Одним из явлений, по которому можно судить о развитии общества, историки уже давно называют моду. Стили, типы ткани, обувь — все это и многие другие детали внешнего вида могут «рассказать» об историческом периоде не хуже документальных источников.
Что же мы можем узнать о жизни дореволюционного Екатеринбурга, изучая шляпки и модные наряды, выясняем вместе с сотрудником библиотеки имени Белинского, краеведом, куратором ряда выставок, посвященных истории Екатеринбурга, Анастасией Каримовой.
Броская одежда подчеркивает низкое происхождение
— На рубеже веков следование моде становится образом жизни очень многих горожан. Так, в 1887 году в Екатеринбурге, где население составляло около 30 тысяч человек, работали семь модных дамских магазинов, 132 мастерских, 122 портных, которые обшивали мужчин, и 286 обувщиков, — рассказывает Анастасия Каримова.
Население в то время в городе было смешанное — крестьяне уже постепенно перебирались из деревень в Екатеринбург, и конечно, им хотелось выглядеть, как местные купцы. Но от отсутствия вкуса смотрелись наряды новоявленных горожан часто смешно и нелепо. Отличить местную элиту от тех, кто пытался ей подрожать, можно было по умению носить и сочетать одежду. Представители высшего класса одевались скромно, одежда была приглушенных цветов, украшений немного. Что касается причесок, то волосы никогда не делились прямым пробором. Крестьяне же предпочитали броские цвета — красный, зеленый, фиолетовый, грешили украшениями и носили прямой прибор.
Основным местом, где крестьяне могли недорого одеться, была Коковинская площадь — квартал, образованный современными улицами Шейнкмана, Радищева, Малышева, Сакко и Ванцетти. Работали там как крытые лавки, так и открытые места, где торговали поношенной одеждой. Свои товары продавали там и крупные купцы, в частности братья Агафуровы.
Женщины избавляются от условностей
— К концу ХIХ века стал упрощаться женский костюм — можно было уже не носить корсет, появились простые юбки, блузки. Вместо шелка и атласа использовался ситец, хлопчатобумажные ткани. Такие перемены были связаны с тем, что женщина освобождалась от условностей, традиций, появилось больше возможностей работать, участвовать в общественной жизни, а для этого нужно было носить комфортный костюм. И если раньше без помощи прислуги одеться было невозможно, то в начале ХХ века это уже было больше традицией, чем необходимостью, — говорит краевед.
Мужская мода тоже изменилась — появились короткие пиджаки, брюки, но индивидуальность мужчины было сложно подчеркнуть. Максимум чем могли отличаться пиджаки и брюки друг от друга, — это скромной вариацией цвета и типом ткани.
«Парижский шик» и дешевки
— Несмотря на то, что элита предпочитала скромность в нарядах, роскошь в высшем классе любили, — продолжает Анастасия Каримова. — Из-за развития промышленности, открытия золотых приисков в Екатеринбурге всегда были «бешеные деньги», которые легко приходили и легко тратились. Золотопромышленники устраивали балы, где женщины могли демонстрировать свои лучшие наряды, которые нередко заказывались из Парижа. Французская мода была очень популярна в то время, появлялись фэшн-журналы, из которых женщины узнавали о французских модных новинках. В городе даже работал магазин «Парижский шик», где можно было увидеть новейшие модели, и это был один из немногих магазинов, который никогда не объявлял распродажу или, как тогда говорили, «дешевку», — рассказывает краевед.
Дешевки на рубеже веков были очень популярны. Мода менялась стремительно, даже быстрее чем сейчас, и многие торговцы к концу сезона спешили избавиться от излишков. С очень яркими, привлекательными рекламными лозунгами проходили распродажи в шляпном магазине Софьи Исаевны Виленской, который был открыт на современной улице Пушкина. Выбор в магазине был огромный, и если женщины примеряли самые разные шляпки, то мужчины в основном выбирали «котелки» — просто, удобно, практично.
Господь создал людей разными, но галоши уравняли всех
Но как бы ни старались горожане выглядеть хорошо, все их усилия оказывались тщетны, когда наступала осень или весна. В Екатеринбурге в то время были немощеные улицы, и как только шел дождь или таял снег, в грязи увязали и крестьяне, и элита. И если по платью еще было можно отличить, к какому сословию относится человек, то обувь, а именно галоши, уравнивали всех — только в них можно было в грязь и слякоть передвигаться по городу. А поскольку желание горожан хорошо выглядеть никуда не исчезало, обувщики предлагали самые разные типы и модели галош. В начале ХХ века горожане надевали их на красивую обувь, а когда приходили в помещение, оставляли в передней и шли дальше в чистых туфлях. Для женщин делались даже специальные галоши с углублением для каблуков, ведь отменно выглядеть дамам хотелось независимо от того, месили ли они грязь ногами по дороге на бал или нет.
Ольга Плехова, фото автора