передано в суд Фото: Алексей БУЛАТОВ В Екатеринбурге перед судом предстанет отец трехлетней девочки, погибшей от разряда тока.
«Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
Центр соцобслуживания населения
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского